Тема 2. Основы управленческого учета

Анализ - Планирование – Организация- Учет - Контроль - Регулирование - -Анализ

Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, стимулирование вы­полнения, учет, анализ и контроль затрат.

Прогнозирование и планирование затрат подразделяют на перспективное (долгосрочное) и текущее (краткосрочное).

Задачей долгосрочного планирования является подготовка ин­формации об ожидаемых затратах при освоении новых рынков сбы­та, создании и выпуске новой продукции, увеличении мощности пред­приятия. Это могут быть затраты на маркетинговые исследования, НИОКР, капитальные вложения.

Текущее планирование осуществляется для реализации долго­срочных целей предприятия.

Организация затрат —устанавливает, кто является субъектами управления затратами на конкретном предприятии, с использованием какой информации и документов, какими методами они действуют; определяются места возникновения затрат, центры затрат и центры ответственности.

Место возникновения затрат — это структурные единицы предприятия, производственные подразделения, являющиеся местом возникновения затрат с учетом протекающих внутри них хозяй­ственных процессов.

Выбор мест возникновения затрат в качестве объектов учета определяется главным образом:

— необходимостью оценки прошлой, контроля настоящей и пла­нирования будущей деятельности структурных единиц предприятия;

— необходимостью калькулирования себестоимости производи­мых продуктов, поскольку только часть возникающих затрат можно непосредственно отнести на конкретные продукты;

— необходимостью разделения затрат на постоянные и пере­менные, так как один и тот же вид затрат в разных местах ведет себя по-разному.

Носитель затрат — продукт (группа продуктов) разной степе­ни готовности (полностью готовый или прошедший только часть тех­нологических операций), который в процессе своего производства и сбыта является причиной возникновения затрат и на который дан­ные затраты можно отнести по прямому признаку.

Основные признаки классификации носителей затрат:

— экономическая сущность — продукция, работы, услуги;

— тип (категория) производства — основное, вспомогательное;

— взаимосвязь продуктов — вид продуктов, сорт;

— степень готовности.

Группировка затрат по их носителям необходима для определе­ния себестоимости продукции.

Центр затрат — организационная единица или область дея­тельности, где целесообразно накапливать информацию о затратах на приобретение активов (входящие затраты) и расходах (затраты на выходе). В пределах этого центра менеджер несет ответствен­ность за произведенные расходы.

Координация и регулирование предполагают сравнение зат­рат с запланированными, выявление отклонений и принятие опера­тивных мер по их ликвидации.

Стимулирование подразумевает изыскание таких способов воз­действия на участников производства, которые побуждали бы со­блюдать установленные планом (нормативами) затраты и находить возможности их снижения.

Учет необходим для подго­товки информации в целях принятия правильных решений.

Анализ затрат, как элемент функции контроля, по­зволяет оценить эффективность использования всех ресурсов пред­приятия, выявить резервы снижения затрат на производство, собрать информацию для планирования и принятия рациональных решений.

Функция контроля (мониторинга) обеспечивает обратную связь, сравнение запланированных и фактических затрат.

1.5 Понятие экономических и бухгалтерских затрат

Под бухгалтерскими затратами понимают фактические зат­раты факторов производства, приобретенных по рыночным ценам.

Под экономическими затратами понимают затраты упущенных возможностей, то есть сумму денег, которую можно получить при наи­более выгодном из всех возможных альтернативных вариантов ис­пользования ресурсов.

Понятие экономических затрат обусловлено ограниченностью ресурсов. Используя капитал для производства какого-либо товара, бизнесмен упускает возможность получения прибыли в альтерна­тивном варианте, в лучшем из отвергнутых. Следовательно, при определении экономической прибыли он должен учесть эти затраты наряду с бухгалтерскими.

Те факторы производства, которыми фирма владеет (неявные затраты), в бухгалтерских затратах не отражаются. Рассмотрим дан­ную ситуацию напримере(табл. 1.1).

