ТЕМА 4. АНАЛИЗ и принятие краткосрочных управленческих решений
п. 2—3. Определение точки безубыточности.
Анализ критической точки с поправкой на фактор прибыли
Задача 1. Wembley Travel — туристическое агентство, специализирующееся на полетах между Лос-Анджелесом и Лондоном. Оно заказывает места для пассажиров в United Airlines. Билет в оба конца на United Airlines стоит $900. До прошлого месяца United Airlines платили Wembley Travel комиссию в размере 10% от стоимости билета. Эта комиссия была единственным источником прибыли для Wembley Travel. Постоянные затраты агентства равны $14 тыс. в месяц (зарплата, арендные платежи и др.), переменные затраты равны $20 за билет, купленный для пассажира. В эти $20 входят $15, которые являются платой за доставку в организацию Federal Express. (Чтобы упростить решение, предполагается, что каждый купленный билет доставлен в отдельном пакете. Поэтому $15 — это плата за доставку каждого билета.)
United Airlines только что пересмотрели условия выплат туристическим агентствам за заказанные ими билеты. Теперь компания будет выплачивать 10% стоимости билета, если эта часть не превышает $500. Если стоимость билета превышает $500, то комиссия составит только $50 вне зависимости от цены билета.
Требуется ответить:
1. Сколько билетов в обе стороны должна продавать компания Wembley Travel каждый месяц, чтобы:
(а) достигать точки безубыточности;
(б) получать операционную прибыль в сумме $7 тыс. в месяц при старой форме оплаты комиссии в 10%?
2. Как новая форма выплат компании United Airlines повлияет на ответы по пунктам а) и б) в первом вопросе?
Задача 2. СVР-анализ и налог на прибыль. При каком объеме продаж программного обеспечения «Do-All» компания «АВС» получит чистую прибыль в сумме $1 200, с учетом налога на прибыль со ставкой 40%. При этом цена 1 ед. — $200, переменные затраты — $120, постоянные затраты — $2 000.
Задача 3. CVP-анализ. Менеджер компании рассматривает проблему производства нового вида продукции. Ожидается, что она будет иметь большой спрос. Предполагается, что переменные на единицу продукции будут следующие:
Прямые материальные затраты | 18,50 |
Прямые трудовые затраты | 4,25 |
Вспомогательные материалы | 1,10 |
Коммерческие расходы | 2,80 |
Прочие затраты | 1,95 |
Итого затраты на 1 единицу | 28,60 |
Постоянные расходы за год составят:
Амортизация | 36 000 |
Расходы на рекламу | 45 000 |
Прочие | 11 400 |
Итого постоянные расходы | 92 400 |
Компания планирует продавать продукцию по цене 55,00 руб. за единицу.
Требуется:
1) определить критическую точку в натуральных и денежных единицах измерения;
2) определить целевой объем продажи, при желаемой величине прибыли 70 224 руб.; целевую выручку;
3) рассчитать объем продукции, который должна продать компания, чтобы получить прибыль 139 520 руб., при условии, что расходы на рекламу увеличатся на 40 000 руб.; целевую выручку;
4) рассчитать, по какой цене необходимо продавать продукцию, чтобы получить прибыль 131 600 руб., при объеме продажи 10 000 руб.;
5) определить, сколько компания может дополнительно потратить на рекламу, если цена единицы продукции составит 52,00 руб., переменные затраты не могут быть уменьшены и компания хочет получить прибыль 251 000 руб. при объеме продажи в 15 000 единиц продукции.
Задача 4. Расчет прибыли и планирование цены. Компания А недавно вышла на рынок с очень высокой конкуренцией. Менеджер предпринимает усилия завоевать часть рынка. Цена одной единицы продукции составит $5; переменные затраты на единицу $4,50, постоянные затраты за год $600 000.
Требуется:
1) предположим, что компания могла продать 1 000 000 единиц за год. Какая бы была прибыль (убыток) за год?
2) какую цену на продукцию надо установить, чтобы прибыль составила $30 000? Предполагается, что уровень производства, переменные и постоянные затраты не изменились.
ТЕМА 6. ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ
Задача 1. Цех №2 швейной фабрики «Россиянка» специализируется на пошиве женских юбок и брюк. По результатам исследований маркетингового отдела определен объем изделий, которые могут быть реализованы в III квартале:
брюки — 3 000 шт.;
юбки — 2 000 шт.,
предполагаемая цена — 1 000 руб. и 800 руб. соответственно.
Из учетных данных швейной фабрики «Россиянка» следует, что на конец II квартала текущего года на складе готовой продукции находилось 200 брюк и 100 юбок.
Для бесперебойной работы розничного магазина, занимающегося реализацией продукции швейной фабрики, планируется оставить запас готовой продукции на конец III квартала: 500 брюк и 300 юбок.
