Теоретические основы управленческого учета
Теоретические основы управленческого учета
Понятие управленческого учета, его цель, функции и задачи
Предмет и метод управленческого учета; принципы управленческого учета
1. 3. Сравнение финансового и управленческого видов учета
Управленческий учет в контексте бизнес-среды предприятия
История развития управленческого учета
Понятие управленческого учета, его цели, функции и задачи
Процессы управления предприятием предполагают обеспечение менеджеров всех уровней необходимой информацией в виде набора данных разной степени структурированности и обработки, совокупность которых представляет информационное поле предприятия.
Информационное поле предприятия состоит из взаимосвязанных подсистем: технико-конструкторской, технологической, экономической и др. Среди них, подсистема, генерирующая экономическую информацию, занимает наибольший удельный вес по объему и значимости в принятии управленческих решений.
В свою очередь, значительное место в подсистеме экономической информации занимают данные трех учетных подсистем: финансового, налогового и управленческого учета, соотношение между которыми представлено на рисунке 1.1.
Информационно-методологическое поле каждой из составляющих учетной системы представлено в виде круга или его сегмента. Информация, регистрируемая и обрабатываемая в рамках процедур управленческого учета, изображена в виде большого круга УУ, в рамках процедур финансового учета - большого круга ФУ. Область пересечения этих двух кругов соответствует их информационной базе - первичной учетной документации, причем область З - это информация о затратах, лежащая в основе производственного учета (ПУ), который, в свою очередь, является частью управленческого учета. Налоговый учет (НУ), хотя и имеет свою собственную методологию, основан на информации, зарегистрированной в системе финансового учета, и поэтому на информационном поле имеет область пересечения с его системой.
ФУ |
НУ |
УУ ПУ |
З |
Рис.1.1. Информационное поле управленческого, производственного,
Финансового и налогового учета
Управленческий учет является аналитической системой формирования и обмена информацией, требуемой для принятия управленческих решений. Он является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.
Управленческий учет – это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и предоставления информации о хозяйственной деятельности организации и структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.
Целью управленческого учетаявляется подготовка и предоставление менеджерам организации достоверной, полной и своевременной информации для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей организации.
Сущность управленческого учета реализуется посредством ряда функций. Функции управленческого учета можно сгруппировать по двум основным направлениям:
- функции, обеспечивающие организацию потоков релевантной информации для всех уровней управления;
- функции, определяющие содержание информационных потоков, необходимых для управления предприятием.
Понимание сущности управленческого учета позволяет выявить зависимость функций, выполняемых этим видом учета, от функций управления (рисунок1.2.).
|
Функции управления |
Рис. 1.2. «Управленческая» матрица
Рассмотрим более подробно содержание функций управленческого учета:
Планирование - процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели, формулировку задач, изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели, выбор вариантов альтернативных действий.
Контроль -проверка реализации плановых показателей - заключается в определении состояния объекта; сопоставлении фактических результатов с плановыми; пересмотре и корректировке планов; выявлении отклонений от запланированного и регулирования.
Оценка - понимается как заключительный процесс анализа всей системы принятия решений. В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель, и выясняются причины отклонений: недостатки планирования; неоптимальный набор действий, который привел к увеличению количества оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели.
Организационная функция - состоит в создании организационной структуры организации, предназначенной для практической реализации поставленных перед ней целей - отделов, бюро, групп, подразделений и т.п.; распределении обязанностей между исполнителями; координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; установлении коммуникационных каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.
Стимулирование- это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи организации и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают планы (сметы) и исполнительские отчеты об их выполнении. Внутренняя отчетность создает основу для повышения эффективности системы контроля и регулирования, осуществляемой менеджерами.
Внутренняя информационная связь - это обмен информацией и отчетностью. Он позволяет скоординировать действия различных структурных подразделений для выполнения конечной цели; конкретизирует задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период: определяет условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений.
Управленческий учет выступает в качестве информационного фундамента управления внутренней деятельностью организации, ее стратегией и тактикой. Основное его назначение - это аккумулирование информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.
Тактика управленческого учетавключает организацию, учет, контроль, мотивацию, анализ и регулирование ранее принятых решений, а также ответственность за их исполнение.
Стратегия управленческого учетапредставляет собой систему анализа, прогнозирования, планирования и координации управленческих решений, определяющих развитие организации на длительный период.
Таблица 1.1.
Таблица 1.2.
