Показатели рентабельности работы предприятия.

1. Прибыль предприятия, её сущность, значение, формирование и распределение.

В рыночной экономике прибыль занимает центральное место среди показателей деятельности предприятия. Она выступает в качестве цели предпринимательской деятельности.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере предпринимательской деятельности и выполняет определённые функции:

· характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

· стимулирующая функция прибыли ( чем больше масса прибыли, тем больше возможностей для расширения производства);

· является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

В условиях рыночных отношений выделяют три основные источника получения прибыли:

* первый источник образуется за счёт монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта, а противодействующими силами являются антимонопольная политика государства и конкуренция;

* второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью предприятия. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под её изменения. Величина прибыли в данном случае зависит от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции, от создания конкурентоспособных условий продажи товаров, от объёмов производства, от снижения издержек производства;

* третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия. Его использование предполагает внедрение новых технологий, достижений НТП, использование новых видов сырья и материалов.

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является прибыль до налогообложения. Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль) – это сумма прибылей (убытков) предприятия, как от реализации продукции, так и доходов (убытков) не связанных с производством и реализацией.

Прибыль до налогообложения включает три укрупнённых элемента:

- прибыль от продажи продукции (работ, услуг);

- прибыль от прочей реализации;

- внереализационные доходы (расходы).

Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещённых законом. Прибыль от продажи продукции определяется как разность между денежной выручкой от продажи продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию.

Прибыль (убыток) от прочей реализации представляет собой финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убыток) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Финансовые результаты от внереализационных операций – это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности и не связанными с реализацией продукции (работ, услуг). Внереализационными доходами являются доходы:

- от долевого участия в других организациях;

- от сдачи имущества в аренду (субаренду);

- от операций купли-продажи иностранной валюты;

К внереализационым результатам относятся потери и расходы:

- не компенсируемые потери от стихийных бедствий;

- отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

- убытки по операциям прошлых лет;

- недостача материальных ценностей, выявленных при инвентаризации.

 
  Показатели рентабельности работы предприятия. - student2.ru

Схема. Формирование и распределение прибыли.

Объектом распределения является прибыль до налогообложения. Под её распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать:

1. прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом;

2. прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

3. величина прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов не должна снижать его заинтересованности в росте объёмов производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

4. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее дальнейшее развитие предприятия, и только в оставшейся части – на потребление.

При распределении прибыли и определении основных направлений её использования необходимо учитывать состояние конкурентной среды. Конкурентная борьба определяет необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала.

Для каждой организационно-правовой формы определён соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся в распоряжении субъекта хозяйствования. Он основан на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности субъектов хозяйствования соответствующих форм собственности.

Порядок распределения и использования прибыли фиксируется в Уставе и определяется положением, а основные принципы распределения отражены в учётной политике хозяйствующего субъекта. Расходование прибыли может осуществляться либо путём непосредственного финансирования расходов из прибыли, либо путём предварительного формирования за счёт прибыли различных фондов, средства которых затем используются по назначению. В целях использования прибыли создаются фонды:

- резервный;

- фонд развития производства;

- фонд социального развития предприятия;

- фонд материального поощрения;

- отчисления от прибыли для погашения ссуд банков.

Часть прибыли может быть нераспределённой – это дополнительный финансовый резерв, который может быть использован для пополнения фондов и увеличения уставного капитала. Нераспределённая прибыль свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия и о наличии источника для последующего развития.

На величину прибыли и её динамику воздействуют следующие группы факторов:

Показатели рентабельности работы предприятия. - student2.ru

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли. К ним относят: уровень цен на потребляемые ресурсы, природные условия, конкурентную среду, государственное регулирование , налоговую систему и др.

Внутренние факторы зависят от деятельности предприятия и подразделяются на производственные и внепроизводственные.

Внепроизводственные факторы не связаны с процессом производства, к ним относят: снабженческо-сбытовую деятельность, природоохранную деятельность, условия труда и быта работников и т. д.

Производственные факторы характеризуют наличие и использование производственных ресурсов, и в свою очередь подразделяются на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения объёмов средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и т. д.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества; использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки; ускорение оборачиваемости оборотных средств; повышение квалификации и производительности труда персонала; снижение трудоёмкости и материалоёмкости продукции и т. д.

2. Показатели рентабельности работы предприятия.

Для оценки уровня эффективности работы, получаемый результат - прибыль – сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности.

Выделяют показатели рентабельности, используемые для оценки эффективности применяемых в производственной, коммерческой и иной деятельности авансированных ресурсов и затрат, и показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования имущества.

Оценочным показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия является рентабельность продаж. Она отражает уровень спроса на продукцию, работы и услуги, насколько правильно предприятие определяет товарный ассортимент и товарную стратегию. Рентабельность продаж характеризует отношение прибыли от продаж к величине выручки от продаж, выраженное в процентах.

Рпродаж = Прибыль от продаж / Денежная выручка от продаж * 100%

Рентабельность имущества предприятия характеризует прибыль, которую предприятие получает на каждый рубль, вложенный в активы.