На основе имеющихся данных составьте:
1) бюджет продаж на III квартал текущего года;
2) бюджет производства в натуральных единицах на III квартал текущего года.
Задача 2. В табл. 1 содержится информация о деятельности АО «Старт» (руб.).
Таблица 1
Месяц | Начисленная заработная плата | Приобретенные материалы | Начисленные накладные расходы | Объем продажи |
Январь | 15 000 | 50 000 | 25 000 | 75 000 |
Февраль | 20 000 | 75 000 | 30 000 | 100 000 |
Март | 25 000 | 62 500 | 40 000 | 150 000 |
Апрель | 22 500 | 87 500 | 35 000 | 125 000 |
Май | 30 000 | 75 000 | 45 000 | 175 000 |
Июнь | 25 000 | 62 500 | 30 000 | 150 000 |
Июль | 22 500 | 62 500 | 35 000 | 125 000 |
Август | 22 500 | 75 000 | 40 000 | 125 000 |
Сентябрь | 32 000 | 87 500 | 35 000 | 175 000 |
Октябрь | 25 000 | 75 000 | 35 000 | 150 000 |
Ноябрь | 30 000 | 62 500 | 30 000 | 150 000 |
Декабрь | 32 000 | 75 000 | 45 000 | 125 000 |
Подготовьте смету денежных средств АО «Старт», если предполагается, что:
1) у АО «Старт» по состоянию на 1 января имеются денежные средства в сумме 15 000 руб.;
2) заработная плата на предприятии выплачивается в месяц, следующий за месяцем начисления;
3) в соответствии с действующим договором АО «Старт» погашает кредиторскую задолженность за полученные материалы через два месяца после поставки материалов;
4) в состав накладных расходов входит ежемесячное начисление амортизации на имеющееся оборудование в сумме 15 000 руб.;
5) при расчетах с покупателями действует рассрочка платежа:50% уплачивается в месяце поставки продукции, 50% — в следующем месяце.
Задача 3. В состав ООО «Трио» входят несколько центров ответственности, в каждом из которых производят продукцию только одного вида. В табл. 3 представлена гибкая смета первого центра ответственности.
Таблица 3
Показатель (руб.) | Использование производственных мощностей | |||
40% | 50% | 60% | 70% | |
Затраты на основные материалы | 124 200 | 155 250 | 217 350 | |
Затраты на оплату труда основных работников | 66 000 | 82 500 | 99 000 | 115 500 |
Переменные накладные расходы | 26 400 | 33 000 | 39 600 | 46 200 |
Постоянные накладные расходы | 35 000 | 35 000 | 35 000 | 35 000 |
Итого затрат | 251 600 | 305 750 | 359 900 | 414 050 |
Составьте гибкий бюджет на 85 и 100% объема производства.
Тема 7. Анализ и принятие решений в области ценообразования
Задача 1.В табл. 1 содержится информация о затратах на производство 1 500 ед. полуфабрикатов.
Таблица 1
Затраты | Сумма, руб. |
Затраты на сырье и материалы | 480 000 |
Заработная плата основных производственных рабочих | 120 000 |
Начисления на заработную плату основных производственных рабочих | 42 720 |
Заработная плата вспомогательных (цеховых) рабочих | 27 000 |
Командировочные расходы | 4 200 |
Заработная плата администрации | 18 000 |
Арендная плата | 69 000 |
Коммунальные платежи | 54 000 |
Расходы на рекламу | 9 000 |
Определите трансфертную цену, используя формулу:
1) 150% от полной себестоимости;
2) 200% от переменной себестоимости;
3) 175% от полной себестоимости;
4) 125% от переменной себестоимости.
Задача 4. Предприятие по производству транспортного оборудования планирует выпуск нового вида оборудования — аппаратуры АЛСНВ 1 Д. Производственные мощности предприятия позволяют выпускать 1 000 ед. аппаратуры в месяц. Предполагается полностью использовать производственные мощности. Исходя из этого провели расчет затрат, приходящихся на выпуск единицы аппаратуры АЛСНВ 1Д. Результаты расчета представлены в табл. 4.
Таблица 4
Статья затрат | Сумма, руб. |
Основные материалы | |
Заработная плата основных производственных рабочих | |
Переменные общепроизводственные затраты | |
Постоянные общепроизводственные затраты | |
Коммерческие расходы | |
Прочие расходы |
Определите цену продажи оборудования:
1) на основе валовой прибыли, если руководство планирует получить прибыль от продажи произведенного оборудования в размере 29 800 руб.;
2) на основе рентабельности продаж, если руководство планирует получить прибыль от продажи произведенного оборудования в сумме 31 100 руб.;
3) на основе метода переменных затрат, если руководство планирует получить прибыль от продажи произведенного оборудования в сумме 11 400 руб.