Таблица 1.3.
Таблица 1.4.
Классификация затрат
Рис. 2.1. Взаимосвязь понятий «затраты» (X), «издержки» (Y),
«расходы» (Z)
В зависимости от метода признания затрат их можно разделить на «затраты на продукт» и «затраты (расходы) периода».
«Затраты на продукт» непосредственно связаны с осуществлением производственной деятельности предприятия, изготовлением продукции. Они имеют место при наличии производства и в большей части отсутствуют при свертывании производства.
«Затраты (расходы) периода» являются функцией отчетного периода; они связаны скорее с длительностью отчетного периода, чем с выпуском и продажей продукции. Таким образом, затраты (расходы) периода можно рассматривать в качестве убытков отчетного периода: если нет производства, нет затрат на продукт, то все равно остаются затраты периода.
Для производственных предприятий, в том числе и предприятий АПК особое значение имеет дифференциация затрат по местам их возникновения.
Места возникновения затрат представляют собой структурные единицы предприятия, являющиеся причиной возникновения затрат, включая протекающие внутри их хозяйственные процессы.
Выбор мест возникновения затрат в качестве объектов учета вызывается главным образом:
- необходимостью оценки прошлой, контроля настоящей и планирования будущей деятельности структурных единиц предприятия;
- необходимостью калькулирования себестоимости производимых продуктов, поскольку только часть возникающих затрат можно отнести на продукты по прямому признаку. Остальные затраты необходимо сначала собрать по местам их возникновения.
Принято различать следующие принципы выделения мест возникновения затрат:
- организационный - в соответствии с внутренней организационной иерархией предприятия (цех, участок, бригада, управление, отдел и т.д.);
- направления бизнеса - в соответствии с категорией производимых продуктов;
- региональный - в соответствии с территориальной обособленностью;
- функциональный - в соответствии с участием в бизнес-процессах предприятия (сферы снабжения, основного производства, вспомогательного производства, сбыта, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и т.д.);
- технологический - в соответствии с технологическими особенностями производства.
На практике перечисленные принципы могут встречаться также в комбинированном виде.
Под носителем затрат понимают продукт (часть продукта, группу продуктов) разной степени готовности (полностью готовый или прошедший только часть технологических операций, переделов, фаз), который в процессе своего производства и сбыта является причиной возникновения затрат и на который данные затраты можно отнести по прямому признаку.
Выбор носителей затрат в качестве объектов учета объясняется:
- необходимостью оперативного управления производством - величина затрат, вызываемых носителями, используется для планирования и контроля;
- необходимостью калькулирования себестоимости производимых продуктов.
Среди основных признаков классификации носителей затрат можно выделить:
- экономическую (материальную) сущность - продукция, работы, услуги;
- тип (категория) производства основное, вспомогательное;
- иерархическую взаимосвязь продуктов - тип продуктов, вид продуктов, вариант исполнения, сорт, типоразмер;
- степень готовности продукт после последовательного прохождения технологических операций;
- наличие связи с покупателем - номер заказа.
Методы организации учета затрат и перечень используемой для ведения учета первичной документации определяются рядом факторов: особенностями технологического процесса, видом используемого в процессе производства ресурса и другими факторами.
Классификация затрат
Затраты в управленческом учете играют особую роль. Данные о производственных затратах организации, зафиксированные в финансовом учете, являются одним из информационных источников управленческого учета.
Для рациональной организации системы управленческого учета большое значение имеет классификация затрат в связи с разнообразием целей решений, методов их достижений, периода действия, степени новизны и других требований.
Наиболее распространенной является группировка затрат по следующим направлениям управленческого учета: 1) для оценки себестоимости и запасов; 2) для принятия решений и планирования; 3) для контроля и регулирования. В рамках данных направлений классификация затрат производится по определенным классификационным признакам (таблица 2.1.)
Таблица 2.1.
Классификация затрат
Направления учета | Классификационный признак | Виды затрат |
1. Для оценки себестоимости и запасов | По экономическому содержанию | -экономические элементы -статьи калькуляции |
По составу | -одноэлементные -комплексные | |
По отношению к технологическому процессу | -основные -накладные | |
По способу отнесения на себестоимость | -прямые -косвенные | |
По методу признания в качестве расходов | -затраты на продукт -затраты на период | |
2. Для принятия решений и планирования | По отнесению на себестоимость текущего периода | -входящие -исходящие |
По отношению к уровню деловой активности | -переменные -постоянные | |
По отношению к данному управленческому решению | -релевантные -нерелевантные | |
-устранимые -неустранимые | ||
-безвозвратные | ||
-вмененные | ||
-предельные -приростные | ||
По возможности охвата планом | -планируемые -не планируемые | |
По периодичности возникновения | -текущие -единовременные | |
3. Для контроля и регулирования | По возможности контроля и регулирования | -регулируемые -нерегулируемые |
Рассмотрим виды затрат по указанным в таблице классификационным признакам более подробно.
