Основы бухгалтерского управленческого учета

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Российский государственный торгово-экономический университет

Машинистова Г.Е. основы бухгалтерского управленческого учета - student2.ru

Учебное пособие

Москва 2012


Лекция № 1.

Тесты.

1. Управленческий учет представляет собой подсистему:

а) статистического учета;

б) финансового учета;

в) бухгалтерского учета.

2. Основой управленческого учета является:

а) финансовый бухгалтерский учет;

б) налоговый учет;

в) производственный учет;

г) статистический учет.

3. Основная цель управленческого учета состоит в предоставлении инфор­мации:

а) внешним пользователям;

б) внутренним пользователям;

в) органам исполнительной власти.

4. Требование обязательности ведения учета в наибольшей степени рас­пространяется на:

а) финансовый учет;

б) управленческий учет;

в) оперативный производственный учет.

5. В функциональные обязанности бухгалтера-аналитика предприятия входят:

а) анализ финансовой отчетности;

б) управленческое консультирование по вопросам планирования, кон­троля и регулирования деятельности центров ответственности;

в) налоговое консультирование.

Лекция № 4.

Элементы затрат используются при составлении Отчета о прибылях и убытках, а также Баланса в международной практике.

В МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» говорится, что «компания должна представлять в отчете о прибылях и убытках или в примечаниях к нему анализ доходов и расходов, используя классификацию, основанную на характере доходов и расходов (то есть отражение расходов по элементам), или на их функции в рамках компании (то есть с подразделением расходов на производственные, коммерческие, административные). При этом предпочтительно давать анализ расходов в самом отчете о прибылях и убытках, а не в примечаниях к нему.

Для представления информации о прибылях и убытках организации МСФО 1 предлагает два способа анализа расходов в отчете.

Первый анализ называется методом характера затрат. В нем расходы объединяются в соответствии с их характером, а именно: по элементам затрат, и не перераспределяются между различными функциональными направлениями внутри компании (производственным, административным, распределяющим).

Этот метод применим в небольших компаниях, где не требуется распределение расходов в соответствии с их функциональной классификацией.

Формат такого отчета:

Выручка   Х
Прочий операционный доход   Х
Изменения в запасах готовой продукции и незавершенного производства Х  
Использованное сырье и расходные материалы Х  
Заработная плата Х  
Расходы на амортизацию Х  
Прочие операционные расходы Х  
основы бухгалтерского управленческого учета - student2.ru Суммарные операционные расходы   (Х)
Прибыль от операционной деятельности   основы бухгалтерского управленческого учета - student2.ru Х


Рассмотрим, как образуется финансовый результат в таком случае.

основы бухгалтерского управленческого учета - student2.ru основы бухгалтерского управленческого учета - student2.ru основы бухгалтерского управленческого учета - student2.ru основы бухгалтерского управленческого учета - student2.ru НП ГП

Ост 1 Ост 1'

Тесты.

1. К элементам затрат относятся:

а) затраты на управление производством;

б) затраты на командировки;

в) затраты на оплату труда

2. Элементы затрат используются:

а) для управления деятельности организации;

б) для формирования себестоимости продукции;

в) для определения характера деятельности организации

3. Статьи затрат используются:

а) при формировании информации в управленческом учете;

б) при формировании информации в финансовом учете;

в) при определении финансового результата.

4. Преобладание элемента «Амортизация» в затратах предприятия означает, что:

а) деятельность организации является достаточно трудоемкой;

б) деятельность организации является достаточно фондоемкой;

в) деятельность организации является достаточно материалоемкой.

5. К комплексным затратам относятся:

а) затраты прямого труда;

б) затраты прямых материалов;

в) накладные производственные затраты.

Лекция № 5.

Прямые и косвенные затраты

В зависимости от способа включения в себестоимость продукции затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты – это затраты, которые в момент их возникновения можно непосредственно и экономично (на основании первичных документов без дополнительных расчетов) отнести на объект калькуляции, то есть здесь объект учета затрат (место их возникновения) совпадает с объектом калькулирования. Такие затраты, как правило, являются переменными, поскольку они меняются в зависимости от объема деятельности. Но такое случается не всегда. Прямые затраты могут и постоянными.