Таблица 1.1-Расчет бухгалтерских и экономических затрат
Показатели Бухгалтерские затраты, руб. (явные затраты) Экономические затраты, руб. (явные + неявные затраты)
Явные затраты
1. Заработная плата 40 000 40 000
2. Выплата процентов за кредит 10 000 10 000
3. Амортизация 20 000 20 000
4. Материалы 20 000 20 000
Неявные затраты
1. Неявный заработок предпри­нимателя   30 000
2. Неявный заработок членов его семьи   10 000
3. Неявная земельная рента   40 000
4. Неявный процент на капитал   3 000
Итого 90 000 173 000

Неявный заработок предпринимателя представляет собой его за­работную плату, которую он получал бы, работая наемным работ­ником, а не ведя хозяйство самостоятельно. На малых предприяти­ях, где собственник одновременно является и руководителем, ис­точником его заработка является прибыль, а не фонд оплаты труда. Процесс определения неявного заработка членов семьи аналогичен. Неявная земельная рента — это упущенная выгода от несдачи в аренду земельного участка. Неявный процент на собственный капитал — это упущенная выгода от использования его в данном про­екте, а не в альтернативном.

Расчет экономических затрат имеет важное значение для при­нятия управленческих решений о целесообразности использования труда и капитала в определенной сфере деятельности.

Величины экономической и бухгалтерской прибыли будут отли­чаться на величину неявных затрат, или экономическая прибыль будет равна бухгалтерской за вычетом неявных затрат.

1.6 Основные принципы управления затратами на предприятии

В зависимости от целей управления система управления затратами должна отвечать общим принципам.

Использование первичной инфор­мации, а не вторичной.

Непрерывность деятельности, то есть отсутствие намере­ний самоликвидироваться и сократить масштабы производства, пред­приятие настроено на развитие в будущем. Это должно нацелить менеджеров на информационное обслуживание решения долгосроч­ных проблем — управление конкурентоспособностью предприятия, управление товарным ассортиментом, освоение новых видов про­дукции.

Использование единых для планирования и учета (пла­ново-учетных) единиц измерения. В планировании и учете это обеспечивает прямую и обратную связь. На разных уровнях управ­ления планово-учетные единицы детализируются или укрупняются. В основе детализации заложен принцип перехода от более крупных единиц на уровне предприятия (изделие, производственный заказ) к более мелким на уровне цеха, участка, бригады (деталь, операция).

Оценка результатов деятельности структурных подраз­делений предприятия. Оценка результатов деятельности цехов, участков, бри­гад предусматривает оп­ределение перспектив каждого подразделения в формировании при­были предприятия.

Преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления (принцип комплексности). Упрощает систему учета и делает ее эффективной (мень­ше затрат — больше значения в достижении цели).

Сущность принципа комплексности заключается в разовой фик­сации данных в первичных документах и многократном их исполь­зование при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации

Формирование показателей внутренней отчетности как ос­новы коммуникационных связей между уровнями управления.

Сначала информация собирается в первичные документы (нуле­вой уровень), затем группируется в сводные документы финансово­го отдела, бухгалтерии, отдела снабжения (первый уровень), затем — у главного конструктора, главного бухгалтера (второй уровень), да­лее происходит обобщение сводной информации, поступившей из структурных подразделений (верхний уровень). На каждом уровне используется определенная система показателей от детализирован­ных к обобщающим.

Полнота и аналитичность информации — показатели в отчетах должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки.

Принцип периодичности, отражающий производственный и коммерческий циклы предприятия. Информация для руководителей необходима тогда, когда это целесообразно.

Тема 2. Основы управленческого учета

2.1 Значение и понятие управленческого учета

2.1 Цель,объекты и функции управленческого учета

2.3 Сравнение финансового и управленческого учета

2.4 Метод управленческого учета

2.1. Значение и понятие управленческого учета

В последние годы управленческий учет приобретает большую ак­туальность. Он отличается от бухгалтерского учета — прежде всего, тем, что его данные предназначены не для внешних пользователей (государства, банков, партнеров), а для внутреннего использования.

Можно выделить следующие причины роста интереса к уп­равленческому учету.

1. Развитие информационных потоков — увеличение объема и видов информации. Нередко на предприятиях возникает:

— множественность информации — на каждом иерархическом уровне управления и даже в отделах в рамках одного уровня суще­ствует своя различная информация;

— запаздывание информации — в результате чего часто каж­дый субъект управления в течение достаточно длительного времени имеет персональную информацию, которая существует и передается преимущественно в вербальной форме;

— ненадежность обработки, анализа, получения информации.