По экономическому содержанию:
Экономические элементы. Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид ресурсов, используемых для производства и реализации продукции (работ, услуг). Принято выделять следующие экономические элементы:
-материальные затраты;
-затраты на оплату труда;
-отчисления на социальные нужды;
-амортизация;
-прочие затраты.
Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру затрат предприятия с помощью расчета удельного веса того или иного элемента в общей сумме затрат. Классификация затрат по экономическим элементам нормативно определена в п.8 ПБУ 10 «Расходы организации».
Статьи калькуляции (статьи затрат). Статья затрат – совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование. Совокупность используемых статей затрат принято называть номенклатурой затрат. Согласно п.8 ПБУ 10 «Расходы организации» «…для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается предприятиями самостоятельно».
Учет производственных затрат по калькуляционным статьям обеспечивает исчисление себестоимости единицы продукции (работ, услуг), позволяет определить их эффективность и конкурентоспособность, выявить влияние факторов, сформировавших данный уровень себестоимости, а также искать пути снижения затрат или оптимизации структуры себестоимости продукции (работ, услуг).
В качестве примера можно привести типовую номенклатуру статей:
1. Сырье и материалы;
2. Возвратные отходы (вычитаются);
3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций и предприятий;
4. Топливо и энергия на технологические цели;
5. Заработная плата производственных рабочих;
6. Отчисления на социальные нужды;
7. Расходы на подготовку и освоение производства;
8. Потери от брака;
9. Общепроизводственные расходы;
10. Прочие производственные расходы;
11. Общехозяйственные расходы;
12. Коммерческие расходы.
Первые 10 статей образуют так называемую производственную себестоимость. Сумма всех 12 статей представляет собой полную себестоимость производства и реализации (продажи).
По составу
Одноэлементные -это затраты, которые не могут быть разложены на слагаемые. По этому принципу построена классификация по экономическим элементам.
Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Наиболее ярким примером являются цеховые (общепроизводственные) расходы, в которые входят практически все элементы.
По отношению к технологическому процессу
Основные. К основным затратам относятся все виды ресурсов, потребление которых непосредственно связано с производством продукции (работ, услуг). Как правило, они составляют существенную часть издержек производства и обычно являются прямыми издержками при калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг). К их числу можно отнести: основные материалы, покупные полуфабрикаты, оплата труда основных производственных рабочих, амортизация объектов основных средств производственного назначения и пр.
Накладные. Накладные затраты не имеют прямой связи с производством продукции (работ, услуг). Они необходимы для производства, продажи продукции (работ, услуг) и управления организацией. Такие издержки планируются и учитываются как отдельный комплекс издержек организации и подлежат распределению между конкретными видами продукции (работ, услуг) при помощи косвенных расчетов.
Накладные издержки подразделяются на две группы: производственные (общепроизводственные) накладные издержки и непроизводственные (общехозяйственные) накладные издержки.
По способу отнесения на себестоимость
Прямые затраты. Прямые затраты могут быть обоснованно отнесены к конкретному калькуляционному объекту - виду продукции (работы, услуги), группе однородных изделий, конкретному заказу на изделие (работу) и т.п.
К прямым затратам относят:
- прямые материальные затраты - стоимость израсходованных материальных ресурсов, образующих основу готового продукта и являющихся необходимым компонентом при его изготовлении;
- прямые затраты на оплату труда включают в себя заработную плату производственных рабочих, непосредственно занятых производством продукции.
В финансовом учете эти издержки подлежат учету по дебету счета 20 «Основное производство».
Косвенные затраты. Косвенные издержки невозможно обоснованно отнести к конкретному калькуляционному объекту. Такие издержки являются общими для производства нескольких видов продукции (работ, услуг) и включаются в их себестоимость косвенным методом, т.е. распределяются между отдельными видами продукции (работ, услуг) на основе специальных расчетов.