Основными примерами таких издержек являются затраты:

· на сырье и основные материалы (прямые материалы);

· на заработную плату основных производственных работников (прямой труд);

· на оплату электроэнергии на технологические нужды;

· на амортизацию производственного оборудования;

· на страхование деятельности по производству конкретного продукта.

Оплата электроэнергии на технологические нужды выступает в качестве прямых затрат при условии:

· можно определить количество потребляемой энергии;

· на данном виде оборудования производится только один вид продукции

Затраты на амортизацию могут быть прямыми в случае:

· на данном виде оборудования производится только один вид продукции

Косвенные затраты – это затраты, которые не могут быть отнесены в момент возникновения на объект калькулирования, они должны быть предварительно собраны на отдельном счете, отражающем место их возникновения, а затем, используя дополнительные расчеты, распределены между изготавливаемыми продуктами.

Они включают в себя затраты, связанные с техническим обслуживанием оборудования и помещений, со сбытом товаров и услуг, обеспечением условий деятельности предприятия. Такие затраты чаще всего являются постоянными, поскольку не зависят от объема деятельности. Основными примерами таких издержек являются:

· аренда;

· коммунальные платежи;

· заработная плата специалистов и служащих;

· амортизация;

· страхование деятельности;

· услуги связи и др.

Затраты не всегда можно точно отнести к той или иной категории. Те затраты, которые являются прямыми для одной кампании, могут быть косвенными для другой. Заработная плата производственных рабочих в одной организации может исчисляться за отработанное время (постоянные затраты), а в другой - за объем выполненных работ (переменные затраты). Расходы на рекламу конкретного продукта будут прямыми затратами для данного продукта, в то время как расходы на рекламу компании - это косвенные затраты для различных продуктов данной компании.

Если учет прямых издержек не вызывает затруднений, то распределение косвенных затрат является серьезной проблемой для бухгалтера по управленческому учету. Поскольку себестоимость продукции, работ или услуг часто служит базой для установления отпускной цены, то в конечном итоге организациям необходимо каким-то образом распределить все накладные затраты между произведенными изделиями. Для этого надо определить, какое количество или какую часть общих накладных затрат вбирает в себя (поглощает) тот или иной продукт. Для этих целей вводится понятие коэффициента поглощения, который рассчитывается на основе какого-либо фактора издержек, иначе говоря, на основе какой-то базы распределения. Одним из методов распределения, считающимся традиционным для российского учета, является деление накладных затрат пропорционально прямым затратам труда (либо всем прямым затратам). В данном случае базой распределения будут являться соответствующие прямые издержки, а коэффициентом поглощения – доля таких прямых затрат на производство определенного вида продукции в общей сумме соответствующих прямых затрат. Такая база распределения косвенных затрат является самой часто применяемой базой во всех странах.

Следует отметить, что общей проблемой при расчете себестоимости выпущенного продукта является также распределение затрат между отчетными периодами, то есть определение остатков незавершенного производства. Методика определения остатков незавершенного производства зависит от особенностей деятельности организации. Существуют отраслевые методические указания по определению остатков незавершенного производства и калькулированию себестоимости продукции в различных отраслях народного хозяйства.

Для распределения косвенных затрат на продукт деятельности необходимо выбрать базу распределения (фактор затрат). В виде базы могут выступать:

· прямой труд (заработная плата основных производственных рабочих);

· прямые материалы (прямые затраты сырья);

· сумма всех прямых затрат организации;

· объем выручки или объем производства и т.д.

Контрольные вопросы.

1. Поясните разницу между классификацией затрат для финансового учета и для управленческого учета.

2. От чего зависит выбор классификации затрат?

3. Где применяется разделение затрат на прямые и косвенные?

4. Для чего необходимо разделение затрат на затраты продукта и расходы периода?

5. Какие виды затрат могут включать бесполезные затраты?

6. Какие параметры деятельности организации можно отнести к релевантным и почему?

Задача.

