Принятие краткосрочных управленческих решений

8.6. Ценовые решения. Внешнее и внутреннее ценообразование

Принятие решений о капитальных вложениях

Понятие «управленческое решение». Информационное обеспечение управленческих решений

Принятие решения - это процесс выбора курса действий из двух или более альтернатив в ходе достижения поставленной цели. Про­цесс подготовки и реализации управленческих решений можно пред­ставить в виде набора операций, которые, в свою очередь, подраз­деляются на процедуры, т.е. конкретные действия, необходимые для достижения поставленных целей и задач в данный момент управления.

Процессы принятия, выполнения и мониторинга управленческого решения можно представить в виде следующих операций: выявление проблемы, постановка цели и задач; поиск информации об альтерна­тивных курсах (вариантах) действий; обработка информации; выбор оптимального курса действий из альтернативных вариантов; осущест­вление выбранного варианта; контроль (мониторинг) за выполнением решения и полученными результатами; сравнение полученных и пла­нируемых результатов; корректировка действий, направленных на приведение в соответствие фактических результатов с запланирован­ной моделью; сбор информации для последующих решений.

Важнейшим источником информации, поддерживающей принятие оптимальных управленческих решений, является управленческий учет.

На базе информации управленческого учета решаются:

а) оперативные задачи:

- определение точки безубыточности;

- планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащей реализации;

- определение структуры выпуска продукции с учетом лимитирующего фактора;

- отказ или привлечение дополнительных заказов;

- принятие решений по ценообразованию;

б) задачи перспективного характера, имеющие долгосрочное стратегическое значение:

- о капиталовложениях;

- о реструктуризации бизнеса;

- о целесообразности освоения новых видов продукции.

Анализ зависимости «затраты - объем производства - прибыль»

Анализ зависимости «затраты – объем производства – прибыль» является достаточно простым по фор­ме и глубоким по содержанию инструментом планирования и принятия управленческих решений в коммерческой организации.

Анализ безубыточности основан на зависимости между дохода­ми от продаж, затратами и прибылью. Эти зависимости формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет использовать ее в краткосрочном планировании и оценивании альтернатив.

С помощью анализа зависимости «затраты – объем производства – прибыль» определяется точка равновесного объема продаж – финансовый рубеж, на котором выручка от реализации в точности соответствует величине суммарных затрат. Данную точку называют так же «критическая точка» или «точка безубыточности».

Расчет значения пока­зателя в точке безубыточности может быть сделан гра­фически или с помощью аналитических расчетов. Расчеты позволяют получить более точную информацию, графические мето­ды - наглядное представление того, как затраты, доходы и прибыль меняются в зависимости от разных уровней производства.

Графический метод. В прямоугольной системе координат строится график зависимости затрат и выручки от количества единиц выпущенной продукции (рисунок 8.1.). По вертикали отражаются данные о затратах и выручке, а по горизонтали – количество единиц продукции (уровень деловой активности).

Объем производства или реализации (уровень деловой активности)
R Затраты, выручка, прибыль
Q
Зона убытков
Точка безубыточности
Зона прибыли
Выручка
Суммарные затраты
Переменные затраты
Постоянные затраты
Q*

Рис. 8.1. Графический анализ взаимосвязи «затраты – объем – прибыль»

В точке критического объема производства Q* (точке безубыточ­ности) нет прибыли и нет убытка.

Слева от критической точки находится область (зона) убытков, прямая суммарных затрат выше прямой выручки. Это говорит о том, что при недостаточном объеме выпуска (0 <Q<Q*) предприятию не удается покрыть все убытки.

Справа от точки безубыточности - область (зона) прибыли. Выпуск продукции выше уровня Q* позволяет получать прибыль, причем с ростом выпуска величина прибыли увеличивается.

Ценность графика взаимосвязи «затраты - объем - при­быль» заключается в том, что он является простым и наглядным средством представления аналитических выкладок, с его помощью менеджеры могут оценить возможность предприятия достичь или превысить безубыточный объем производства.

Расчетный метод. Он основан на использовании формул, отражающих зависимости выручки, переменных и постоянных затрат, прибыли.

Прибыль = Выручка - Совокупные затраты;

Прибыль =Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты;

Выражая выручку и совокупные затраты через объем реализации, а прибыль приравняв к нулю, мы получим формулу для исчисления критической точки:

Введем следующие обозначения:

π - прибыль в денежных единицах;

R - выручка предприятия за период в денежных единицах (R = p × Q);

P - цена реализации единицы продукции;

Q- объем реализации в натуральном выражении;

FC - постоянные затраты в денежных единицах;

VC- полные переменные затраты в денежных единицах (VC = z × Q);

z- удельные переменные затраты (на единицу продукции) в денежных единицах.

Подставим данные обозначения в формулу прибыли:

π = R — VC — FC;

π = (p × Q) — (z × Q) — FC;

π = (p— z) × Q — FC;

Точка безубыточности Q* - это такой объем реализации, который характеризуется нулевым уровнем прибыли:

π = 0 , следовательно, 0 =(p— z) × Q* — FC; отсюда Q* = FC : (p— z),

где (p— z) – удельный маржинальный доход (удельный вклад), т.е. маржинальный доход (вклад) на 1единицу продукции.

Наши рекомендации