2. Сложность системы документооборота на предприятиях: суще­ствует большое количество форм документов, в которых отдельные показатели повторяются.

3. Необходимость оперативной информации: в настоящее время требуется оперативная информация, которую в силу своей специфи­ки не может предоставить бухгалтерский учет.

4. Развитие и усложнение систем управления на предприятии (система управления запасами, система оплаты труда, система дви­жения товарно-материальных ресурсов, система управления финан­сами и др.).

5. Значение управленческого учета заключается в системном рассмотрении внутри предприятия вопросов оперативного планиро­вания, организации, учета, анализа и контроля отдельных видов деятельности.

Управленческий учет — это:

— с одной стороны, составная часть информационной систе­мы предприятия; с другой, деятельность, целями которой являет­ся обеспечение информацией руководства для принятия реше­ний и планирования деятельности, помощь в оперативном уп­равлении и контроле, стимулировании работников предприятия в выполнении намеченной программы, оценка деятельности под­разделений, аппарата управления и отдельных сотрудников внут­ри организации;

— интегрированная система учета, нормирования, планиро­вания, контроля и анализа доходов, расходов и результатов хо­зяйственной деятельности в необходимых аналитических разре­зах, систематизирующая информацию для оперативных управлен­ческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.

Последние два определения являются более полными.

2.2 Цели, объекты и функции управленческого учета

Основная цель управленческого учета — обеспечение помо­щи руководителям в принятии эффективных управленческих реше­ний. Поэтому управленческий учет является системой информаци­онной поддержки управления конкретным предприятием.

Объекты управленческого учета: расходы (затра­ты, издержки) и доходы предприятия, а также результаты как сопо­ставление доходов и расходов. Кроме того, в управленческом учете обязательно выделяются такие объекты учета, как «центры ответ­ственности» и система внутренней отчетности.

Выделяют следующие основные функции управленческого учета.

1. Обеспечение руководителей всех уровней управления инфор­мацией, необходимой для текущего планирования, контроля и при­нятия управленческих решений.

2. Формирование информации, которая служит средством внут­ренней коммуникационной связи между уровнями управления (на­пример, средним и высшим) и различными структурными подразде­лениями одного уровня (между отделами).

3. Оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в достижении целей.

4. Перспективное планирование и координация развития пред­приятия в будущем на основе анализа и оценки фактических ре­зультатов управления затратами.

2.3 Сравнение финансового и управленческого учета

Между управленческим и финансовым учетом много общего, так как они используют информацию учетной системы предприятия.

Однако эти виды учета существенно отличаются друг от друга (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Основные отличия финансового и управленческого учета

Приведена в конце конспекта!!!

Управление затратами является важной составной частью управ­ленческого учета: управленческий учет рассматривают как аналитичес­кий учет затрат. Эффективное управление затратами может быть орга­низовано только в рамках управленческого учета.

2.4 Метод управленческого учета

Метод управленческого учета — это совокупность различ­ных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия.

Метод управленческого учета включает следующие элементы.

1. Документация — первичные документы и машинные носи­тели информации. Первичный учет является основным источником информации для финансового и управленческого учета.

2. Инвентаризация — способ определения фактического состоя­ния объекта, а также отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранению материальных ценностей, контролирует их использова­ние, устанавливает полноту и достоверность учетной информации.

3. Группировка и обобщение — способ, позволяющий накапли­вать и систематизировать информацию об объекте по определенным признакам. Главными признаками группировки объектов управлен­ческого учета являются: специфика производственной деятельности, производственная и организационная структура предприятия, функ­ции системы управления. Сгруппированная информация используется для принятия эффективных управленческих решений.

4. Планирование — непрерывный циклический процесс, на­правленный на приведение возможностей предприятия в соответ­ствие с условиями рынка, связанный с решением будущих проблем.

5. Нормирование — процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспече­ние эффективного использования всех видов ресурсов и поиск путей наиболее эффективного превращения затрат в продукцию. Нормы и нормативы используются для планирования, так как выражают ко­личественно цели, которые должны быть достигнуты.

6. Лимитирование — первая ступень контроля за материаль­ными затратами, основанная на системе норм запасов и затрат.