Сальдо начальное на счете основного производства по изделию А – 10 000 руб., по изделию В – 5 000 руб., конечное: А – 8 000 руб., В – 9 000 руб. На изготовление изделия А за отчетный период отпущено материалов на 10 000 руб., на изделие В – 15 000 руб. Заработная плата рабочих, изготавливающих изделие А – 20 000 руб., В – 30 000 руб. Производственные накладные затраты 50 000 руб., административные – 150 000 руб. Производственные накладные затраты распределяются пропорционально оплате труда основных рабочих. Административные затраты списываются на счет реализации, то есть признаются расходами периода.Остатки готовой продукции на складе на конец отчетного периода – 2 000 руб. по изделию А и 3 000 руб. по изделию В. Остальная выпущенная продукция реализована: А – за 144 000 рублей, а В – за 180 000 рублей. Определить финансовый результат, валовую прибыль от продажи каждого изделия и выразить операции с помощью бухгалтерских проводок при условии, что НДС с продаж составляет 20% (для простоты расчетов).

Тесты.

  1. Какие из названных ниже затрат относятся к альтернативным?

a) приростные затраты по амортизации, содержанию и обслуживанию основных средств при принятии дополнительного заказа;

b) сумма неполученной арендной платы при принятии решения о производстве на собственных площадях и отклонении решения о сдаче их в аренду;

c) сумма дополнительной арендной платы, взимаемая с предприятия при увеличении загрузки арендуемого склада;

d) сумма недоначисленной амортизации при замене старого объекта основных средств.

  1. В составе бесполезных затрат могут быть учтены:

a) амортизация, оборудование, аренда, коммунальные платежи;

b) оплата простоя не по вине рабочего;

c) затраты на исправление брака;

d) прямые затраты материалов и труда основных производственных рабочих.

  1. Релевантными считаются данные о доходах и расходах:

a) относящиеся к отчетному периоду;

b) относящиеся к принимаемому решению и различающиеся по вариантам;

c) относящиеся к будущему отчетному периоду и принимаемому управленческому решению;

d) относящиеся к определенному уровню деловой активности организации.

  1. Вмененные затраты учитываются при принятии управленческих решений:

a) в условиях ограниченности ресурсов;

b) при избытке ресурсов;

c) независимо от степени обеспеченности ресурсами.

  1. Метод прямого распределения затрат непроизводственных подразделе­ний между производственными центрами ответственности использует­ся в случае, когда непроизводственные подразделения:

a) не оказывают друг другу услуги;

b) оказывают друг другу услуги в одностороннем порядке;

c) обмениваются встречными услугами

d) во всех вышеперечисленных случаях.

Лекция № 6.

Пример калькуляции себестоимости процессов машинного

проектирования, курируемых фирмой "ИНТЕРСТЕД", с помощью

АВС-метода.

Таблица данных о затратах на производство продуктов А и В.

Наименование А В Всего
Единиц продукции в год 30 000 150 000 180 000
Количество производственных операций      
Единиц оборудования
Киловатт-часов 15 000 75 000 90 000
Основная себестоимость 150 000 750 000 900 000

Данные по цехам

Часы ручного труда Цех 1 Цех 2 Всего
Продукт А 20 000 80 000 100 000
Продукт В 152 000 48 000 200 000
Итого 172 000 128 000 300 000
Машино-часы Цех 1 Цех 2 Всего
Продукт А 20 000 30 000 50 000
Продукт В 80 000 170 000 250 000
Итого 100 000 200 000 300 000
Накладные расходы Цех 1 Цех 2 Всего
Наладка техпроцесса 144 000 144 000 288 000
Контроль качества изделий 111 000 111 000 222 000
Энергоснабжение производства 42 000 210 000 252 000
Техобслуживание оборудования 39 000 295 000 334 000
Итого 336 000 760 000 1 096 000

В качестве фактора затрат для затрат по наладке техпроцесса логично выбрать количество производственных операций, составляющих технологический процесс производства изделия, для контроля качества – количество единиц произведенной продукции, для энергоснабжения – количество киловатт-часов и для техобслуживания – количество единиц оборудования.

Для последующего анализа следует обратить внимание на то, что в цехе № 1 преобладает ручной труд, а в цехе № 2 – механизированный.

Содержание первого этапа

На первом этапе рассчитываются коэффициенты поглощения накладных расходов различными видами продукции.

1). Затраты на наладку техпроцесса и на техобслуживание оборудования: 8/20 = 0,40 - для А и 12/20 = 0,60 - для В.

