Стоимость товара в трудовой теории. Величина стоимости и её факторы. Стоимостьи цена. Закон стоимости.
Основное содержание трудовой теории стоимости можно кратко выразить в следующих положениях.
Первое положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.
Второе положение. Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других членов общества. Стало быть, стоимость – воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.
Третье положение. Сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой (требующий наименьшей подготовки) и сложный (квалифицированный) труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные трудовые навыки и знания.
Четвертое положение. Труд имеет внутреннее мерило – рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству, то он количественно измеряется протяженностью во времени.
Очевидно, что рабочее время, приходящееся на единицу продукции, неодинаково по величине у разных производителей, выпускающих одни и те же конкретные блага. Как же в таком случае, – по какому экономическому закону – развивается товарное хозяйство?
Таким является закон стоимости. Он выражает такую объективную потребность, чтобы стоимость товара определялась общественно необходимым рабочим временем. Это то рабочее время, которое затрачивается на изготовление продуктов при:
а) общественно нормальным (господствующем) состояние производства;
б) средней квалификации работников;
в) средней интенсивности труда.
Такое время обычно затрачивает при создании товара большинство производителей, те среднее время. Но при ограниченных природных факторах (например, в сельском хозяйстве или в добывающих отраслях промышленности) общественно нормальными могут быть и худшие условия хозяйствования.
Величина стоимости товара определяется количеством затраченного труда. Единицей, с помощью которой можно определить количество труда, является время, но не индивидуальное (необходимое для изготовления товара на отдельном предприятии), а общественно-необходимое. Это время, необходимое для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно-нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Оно тяготеет к индивидуальному рабочему времени на тех предприятиях, где производится основная масса продукции. Формирование общественно-необходимых затрат происходит в процессе конкуренции.
Стоимость товара изменяется в зависимости от производительной силы труда.
Производительность труда – это количество продукции, которое производится за единицу рабочего времени. С ростом производительности труда в каждой единице продукции воплощается меньшее количество труда. Стоимость единицы продукции уменьшается, стоимость всей массы не изменяется.
Интенсивность труда – это затраты труда за единицу рабочего времени. Более интенсивный труд создает за единицу рабочего времени большую стоимость по сравнению с менее интенсивным.
Таким образом, величина стоимости прямо пропорциональна интенсивности труда и обратно пропорциональна производительности труда. Сложный труд – требует подготовки, простой – нет. Сложный труд создает за единицу времени большую стоимость, чем простой.
Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginalutility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.
Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):
где U — функция полезности, а Q — количество потребляемого блага.
В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.
Цена – это количество денег, которые покупатель платит продавцу за единицу товара.
Цена - это четко обозначенная сумма, за которую продавец готов отдать вам свой товар. По факту это денежный эквивалент стоимости предмета либо услуги. В основе образования цены лежит обменный процесс, то есть, на какую сумму денег человек готов обменять свой продукт.
1. Стоимость – это себестоимость товара плюс надбавка. Цена – это стоимость плюс прибыль продавца.
2. Стоимость может быть выражена как в денежной форме, так и в физических единицах. Цена выражается только в денежной форме.
3. Стоимость продукции остается неизменной, цена постоянно изменяется под воздействием внешних факторов.
Наличие товарного производства обуславливает действие закона стоимости. Согласно оному, общественный труд выражается в стоимости товаров, а обмен товаров осуществляется в соответствии с количеством воплощенного в каждом из обмениваемых товаров абстрактного общественно необходимого труда. Закон стоимости проявляет свое действие через стихийные отклонения цен товаров от их стоимости. Это значит, что цена товара, представляя собой денежное выражение его стоимости, не является совершенно точной мерой величины этой стоимости. Отклонения цен товаров от их стоимости проявляются в виде колебаний рыночных цен, происходящих под влиянием спроса и предложения.
Отклонения цен товаров от их стоимости не нарушают закона стоимости, т.к. в условиях свободной конкуренции эти отклонения не могут быть очень велики. Действие закона стоимости проявляется в том, что стоимость всегда служит центром притяжения для цены, т.е. цены товаров колеблются вокруг их стоимости.