Лимит — нормы расхода ресурсов на единицу продукции, установ­ленные технологической документацией и планируемые производ­ственной программой каждому производственному подразделению исходя из ассортимента выпуска продукции.

7. Анализ: этот элемент метода управленческого учета взаимо­действует практически со всеми остальными его составляющими. Анализу подвергается производственная деятельность как всего пред­приятия, так и отдельных его подразделений. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделе­ниями по выполнению установленных плановых заданий, отклоне­ния и причины, вызвавшие изменения в результатах производства.

8. Контроль— завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее ус­тановленных заданий, позволяющий выявлять и устранять возника­ющие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь.

Таким образом, все элементы метода действуют не изолирован­но друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйствен­ных связей, направленной на решение задач управления.

Тема 3. Классификация затрат

Общие положения классификации затрат

Классификация затрат по экономическим элементам

Классификация затрат по статьям

Классификация затрат по степени зависимости величины зат­рат от уровня деловой активности

Классификация затрат по способу отнесения их на себестои­мость отдельных изделий (подразделений)

Классификация затрат по экономической роли в процессе про­изводства

Классификация затрат по степени воздействия на общую сум­му затрат

Классификация затрат по их характеру

Классификация затрат по методу признания в качестве расхода

Классификация затрат по степени значимости при принятии решений

Классификации затрат в зависимости от задач управления

3.1. Общие положения классификации затрат

Информация о производственных затратах, формируемая в уп­равленческом учете, важна для организации эффективного управ­ления ими, для обоснования управленческих решений и их контро­ля. Формирование информации основано на: разработке соответ­ствующей классификации, анализе поведения затрат, контроле и определении способов их снижения.

Для классификации затрат исходят из принципа: «Разные затра­ты для разных целей». Данные о затратах, которые необходимы для одной цели, могут быть неподходящими для другой.

В целях аналитического учета затраты обязательно делят на 2 основных категории.

1. Постоянные или переменные — в зависимости от того, изме­няются ли затраты при изменении объема производства.

2. Прямые или косвенные — в зависимости от того, относятся ли затраты напрямую на определенный вид продукции.

Цель данных классификаций.

1. Постоянные/переменные — используются для проведения анализа безубыточности и связанных с ним показателей, для опти­мизации структуры выпускаемой продукции.

2. Прямые/косвенные — используются при рассмотрении воп­роса о факте отнесения издержек на определенный вид продукции или подразделении предприятия.

Далее рассмотрим подробней основные классификации затрат.

3.2 Классификация затрат по экономическим элементам

Под экономическим элементом принято понимать экономичес­ки однородный вид ресурсов, используемых для производства и ре­ализации продукции (работ, услуг).

Выделяют следующие экономические элементы (5 нот):

материальные затраты; затраты на оплату труда; на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.

Номенклатура элементов затрат одинакова для всех отраслей экономики. Нормативно классификация затрат по экономическим элементам определена в Положении по бухгалтерскому учету.

Группировка затрат по экономическим элементам позволяет опре­делять и анализировать структуру затрат предприятия. Для прове­дения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат.

В зависимости от этого соотношения отрасли экономики можно разделить на:

— материалоемкие (высокий удельный вес материальных затрат в себестоимости). Например, отрасли легкой и пищевой промышленности;

— трудоемкие (высокий удельный вес затрат на оплату труда). На­пример, добывающие отрасли: угольная, лесозаготовительная, торфяная;

— энергоемкие (высокий удельный вес занимают затраты на энергию). Например, цветная металлургия, производство легких ме­таллов, ряд подотраслей химической промышленности;

— фондоемкие (высокий удельный вес затрат на амортизацию основных средств). Например, нефтедобывающая и газовая промыш­ленность, гидроэнергетика;

— смешанные (высокий удельный вес нескольких элементов за­трат). Например, машиностроительный комплекс имеет в составе себе­стоимости большой удельный вес материальных и трудовых затрат.

Таким образом, классификация затрат по экономическим эле­ментам служит основой для разработки сметы затрат на производ­ство; позволяет определить общую потребность предприятия в однородных ресурсах, используется для расчета структуры себесто­имости продукции по отраслям.