2).Затраты на энергоснабжение: 15000/90000 = 0,17 - для А и 75000/90000 = 0,83 - для В.

3).Затраты на контроль качества изделий: 30000/180000= 0,17 - для А и

150000/1800000 = 0,83 - для В.

Содержание второго этапа.

На втором этапе каждый вид накладных расходов рассматриваем относительно видов продукции

Наименование (А/В) А В
Затраты на наладку техпроцесса и на техобслуживание оборудования (288 000 + 334 000) * 0,4 и (288 000 + 334 000) * 0,6     248 800     373 200  
Затраты на энергоснабжение 252 000 * 0,17 и 252 000 * 0,83   42 840  
Затраты на контроль качества изделий 222 000 * 0,17 и 222 000 * 0,83   37 740   184 260
Полные накладные расходы 329 380 766 620
Основная себестоимость 150 000 750 000
Полные производственные затраты 479 380 1 516 620
Единиц произведенной продукции 30 000 150 000
Удельная себестоимость 15,98 10,11

Таким образом, на третьем этапе с помощью групповой ставки и меры количества ресурсов, потребляемых каждым продуктом производства, исчисляется полная производственная себестоимость изготовленного изделия. Затем, учитывая количество изготовленных единиц продукции, можно рассчитать удельную себестоимость изделия.

Суть второго этапа выражена в следующей формуле.

Относимые накладные расходы = Групповая ставка * Количество единиц носителя издержек

Пример калькуляции себестоимости продукции

Пример калькуляции себестоимости продукции

D Затрат 8 860 – 8 350

основы бухгалтерского управленческого учета - student2.ru основы бухгалтерского управленческого учета - student2.ru К = = = 85

D Объема 23 - 17

Затем коэффициент реагирования затрат умножается на значение объема производства. Таким образом определяется сумма переменных затрат. После вычитания суммы переменных затрат из общей величины затрат получаем сумму постоянных затрат (с некоторой долей приближения): 85 * 17 = 1 445; 8 350 – 1 445 = 6 905; 85 * 23 = 1 955; 8 860 – 1 955 = 6 905.

То есть с помощью метода максимальной и минимальной точки можно определить зависимость

Y = aX + b,или Y = 85X + 6 905

которой подчиняется поведение затрат при их линейной аппроксимации.

Контрольные вопросы.

1. Какие затраты относятся к переменным?

2. Дайте определение понятия «релевантный уровень».

3. Как изменяются постоянные затраты в расчете на одно изделие при увеличении объема выпуска?

4. Что такое «коэффициент реагирования затрат?

Тесты.

  1. Что характеризует коэффициент реагирования затрат?

a) соотношение между ростом доходов и затрат;
соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности организации;

b) изменение затрат в зависимости от степени загрузки производственных мощностей;

c) изменение затрат по отчетным периодам.

  1. В чем состоит суть метода высшей и низшей точки?

a) в определении максимальных и минимальных доходов организации за отчетный период;

b) в определении максимальных и минимальных расходов организации за отчетный период;

c) в прогнозировании поведения издержек при изменении деловой активности организации;

d) в планировании наивысшей и минимальной прибыли исходя из возможных лимитирующих факторов.

  1. Что означает понятие «масштабная база» или «релевантный уровень»?

a) интервал уровня деловой активности организации, в котором затраты подчиняются определенной закономерности;

b) база распределения накладных расходов при позаказном методе калькулирования себестоимости продукции;

c) размер предприятия, затраты которого калькулируются;

d) затраты, необходимые для принятия управленческих решений.

Лекция № 8.

Сальдо конечное

основы бухгалтерского управленческого учета - student2.ru основы бухгалтерского управленческого учета - student2.ru Сальдо начальное + Оборот по дебету = Сальдо конечному + Оборот по кредиту

Всегда известны Сумма известна, но надо разделить

Вторая проблема решается в самом общем случае инвентаризацией незавершенного производства, которая является очень трудоемким процессом. Поэтому каждая организация ищет свои пути сокращения затрат и времени на определение остатков незавершенного производства. При этом используются отраслевые методические рекомендации и методы калькулирования себестоимости, разработанные самой организацией.

