Прибыль и рентабельность в цене товара. Надбавки
Помимо себестоимости другим важнейшим для предприятий элементом цены является прибыль.
Прибыль— это форма дохода, полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене.
После уплаты налогов предприятия получают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия).
Эта прибыль по решению собрания акционеров делится в определенном соотношении на фонд накопления и фонд потребления.
Предполагается, что рациональный предприниматель должен быть нацелен на получение максимально возможного объема прибыли. Государство также должно быть заинтересовано в увеличении прибыли предприятий, так как в структуре доходов государственного бюджета налог на прибыль занимает второе место после налога на добавленную стоимость.
Относительной величиной прибыли является рентабельность. Следует учесть, что если цены регулируются государством, то регулируется не прибыль, а норма рентабельности. Объясняется это тем, что абсолютная величина прибыли — величина производная, зависящая именно от нормы рентабельности. Существует множество видов рентабельности: рентабельность затрат, рентабельность продаж, рентабельность имущества, рентабельность уставного и пр. капитала. В ценообразовании важна рентабельность изделий, которая аналогична рентабельности затрат, она рассчитывается как отношение прибыли к величине затрат и показывает эффективность выпуска, поскольку отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной от реализации продукции, и использованных на ее производство затрат. При этом прибыль, включаемая в расчетную оптовую цену, должна обеспечить предприятию нормальную деятельность в соответствии с действующим законодательством без потерь для бюджета.
Прибыль от реализации продукции по свободным оптовым (отпускным) ценам определяется как разница между выручкой от реализации продукции по свободным отпускным ценам, без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами, включенными в себестоимость (на производство и реализацию). Никаких предельных нормативов рентабельности при этом не
предусматривается.
Одной из сложных проблем ценообразования является определение величины прибыли, включаемой в цены естественных монополий. В настоящее время действует Федеральный Закон РФ «О естественных монополиях», принятый Государственной Думой 19 июля 1995 г. Этим законом регулируется деятельность естественных монополий.
В структуру цены входят надбавки (скидки) посредников, которые несут затраты по продвижению товара.
Функции по оптовым закупкам, хранению и продаже продукции потребителям- предприятиям или розничным продавцам осуществляют снабженческо-сбытовые, заготовительные предприятия, оптово-посреднические фирмы, торгово-закупочные предприятия, предприятия оптовой торговли. Все перечисленные субъекты сферы обращения несут соответствующие расходы по закупкам товаров, их реализации.
Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок. В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности.
Если предприятия-изготовители отпускают продукцию по свободной отпускной цене, то снабженческо-сбытовые надбавки также устанавливаются самостоятельно субъектами оптового звена с учетом сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке, а также качества и потребительских свойств продукции, товаров.
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов органы исполнительной власти субъектов Р Ф могут сами устанавливать и регулировать размеры снабженческо-сбытовых надбавок, применяемых при реализации продукции внутри данного региона. Более того, органы исполнительной власти в указанных случаях могут не только определять размеры снабженческо-сбытовых наценок, но и устанавливать методы их применения (к свободной цене предприятия-изготовителя или к цене закупки).
Если товары поступают от поставщиков, которые находятся за пределом страны, то в этом случае уплачиваются таможенным органом таможенные пошлины, сборы за таможенные процедуры. Все эти затраты учитываются снабженческо-сбытовыми организациями при реализации продукции по свободным ценам.
Расходы, связанные с реализацией товаров розничными торговыми предприятиями возмещаются через торговую надбавку, которая округляется продавцом самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка.
При обосновании размера торговой надбавки (накидки) необходимо учитывать то, что торговая накидка должна возместить не только издержки обращения и обеспечить получение прибыли, но и перечисленные в Федеральный бюджет определённого уровня НДС.
Налоги как элемент цены
Важное место в составе цены занимают налоги, которые представляют собой
принудительный сбор, платёж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально-экономической политики без предоставления его плательщикам специального эквивалента.