3.3 Классификация затрат по статьям

Статья затрат — совокупность затрат, отражающая их однород­ное использование. Совокупность используемых статей затрат при­нято называть номенклатурой затрат.

Все затраты в постатейной группировке распределяются по месту возникновения и производственному назначению с учетом того, где и на какие цели затрачены материальные, трудовые и денежные ресурсы.

Перечень статей затрат и их состав определяются отраслевыми рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирова­ния себестоимости, которые разработаны исходя из особенностей технологии и организации производства.

Типовая номенклатура включает 12 статей затрат.

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственно­го характера сторонних организаций и предприятий.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Единый социальный налог.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Потери от брака.

9. Общепроизводственные расходы.

10. Прочие производственные расходы.

11. Общехозяйственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

Первые 10 статей образуют производственную себестоимость. Сумма всех 12 статей представляет собой полную себестоимость производства и реализации.

Статьи затрат делятся по степени экономической однородности на:

а) простые статьи затрат (однородные) — статьи затрат, со­стоящие из одного экономического элемента (например, сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, заработную плату производственных рабочих);

б) комплексные статьи затрат (сложные) — статьи затрат, включающие несколько разнородных экономических элементов, имеющих одинаковое целевое назначение(например: общепроизводственные, общехозяйственные расходы).

Данная классификация используется, для обоснова­ния цены на предприятии. Для этого разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции по статьям.

3.4 Классификация затрат по степени зависимости величины затрат от изменения объема производства

Все затраты делятся на:

а) переменные затраты (VC)— затраты, которые находятся в пря­мой зависимости от изменения объема производства, продаж. Например, затраты на материалы, заработ­ная плата производственных рабочих, затраты на электроэнергию на технологические нужды. В расчете на единицу продукции эти затраты неизменны при изменении объема производства.

В зави­симости от соотношения изменения затрат и объема производства (продаж) их можно подразделить на:

— пропорциональные затраты — затраты, относительное изменение которых равно относительному изменению объема про­изводства (например, основная заработная плата производствен - ных рабочих при прямой сдельной оплате труда);

— прогрессивные затраты — затраты, которые растут быстрее, чем увеличивается объем производства (например, заработная плата производственных рабочих при сдельно-прогрессивной системе);

— дегрессивные затраты — затраты, которые растут медлен­нее, чем объем производства (например, затраты на технологичес­кую энергию, смазочные материалы);

— регрессивные затраты — затраты, которые сокращаются в абсолютном выражении, несмотря на рост объема производства.

Для описания поведения затрат используется коэффициент реа­гирования затрат (введен немецким ученым К. Меллеровичем):

Крз= ПроцентИзмененияЗатрат

ПроцентИзмененияОбъема

где Крз — коэффициент реагирования затрат.

Коэффициент реагирования:

— пропорциональных затрат равен 1;

— дегрессивных затрат находится от 0 до 1 (относительный рост затрат меньше, чем относительное увеличение объема произ­водства);

— прогрессивных затрат — больше 1 (относительное увеличе­ние затрат больше, чем увеличение объема производства);

б) постоянные затраты — затраты, которые не зависят от изменения объема производства. Например, затраты на амортиза­цию зданий и оборудования при линейном способе ее начисления, арендная плата, расходы на рекламу, заработная плата управлен­ческого персонала (рис. 3.1).

Постоянные затраты на единицу продукции устойчиво снижают­ся с увеличением объема производства

Постоянные затраты в управленческом учете принято классифи­цировать на полезные и бесполезные («холостые»):

FC постоянные = FCполезные + FCбесполезыые(3.2)

где FC — постоянные затраты.

Бесполезные затраты возникают, если производственный фак­тор используется не на полную мощность. Возникновение подобных затрат может быть связано с неделимостью производственного фак­тора (например, средства труда или рабочей силы).

Такое деление особенно актуально при анализе использования до­рогостоящего оборудования, так как при неполном его использовании все равно начисляется амортизация и уплачиваются проценты на вло­женный капитал, которые только частично являются полезными.

Величина большинства постоянных затрат не является абсолют­но фиксированной. Часто мы имеем дело с полупостоянными затра­тами, которые постоянны для конкретного объема производства, но в какой-то момент возрастают на определенную величину.