Под формированием, то есть калькулированием себестоимости понимается исчисление себестоимости произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Данные калькуляции фактической себестоимости продукции широко используются в управлении производством: для контроля за соблюдением принятой предприятием плановой (нормативной) себестоимости продукции и рентабельности производства, выявления резервов и путей дальнейшего снижения затрат труда и материальных ресурсов.

Методы калькулирования себестоимости могут быть различными. Их можно классифицировать следующим образом.

1. В зависимости от полноты расчета себестоимости (в рамках финансового учета):

a) полная производственная себестоимость (себестоимость, состоящая из прямых и накладных производственных затрат);

b) сокращенная производственная себестоимость (по прямым производственным затратам).

2. В зависимости от целей ценообразования и других управленческих целей (полнота расчета в рамках управленческого учета):

a) полная себестоимость (абсорбционная себестоимость);

b) себестоимость по переменным затратам (direct-cost).

3. В зависимости от применения методов планирования и контроля затрат:

a) фактическая производственная себестоимость;

b) нормативная производственная себестоимость.

4. В зависимости от типа производства:

a) себестоимость, рассчитанная по заказам (позаказная себестоимость);

b) себестоимость, рассчитанная по процессам (попроцессная себестоимость)

Полная себестоимость необходима для возможности корректировки цен на продукт производства в стандартных условиях, т.е. в зависимости от рыночных колебаний цен на продукт.

Себестоимость по методу «директ-костинг» необходима в случаях формирования нестандартной цены. То есть в случаях, когда организация ставит задачей захватить определенный сегмент рынка или удержаться на нем, когда хочет сохранить определенный круг клиентов и при принятии различных управленческих решений.

В России фактическую себестоимость рассчитывает любая фирма, независимо от того, применяет она или нет нормативную себестоимость. Западные методики предполагают расчет только нормативной себестоимости с отнесением отклонений фактических затрат от нормативных прямо на финансовый результат.

Следует отметить, что в первых трех классификациях выбор метода калькулирования определяется исключительно выбором организации, решением руководства и зависит от целей поставленных перед предприятием.

В последнем, четвертом случае применение той или иной методики в первую очередь зависит от типа производства. Определившись с базовой методикой, организация может разработать свой метод расчета себестоимости, включающий любую из известных методик и их комбинации. Здесь большое значение имеет способ определения организацией остатков незавершенного производства и закрепление его в учетной политике предприятия.

Часто в литературе можно встретить большее количество базовых методик. Так, например, выделяют позаказное калькулирование, простое калькулирование, попроцессное калькулирование и попередельное калькулирование. По нашему мнению простое, попроцессное и попередельное калькулирование – разновидности одного и того же метода.

Простоя калькулир применяется

Попередельное калькулирование применяется тогда, когда продукт проходит несколько стадий (переделов) обрботки.

Мы рассмотрим применение базовых методик. Комбинации различных методов – прерогатива организации.

Могут встречаться даже комбинации позак. и попроц., не говоря о комбинациях базовых методик с методами нормативного учета затрат, «директ-костингом» и т.д.

Условия деятельности предприятий различны, следовательно, они требуют для каждой отдельно взятой организации определенного подхода к отнесению издержек производства на себестоимость изготавливаемой продукции. То есть существуют различные способы калькулирования себестоимости.

Например, если на предприятии производится большое количество различной продукции, или оно вовлечено в различные виды деятельности, или производятся уникальные изделия по специальному заказу, то необходимо в процессе работы исчислять себестоимость каждого продукта или вида деятельности в отдельности. В таких случаях используется позаказное калькулирование себестоимости.

Если же предприятие оказывает услуги одного вида, или производит однотипную продукцию, или имеет непрерывный производственный цикл, то необходимо определять среднюю себестоимость для каждой произведенной единицы продукции или оказанной услуги за определенный период времени. В таких случаях используется калькулирование себестоимости по процессам.

В каждом из этих методов может применяться система подразделения затрат на стандартные (нормативные) и нестандартные, то есть отклонения от стандартов. Использование в учете затрат стандартной калькуляции, включающей научно обоснованные нормы затрат материалов, труда и накладных расходов, относящихся к изделию или услуге, и учет разницы между фактической и стандартной (нормативной) себестоимостью получило название нормативного метод (системы нормативного учета затрат – СНУЗ) или метода стандарт-костс.