В финансовом учете косвенные издержки отражаются по дебету счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Методику их распределения организация устанавливает самостоятельно и описывает в учетной политике.
По методу признания в качестве расходов
Затраты на продукт – это затраты, непосредственно связанные с осуществлением производственной деятельности организации. Это материальные издержки, которые возможно проинвентаризировать. Они включают в себя три элемента:
а) прямые материальные затраты;
б) прямые затраты на оплату труда;
в) общепроизводственные расходы.
В управленческом учете затраты на продукт называют также запасоемкими, поскольку они распределяются между текущими издержками, участвующими в исчислении прибыли организации, и запасами. Затраты на их формирование считаются входящими и являются активами организации, способными приносить ей экономическую выгоду в будущих отчетных периодах.
Затраты на продукт распределяются между текущими расходами, участвующими в формировании доходов отчетного периода, и запасами. Эти переходящие издержки (составляющие стоимость запасов) становятся расходами (в качестве себестоимости проданной продукции (работ, услуг) только тогда, когда продукция реализована. При этом процесс реализации продукции может быть осуществлен через несколько отчетных периодов, относительного того периода, когда эта продукция была произведена.
Затраты на период - признаются в том периоде (месяц, квартал, год), когда они были произведены, их размер зависит от длительности периода. Такие затраты нельзя проинвентаризировать, они не связаны с движением физических единиц готовой продукции, их не используют в расчетах себестоимости продукции (работ, услуг). Они не проходят через стадию запасов (т.е. не признаются активами), а сразу же оказывают влияние на размер прибыли организации. В управленческом учете подобные издержки также называют незапасоемкими, они состоят из коммерческих и административных издержек. В финансовом учете информация о таких издержках накапливается на дебет счетов 44 «Расходы на продажу» и 26 «Общехозяйственные расходы».
По отнесению на себестоимость текущего периода
Входящие затраты - это приобретенные и имеющиеся в наличии ресурсы, которые, как ожидается, должны принести доход организации в будущем. В бухгалтерском балансе организации такие издержки представлены в виде активов организации
Исходящие затраты (истекшие) – это израсходованные в отчетном периоде ресурсы с целью получения дохода и потерявшие способность приносить организации доход в будущем называются истекшими. В бухгалтерском учете такие издержки отражаются по дебету счета 90 «Продажи».
По отношению к уровню деловой активности ( по динамике)
Переменные затраты – это затраты, изменяющиеся пропорционально объему производства;
Постоянные затраты – затраты, не зависящие от колебания объема производства
По отношению к данному управленческому решению
Релевантные затраты – это затраты, которые принимаются в расчет при принятии конкретного управленческого решения, т.е. отличающие один альтернативный вариант от другого.
Нерелевантные затраты - затраты, которые от принятого решения не зависят.
Устранимые затраты – затраты, которые можно избежать, выбрав альтернативный вариант управленческого действия.
Неустранимые затраты – это те затраты, которых нельзя избежать ни при каком варианте управленческого действия.
Безвозвратные затраты - это затраты, которые возникли в результате ранее принятого управленческого решения и которые ни одни альтернативный вариант не способен откорректировать. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии управленческих решений (т.е. являются нерелевантными).
Вмененные (альтернативные) затраты – они характеризуют возможность, которая будет потеряна или которой жертвуют, в результате выбора одного из альтернативных вариантов управленческих действий. Данный вид затрат имеет место только в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки организации равны нулю.
Приростные затраты – это дополнительные затраты, возникающие в результате принятия управленческого решения.
Предельные (маржинальные) затраты – это приростные затраты в расчете на единицу продукции.
По возможности охвата планом
Планируемые – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.
Непланируемые – затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования себестоимости учетные данные представляют собой непланируемые затраты.
По периодичности возникновения
Текущие затраты - это затраты отчетного периода, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Обычно текущие затраты составляют основную часть производственной себестоимости продукции (работ, услуг) и возникают регулярно.
Единовременные затраты - представляют собой издержки, производимые однократно или периодически. Как правило, такие затраты связаны с освоением новых видов производств, разведкой и использованием природных ресурсов, капитальным ремонтом объектов основных средств и т.п.
По возможности контроля и регулирования
Регулируемые (контролируемые) затраты – это затраты, которые поддаются контролю со стороны менеджеров того или иного центра ответственности.