Рим = Прибыль в распоряжении предприятия / Средняя величина активов*100%

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия.

Рск = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала * 100%

Рентабельность продукции характеризует эффективность затрат на производство и реализацию продукции.

Рпр = Прибыль от продаж / Полная себестоимость реализ. продукции *100%

Тема: Экономическая эффективность производства.

1.Сущность понятия «экономическая эффективность».

2. Показатели и факторы экономической эффективности.

  1. Сущность понятия «экономическая эффективность».

Поскольку экономика базируется на двух основных положениях: ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей, перед любой экономической системой всегда стоит проблема выбора. Выбор предполагает наличие нескольких способов решения задачи или достижения цели. Для любого предприятия важен наилучший из них, или более эффективный.

Понятия «эффект» и «эффективность неоднозначны. Термин «эффект» означает результат какого-либо процесса. Эффект может быть

· производственным - выступает в форме продукции;

· экономическим - в сфере ресурсов, затрат и прибыли;

· социальным - отражает условия труда и быта работников.

Но сам по себе эффект недостаточно характеризует трудовую деятельность, так как не показывает ценой каких ресурсов или затрат он получен. Один и тот же эффект может быть получен разными способами с разным уровнем использования ресурсов(затрат), и наоборот, одинаковые ресурсы (затраты) могут дать разный эффект.

Для того, чтобы сделать выбор по лучшему варианту, необходим некий принцип, или критерий выбора. Под критерием понимается количественная величина или некоторое правило, позволяющее расставить имеющиеся варианты в порядке их предпочтительности.

В самом общем виде понятие экономической эффективности было дано итальянским экономистом Вильфредо Парето. Экономическая эффективность по Парето означает такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно удовлетворяющего желаниям одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека.

Понятие экономической эффективности может рассматриваться в разных аспектах. В производственной сфере оно прежде всего связано с вопросом «как производить». Поскольку ресурсы редки или ограничены, то их использование имеет свою цену и связано с затратами. Вместе с тем, для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Например, хлеб может выпекаться по разным технологиям, и либо на крупных хлебозаводах, либо на минипекарнях.

Выбирая вариант производства, необходимо найти такой технологический способ соединения ресурсов и так организовать дело, чтобы при данном уровне затрат добиться максимального результата или достигнуть определенного результата при минимальном уровне затрат. Таким образом, экономическая эффективность охватывает проблему «затраты – выпуск», то есть характеризует связь между количеством ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо продукта.

Большее количество продукции при данных затратах означает рост эффективности, а меньший объём при тех же затратах – снижение эффективности.

Вместе с тем, помимо существования нескольких способов производства одного товара, имеют место и варианты использования ресурсов для производства различных товаров. Это требует ответа на вопрос «что производить?». Здесь выбор диктуется условиями на рынке – спросом, уровнем цен.

Таким образом, эффективность в производстве – это такая ситуация, в которой при данном уровне знаний и ограниченном количестве производственных ресурсов невозможно произвести большее количество одного товара, не пожертвовав возможностью производства некоторого количества другого товара.

  1. Показатели и факторы экономической эффективности

Поскольку оценка экономической эффективности предполагает сопоставление между количеством использованных ресурсов и получаемым результатом, то показатели экономической эффективности представляют собой либо абсолютные, либо относительные величины.

Абсолютные показатели определяются:

Объём продукции (выпуск) - Затраты = Доход

К ним принято относить:Прибыль, валовый доход, чистый доход и др.

Относительные показатели определяются:

Показатели рентабельности работы предприятия. - student2.ru

Показатели рентабельности работы предприятия. - student2.ru

Показатели рентабельности работы предприятия. - student2.ru .

К относительным показателям экономической эффективности производства

относят:

· Рентабельность продаж = прибыль от реализации продукции

объем продаж

· Рентабельность продукции = прибыль от реализации продукции_________

полная себестоимость реализованной продукции

К относительным показателям экономической эффективности использования ресурсов относят:

· Производительность труда, трудоёмкость;

· Фондоотдача, фондоёмкость;

· Материалоотдача, материалоёмкость и др.

Экономическая эффективность производства формируется под воздействием разнообразных факторов и условий. Их целесообразно классифицировать в трёх основных направлениях:

1. По ресурсам и затратам – эта классификация позволяет выявить источники повышения эффективности производства и ответить на вопрос за счёт каких ресурсов или затрат может быть достигнута экономичность производства. Основными факторами здесь являются трудоёмкость, фондоёмкость, материалоёмкость, землеёмкость.

2. По основным направлениям формирования экономической эффективности – по этой классификации основными факторами являются технология, специализация и концентрация производства, организация и оплата труда, ускорение НТП.

3. В зависимости от уровня реализации факторы подразделяют на:

· народнохозяйственные – реализуются на уровне народного хозяйства;

· отраслевые – реализуются на уровне конкретных отраслей;

· внутрипроизводственные – реализуются на уровне конкретного предприятия.

Наши рекомендации