Кроме того, при использовании обоих методов можно делить затраты на переменные и постоянные. Такое деление применяется в системе директ-костинг, то есть в учете по маржинальной (усеченной) себестоимости. В этом случае для оценки запасов и реализованной продукции используются только прямые расходы, остальные затраты относятся прямо на результаты деятельности. Международные стандарты финансовой отчетности не рекомендуют использование метода директ-костинг для формирования данных Отчета о прибылях и убытках.


Лекция № 9.

Задача.

При некотором сезонном производстве использовались следующие данные для расчета позаказной себестоимости:

Объем производства Фактические накладные расходы Факт.затраты в машино- часах Отнесенная ставка накл. расх (у.е. на маш-час)
Переменные. (у.е.) Постоянные (у.е.) Полные (у.е.)
Месяц максимального производства   20 000 .   30 000     50 000   5 000  
Месяц минимального производства   5 000     30 000     35 000   1 250  

Определить, оправдана ли выбранная ставка накладных расходов? Если нет, сделать другой расчет, определить, в чем ошибка распределения затрат.

Тесты.

1. Элементом учетной политики организации является списание общехо­зяйственных расходов с одноименного счета 26 в конце отчетного пери­ода в дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж». Это означает, что в бухгалтерском учете формируется информация о:

e) полной себестоимости;

f) производственной себестоимости;

g) переменной себестоимости;

h) себестоимости, рассчитанной по прямым затратам.

  1. Расчет себестоимости единицы продукции может осуществляться мето­дом простого одноступенчатого калькулирования при условии:

a) производства однородной продукции;

b) отсутствия запасов незавершенного производства;

c) отсутствия запасов готовой продукции;

d) при выполнении всех трех вышеперечисленных условий.


Лекция № 10.

МЕТОД «ДИРЕКТ-КОСТИНГ»

С

учетом релевантного уровня все затраты можно разделить на переменные и постоянные. Это - очень важный момент для маржинального подхода к распределению затрат, который используется для составления внутренней сегментарной отчетности. Сегментом называется любой участок, элемент или предмет деятельности отдельной хозяйственной единицы. Менеджер, руководящий данным сегментом деятельности, собирает и анализирует информацию о затратах, составляя сегментарную отчетность. Наилучшие модели динамики затрат получаются на основе маржинального подхода, поскольку он подразумевает учет в составе себестоимости только тех затрат, которые изменяются в результате изменения уровня деловой активности. С помощью этого достигается регулирование затрат и возможность их контроля и принятия управленческих решений.

На основе маржинального подхода проводится калькулирование себестоимости продукции по переменным издержкам (учет по маржинальной, усеченной себестоимости). При использовании данного метода в себестоимости учитываются только прямые переменные затраты (просто прямые затраты) на производство и реализацию продукции, они и составляют усеченную (маржинальную) себестоимость. Разница между выручкой от реализации и усеченной себестоимостью называется маржинальным доходом (маржинальной прибылью), из которого покрываются общие издержки периода (постоянные коммерческие и административные расходы, постоянные производственные накладные расходы). Отсюда второе название данного вида прибыли – сумма покрытия.

Данный метод расчета усеченной себестоимости, получивший еще название «директ-костинг», позволяет рассчитывать дополнительный доход, который может получить предприятие, например, используя свободные резервы (оборудование, простаивающее в ночное и прочее нерабочее время и т.д.). Он очень эффективен при определении рентабельности отдельных сегментов производства, незаменим при составлении бизнес-планов, при ценообразовании.

Калькуляция по переменным затратам позволяет прогнозировать прибыль, исходя из предполагаемого уровня расходов, и определять для каждой конкретной ситуации объем продаж, обеспечивающий безубыточную деятельность. При этом руководство организации получает информацию относительно «вклада» каждого выпускаемого вида продукции в общий финансовый результат. Данный метод позволяет определять цену продукции в нестандартных ситуациях (при захвате рынка, при стремлении удержаться на рынке, при продвижении на рынок новых продуктов).