Нерегулируемые (неконтролируемые) – это затраты, не зависящие от деятельности менеджеров центра ответственности. Так же к нерегулируемым относят затраты, регулирование которых является неэффективным и нецелесообразным.
Кроме того, для оценки управленческой деятельности организации издержки классифицируются на эффективные и неэффективные. К эффективным относят издержки, осуществление которых приводит к получению дохода от продажи тех видов продукции (работ, услуг), на производство которых они были направлены. Неэффективные издержки - это непроизводственные издержки, в результате осуществления которых доходы не будут получены, так как не будет произведен продукт. Примером неэффективных издержек являются потери от брака и простоев, недостачи незавершенного производства, недостачи и порча материальных ценностей.
Рассмотренные выше классификации затрат не являются эталоном, они могут уточняться и изменяться.
Рис.2.3. Изменение совокупных постоянных затрат
Переменные затраты (variablecosts) изменяются пропорционально уровню деловой активности организации (объему производства, продаж). Экономическая природа данного вида затрат заключается в непосредственном участии в производственной деятельности предприятия.
Совокупные переменные издержки имеют линейную зависимость от уровня деловой активности организации, а удельные (средние) переменные издержки (доля переменных издержек в расчете на единицу объема производства (продаж)) являются постоянной величиной (рисунок 2.4.)
Объем производства, шт. а) |
Объем производства, шт. б) |
Рис. 2.4. Динамика совокупных (а) и удельных (б) переменных затрат
Сумма постоянных и переменных затрат при каждом данном уровне деловой активности организации образует общие (совокупные) затраты. Графически они представлены на рисунке 2.5.
Постоянные затраты y = a |
Переменные затраты y = bX |
Совокупные затраты Y = a + bX |
Объем производства (продаж) |
Рис. 2.5.Динамика совокупных затрат и их составляющих
Следовательно, совокупные затраты в общем виде могут быть представлены формулой Y = a + bX, где
Y - совокупные издержки, руб.;
а - их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.;
b-переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.;
X-показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения.
В основу рассмотренного поведения затрат положен ряд допущений:
-анализ поведения затрат осуществляется только в области релевантности;
-линейная функция адекватно отражает динамику затрат в области релевантности;
-колебания в общем уровне затрат вызваны изменением единственной переменной величины.
Экономические явления и связанные с ними затраты с точки зрения содержания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев издержки являются условно-переменными (или условно-постоянными). В этом случае изменение деловой активности организации также сопровождается изменением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты.
Проблемой, которая встает в практике использования классификации затрат по отношению к уровню деловой активности, является корректное отнесение тех или иных издержек предприятия к постоянным или переменным затратам. Для решения данной проблемы в практике учетно-аналитической работы применяется ряд методов, основными из которых являются:
- метод наибольшего и наименьшего значений (метод минимакс);
- метод наименьших квадратов;
- графический метод (диаграмма рассеяния);
Рис. 2.6. Структура косвенных затрат предприятия
Учет косвенных расходов при определении себестоимости произведенной продукции необходим для двух следующих целей:
- первая цель определяется требованиями финансового учета и связана с необходимостью распределения производственных затрат, понесенных за период, между себестоимостью реализованной продукции и стоимостью запасов;
- вторая цель состоит в обеспечении руководителей организации информацией, необходимой для принятия управленческих решений.
Распределение косвенных расходов производственных подразделений на продукты, проходящие через эти подразделения, начинается с выбора базы распределения. В качестве стандартной базы распределения чаще всего применяют показатели производственной деятельности, характеризующие использование основных факторов производства (человеческого труда и работы машин), в частности:
- труд основных производственных рабочих (часы);
- время работы оборудования (часы);
- заработную плату основных производственных рабочих (руб.);
- объем производства в натуральном выражении (ед.);
- затраты основных материалов (руб.);
- сумму прямых (основных) затрат (руб.)
Когда база распределения найдена, расчет ставки распределения косвенных расходов осуществляется по формуле:
После определения ставок распределения косвенных расходов по производственным подразделениям становится возможным определить суммы накладных расходов, падающих на тот или иной продукт, по формуле:
где n - количество подразделений
Рисунок 3.1. Виды себестоимости
В системах финансового и управленческого учета подходы к формированию себестоимости различны.
Информация о затратах, собранная в рамках бухгалтерского финансового учета, позволяет в конечном счете сформировать прибыль от реализации продукции, работ, услуг в целом по предприятию. Себестоимость каждого изделия, работы, услуги в этой учетной системе не показывается вовсе или рассчитывается усредненно.