Поэтому, подразделяя затраты на переменные и постоянные, необходимо учитывать, что классифицировать их таким образом можно лишь в определенных пределах, в так называемой «области релевантнос­ти».

Область релевантности— интервал, в котором находится объем производства, соответствующий производственной мощности пред­приятия, и в котором зависимость между затратами и объемом про­изводства строго линейна.

На практике классификация затрат на постоянные и перемен­ные искажается из-за воздействия на величину затрат совокупнос­ти факторов (а не только объема производства). Поэтому затраты часто называют условно-переменными и условно-постоянными. Не­обходимо также учитывать, что затраты одного и того же вида могут вести себя по-разному. Существуют затраты, которые в одной ситуации являются переменными, а в другой постоянными.

Данная классификация определяется для конкретного предприя­тия и периодически пересматривается с учетом меняющихся усло­вий деятельности. Строгая, законодательно закрепленная классифи­кация в данном случае невозможна.

Классификация затрат на постоянные и переменные дает возмож­ность: проводить анализ безубыточности как для отдельных изделий, так и для всего ассортимента выпускаемой продукции, анализ порогов рентабельности, конкурентоспособности, ассортимента продукции; составляет сущность системы «директ-костинг».

3.5 Классификация затрат по способу отнесения их на себестоимость отдельных изделий (подразделений)

Выделяют:

а) прямые затраты на изделие (подразделение) — затраты, которые могут быть непосредственно отнесены на объект калькулирова­ния (отдельное изделие, подразделение соответственно

Прямые затраты на изделие — связаны с производством от­дельных видов продукции. Основные статьи прямых затрат: сырье и основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основ­ная заработная плата производственных рабочих;

б) косвенные затраты на изделие (подразделение) — затра­ты, которые не могут быть непосредственно отнесены к отдельному изделию (подразделению), они связаны с производством нескольких видов продукции (или деятельностью предприятия в целом). Например, затраты на рекламу, заработная плата менеджеров предприятия. Кос­венные затраты учитываются обычно по месту их возникновения. Для их отнесения на себестоимость необходимы дополнительные расчеты по распределению пропорционально выбранной базе (основной зара­ботной плате производственных рабочих и др.).

Основные статьи косвенных затрат: общецеховые расходы, обще­заводские расходы, часть непроизводственных расходов.

Эта классификация затрат может быть использована для контроля затрат по подразделениям или центрам затрат, где они возникают. Та­кой вид учета называется учетом затрат по центрам ответственности.

Как правило, в большинстве случаев прямые затраты — пере­менны, а косвенные — постоянны. Прямые затраты находятся под контролем менеджеров, а косвенные — нет.

Деление затрат на прямые и косвенные может использоваться на предприятиях, выпускающих два и более вида изделий, поскольку при производстве однородной продукции все затраты будут прямыми.

3.6 Классификация затрат по экономической роли в процессе производства

Затраты делятся на:

а) основные затраты— затраты ресурсов, связанные непос­редственно с технологическим процессом изготовления продукции. Без этих затрат технологический процесс не может осуществляться. Например, затраты на сырье, материалы, топливо и энергию на тех­нологические цели, затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования;

б) накладные затраты — затраты, не связанные непосредствен­но с технологическим процессом изготовления продукции; образуются при организации, управлении и обслуживании производства.

Переменный характер могут иметь как основные, так и наклад­ные затраты. Например, прямые затраты на материалы (основные) и затраты на упаковку готовой продукции, транспортные расходы, комиссионные посреднику (накладные) напрямую зависят от объе­ма продаж.

Группировка затрат на основные и накладные не совпадает с группировкой затрат на прямые и косвенные, а существующее в экономической литературе отождествление основных затрат с пря­мыми, а накладных с косвенными не обосновано.

3.7 Классификация затрат по степени воздействия на общую сумму затрат

Эта классификация предусматривает возможность контроля от­дельных статей затрат конкретным исполнителем. Выделяют:

а) регулируемые (подконтрольные) затраты— затраты, на которые менеджер может повлиять и которые изменяются в резуль­тате действий менеджера в течение заданного периода. Например, менеджер по снабжению может повлиять на уровень затрат на ма­териалы и их доставку, выбирая поставщиков с лучшими ценой, условиями поставки, географическим расположением;

б) нерегулируемые (неподконтрольные) затраты— затра­ты, на которые менеджер повлиять не может. Например, он неспо­собен повлиять на величину процентной ставки за кредит банка.