При расчете себестоимости по принципу переменных затрат часть административных и коммерческих расходов могут попасть в себестоимость изготовленного продукта, а, следовательно, в активы организации через незавершенное производство и остатки готовой продукции на складе. Это уменьшит себестоимость реализованного продукта (увеличит финансовый результат) по сравнению с системой учета полных затрат, при которой рассчитывается производственная себестоимость, включающая все прямые затраты и производственные накладные расходы. Но такие же остатки предыдущего отчетного периода, попадая в себестоимость реализованной продукции отчетного периода, увеличивают ее, а, следовательно, уменьшают финансовый результат. То есть в среднем финансовый результат не зависит от выбора системы калькулирования себестоимости.

Международные стандарты финансовой отчетности не рекомендуют применение метода «директ-костинг», то есть маржинального подхода, для формирования финансовой отчетности.

Трансфертная цена – цена, по которой продукция и услуги передаются другим подразделениям одной компании. То есть, это – внутренняя цена передачи ресурсов, необходимая для определения результатов деятельности отдельного подразделения, оценки его вклада в общий финансовый результат. Трансфертные цены могут устанавливаться на основе:

· рыночных цен;

· полной себестоимости с учетом процента прибыли;

· переменных затрат и процента прибыли.

Может устанавливаться также двойное трансфертное ценообразование, когда цена продающего подразделения отличается от цены покупающего подразделения.

Выбор трансфертной цены осуществляет руководство организации. Следует отметить, что в российском учете трансфертные цены пока используются в основном при бюджетном финансировании.

Одним из основных методов, применяемых управленческим анализом, является маржинальный подход, называемый также анализом «затраты-объем-прибыль» или cost-volume-profit – CVP-анализ (метод «директ-костинг»), использующий разделение издержек на переменные и постоянные.

CVP-анализ рассматривает изменение прибыли как функцию набора факторов: переменных и постоянных затрат, цены продажи, объема и ассортимента реализованной продукции. Изучив взаимодействие затрат, объема продаж и чистой прибыли, менеджер принимает корректные решения по планированию.

Вопросы, на которые отвечает маржинальной анализ (анализ безубыточности):

· Какой объем продаж требуется для безубыточной работы?

· Какой объем продаж необходим для получения желаемой прибыли?

· Какая ожидается прибыль для заданного объема продаж?

· Каким образом повлияют на прибыль изменения в цене реализации, переменных затратах, постоянных затратах и объеме производства?

· Как повлияют изменения в ассортименте реализованной продукции на потенциальную прибыль, безубыточность и объем целевого дохода?

· На сколько можно снижать объемы производства и продаж безопасно для организации?

Концепция маржинальной прибыли отличается от концепции валовой прибыли. Валовая прибыль покрывает непроизводственные затраты, а маржинальная прибыль покрывает постоянные затраты. Поэтому и отчеты о прибылях и убытках строятся по-разному: отчет, использующий валовую прибыль, построен по функциональному признаку затрат (производственные, непроизводственные), а отчет, использующий маржинальную прибыль, построен по поведенческому признаку затрат (переменные, постоянные).

Традиционный формат Формат маржинальной прибыли
Показатель Сумма Показатель Сумма
Выручка 35 000 Выручка 35 000
Себестоимость:   Переменные затраты:  
реализованной продукции (20 000) производственные 13 000  
Валовая прибыль 15 000 сбытовые 3 200  
    административные 500 (16 700)
    Маржинальная прибыль 18 300
Операционные затраты:   Постоянные затраты:  
сбытовые 8 200   производственные 7 000  
административные 3 600 (11 800) сбытовые 5 000  
Прибыль до налогообложения 3 200 административные 3 100 (15 100)
    Прибыль до налогообложения 3 200

Итак, для составления финансовой отчетности данный метод, как правило, не используется. Но его применение дает хорошие результаты в системе управленческого учета. Он служит для принятия управленческих решений. Важность данного метода для управленческого учета подчеркивается тем, что в некоторых странах, например, во Франции управленческий учет называют маржинальным учетом.

В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. Предприятие выпускает три вида изделий, сведения о затратах на производство которых представлены в таблице (постоянные расходы распределены пропорционально прямым затратам на оплату труда).

Наши рекомендации

N п/п Показатели Общая сумма расходов В том числе по изделиям
  A B C