Калькулирование - система экономических расчетов себестоимости продуктов (единицы продукта, части продукта, группы продуктов) разной степени готовности в рамках направления учета затрат.
Калькулирование позволяет:
- изучать формирование себестоимости полученных в процессе производства конкретных видов продукции;
- сравнивать фактические значения затрат с плановыми значениями;
- сравнивать затраты предприятия на конкретный вид продукции с затратами на аналогичную продукцию у конкурентов;
- формировать обоснованные цены на каждый вид продукции (учитывать реальные затраты на производство и реализацию, потребительную стоимость продукции и т.п.);
- принимать обоснованные решения о производстве новых видов продукции и снятии с производства продукции, не пользующейся спросом и т. д.
Основные задачи калькулирования:
- экономическое обоснование установления объектов калькуляции - это выпуск отдельных видов продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в результате производственной деятельности предприятия, по которым исчисляется себестоимость;
- точный и экономически обоснованный учет затрат на производство;
- учет объема, качества произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
- контроль использования ресурсов, соблюдения установленных смет расходов на обслуживание производства и управление;
- определение результатов деятельности структурных подразделений предприятия по снижению себестоимости продукции;
- выявление резервов снижения себестоимости продукции.
Объектом калькулирования являются отдельные виды продукции (выполненные работы, оказанные услуги) в результате производственной деятельности предприятия, по которым исчисляется себестоимость.
Номенклатура объектов калькуляции определяется предприятием, исходя из направлений учета, технологических особенностей производства, требований соответствующих отраслевых инструкций.
Между калькуляционным объектом и носителем затрат существует определенная взаимосвязь.Калькуляционный объект может:
- соответствовать носителю затрат;
- вместе сдругим (другими) объектами калькулирования входить в один носитель затрат (то есть быть частью носителя затрат);
- включать в себя несколько носителей затрат.
Во втором случае для исчисления себестоимости необходимо собранные по носителю затраты распределить между калькуляционными объектами. В третьем случае - суммировать затраты по носителям, входящим в данный калькуляционный объект.
Выбор объектов калькулирования обусловливается:
- особенностями применяемого технологического процесса производства;
- характером продукции;
- особенностями организационной структуры предприятия;
- целями калькулирования.
С учетом данных факторов объектами калькулирования могут быть продукт, часть продукта, группа однородных продуктов (продуктовое направление), группа одноименных продуктов (серия), набор продуктов (заказ), причем как по затратам производства в целом (законченные обработкой), так и по отдельным производственным операциям (переделам, стадиям, фазам).
Калькуляционные единицы - это количественное измерение объекта калькулирования. Калькуляционные единицы характеризуют физические свойства объекта калькуляции.
Из множества калькуляционных единиц для калькулирования используется один измеритель, который рассматривается как основной.
Принято выделять следующие основные виды калькуляционных единиц:
-натуральные количественные (штуки, тонны, киловатт-часы, метры и т.д.);
условно-натуральные (100 условных пар обуви, тонна условного чугуна, 1000 условных консервных банок и т.д.);
-условные калькуляционные единицы, предусматривающие определенное содержание полезного вещества в продукте (молочные продукты с определенным процентом жирности, химические продукты с определенным содержанием кислоты или щелочи, и т.д.);
-стоимостные единицы;
-единицы работы персонала или средств труда (нормо-час работы специалиста, машино-день, тонно-километр перевозок и т.д.).
Натуральные единицы выгодно отличаются тем, что они часто совпадают с носителями затрат.
Условно-натуральные единицы и единицы работы применяют в случаях, когда при большой номенклатуре продуктов затруднено калькулирование по всем наименованиям (такой подход оправдывает себя, если структура ассортимента производимых продуктов и нормы затрат для отдельных продуктов неизменны). Условно-натуральные единицы применяются так же при калькулировании промежуточной продукции.
В производствах, где из одних исходных материалов производятся продукты с близкими по характеру, но с разными по эффективности потребительскими свойствами (например, с разным содержанием полезного вещества) в качестве калькуляционной единицы выбирается продукт (реальный или условный) с определенной величиной потребительной стоимости (например, с определенным содержанием полезного вещества).
Единицы работы используются в производствах, цель которых - не изготовление продукции, а оказание услуг.
Для целей перспективного планирования могут использоваться укрупненные калькуляционные единицы.
<