Многие затраты не находятся полностью под контролем одного менеджера. В таких случаях решается — кто в наибольшей степени может влиять на уровень затрат.

Следует заметить, что подобное деление затрат достаточно условно.

3.8. Классификация затрат по их характеру связи с производством

Выделяют:

а) производственные затраты — затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции. Они, в свою очередь, под­разделяются на:

— прямые затраты на материалы — затраты на сырье и мате­риалы, которые используются в производственном процессе и вклю­чаются в готовую продукцию (например, бумага для печатания жур­нала, яичный порошок для производства майонеза);

— прямые затраты на заработную плату (на труд) — затраты на заработную плату и дополнительные выплаты для работников, занятых непосредственно в производстве (например, зарплата опе­раторов на предприятии по производству майонеза, а также допол­нительные выплаты этим работникам);

— производственные накладные расходы — все остальные рас­ходы по производству. Они делятся на:

— косвенные затраты на материалы — затраты на материалы, которые необходимы для производственного процесса и которые не становятся составной частью готовой продукции (например, сверла для сверления при изготовления столярной продукции); затраты на материалы, которые становятся частью продукции, но их стоимость незначительна (например, клей, краска);

— косвенные затраты на труд — затраты на содержание персо­нала, не занятого непосредственно на изготовлении товара, но ус­луги которого необходимы для производственного процесса (напри­мер, заработная плата кладовщиков, электриков);

— другие производственные затраты — затраты, которые не явля­ются материальными или трудовыми. Например, затраты на амортиза­цию зданий и оборудования, на коммунальные услуги (освещение, ото­пление), затраты обслуживающих хозяйств (котельная, ремонтная служба), затраты на оплату сверхурочного времени и времени простоя.

б) внепроизводственные затраты — не связаны непосред­ственно с производственным процессом. Они возникают при управ­лении предприятием в целом и связаны с административно-управ­ленческими и коммерческими расходами. В управленческом учете данные затраты называют затратами отчетного периода.

3.9 Классификация затрат по методу признания в качестве расхода

В зависимости от метода признания затрат в отчете о прибылях и убытках их можно разделить на:

а) затраты на продукт — затраты, непосредственно связан­ные с осуществлением производственной деятельности предприятия,

изготовлением продукции. Они имеют место при наличии производ­ства и в большей части отсутствуют при сокращении производства;

б) затраты периода — затраты, связанные с отчетным периодом и его длительностью, не связаны с выпуском и продажей продукции.

Затраты периода всегда относятся на месяц, квартал, год, в тече­ние которых они были произведены. Они не проходят стадию запа­сов, а сразу же оказывают влияние на расчет прибыли. Затраты периода можно рассматривать в качестве убытков отчетного перио­да. Если нет производства, то затраты периода остаются.

3.10 Классификация затрат по степени значимости при принятии решений

Не все затраты равнозначны для принятия решений. Поэтому затраты делят на:

а) релевантные (принимаемые в расчет) — затраты, имеющие существенное значение для конкретного решения. Например, затра­ты на производство дополнительной единицы продукции важны при принятии решения об увеличении выпуска, оптимизации товарного ассортимента;

б) нерелевантные (не принимаемые в расчет) — затраты, не имеющие существенного значения для конкретного решения.

Деление затрат на релевантные и нерелевантные имеет важное значение для принятия правильных управленческих решений. Реле­вантные затраты равны нулю при отказе от существующего вариан­та использования средств в пользу альтернативного, а нерелевант­ные затраты остаются неизменными. Следовательно, только реле­вантные затраты должны учитываться при принятии решений.

Пример. Фирма имеет 3 филиала, один из кото­рых работает с убытком в 15 000 руб. Все возможные мероприятия по ликвидации убытков ни к чему не привели. Принимается реше­ние о закрытии филиала. На первый взгляд, решение не вызывает сомнений. Однако для более правильного решения необходимо оце­нить релевантность затрат филиала.

К нерелевантным затратам филиала относятся:

— часть общехозяйственных расходов фирмы, которые сохра­нятся и после закрытия филиала;

Наши рекомендации