Сущность себестоимости продукции как экономической категории
Себестоимость промышленной продукции отражает текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. В себестоимости продукции отражаются стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, различных видов энергии и т. п.), часть стоимости живого труда (заработная плата), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, производственных услуг сторонних организаций.
Себестоимость является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
-учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
-база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
-экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
-определение оптимальных размеров предприятия;
-экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений.
Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.
Цеховая себестоимость отражает затраты цеха на изготовление выпускаемой продукции. Она включает следующие элементы:
-основные материалы с учетом возврата отходов;
-заработную плату основных производственных рабочих с начислением;
- цеховые расходы, включающие:
а) заработную плату вспомогательных рабочих, ИТР, служащих, младшего обслуживающего персонала с начислениями;
6) стоимость расхода всех видов энергии;
в) стоимость расхода инструмента;
г) амортизацию оборудования, зданий и сооружений;
д) ремонт основных производственных фондов;
-прочие цеховые расходы принимаются в процентном отношении от величины цеховых расходов.
Производственная себестоимость – это затраты цеха (цеховая себестоимость) плюс общезаводские расходы, которые включают расходы по управлению предприятием (заработная плата персонала заводоуправления, амортизация и текущий ремонт зданий общезаводского назначения и т. д.). Величина фабрично-заводской себестоимости включает общезаводские расходы в процентном отношении от цеховой себестоимости.
Полная себестоимость промышленной продукции складывается из затрат на производство и реализацию продукции, т. е. это фабрично-заводская себестоимость плюс внепроизводственные расходы (стоимость тары, приобретенной на стороне, отчисления сбытовым организациям в соответствии с установленными нормами и договорами). Учитываются и непроизводственные расколы (потери от брака, недостача и порча материалов и готовой продукции).
Также различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.
Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.
В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастает. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
-в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и в расширенном воспроизводстве;
-в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
-в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;
-в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятии.