Тема 7. Прибыль предприятия, ее сущность и виды. Показатели рентабельности предприятия

Вопросы

1.Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли.

2.Анализ уровня и динамики финансовых результатов. Факторный анализ прибыли. Определяющие факторы и резервы увеличения прибыли.

3.Система показателей рентабельности предприятий и способы их расчета.

1.Экономическое содержание, функции и виды прибыли.

Формирование, распределение и использование прибыли.

Как экономическая категория прибыль — это чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития. Другими словами, прибыль — это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

Прибыль = Доходы - Расходы.

В хозяйственной практике прибылью считается превышение общей суммы доходов от реализации и прочих доходов в действующих ценах (без НДС и акцизов) над общей суммой расходов по обычным видам деятельности и прочих расходов.

Основные показатели финансовых результатов представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Выручка-нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

- Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

= Валовая прибыль

- Коммерческие расходы

- Управленческие расходы

= Прибыль (убыток) от продаж

+ Прочие доходы

– Прочие расходы

= Прибыль (убыток) до налогообложения

– Текущий налог на прибыль

= Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

Валовая прибыль — это разность между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг. В себестоимость продукции при определении валовой прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Валовая прибыль является показателем эффективности собственно производства (строительства, торговли).

Прибыль (убыток) от продаж — это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов. Тем самым прибыль от продаж есть показатель эффективности основной деятельности предприятия, т. е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) — это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, доходы от продажи основных средств и т.п.), за вычетом прочих расходов (проценты к уплате, штрафы, неустойки, расходы на создание резервов и т.п.). Показатель прибыли (убытка) до налогообложения — это показатель эффективности всей хозяйственной деятельности организации.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода — это прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная (увеличенная) на величину отложенных налоговых обязательств, текущего налога на прибыль и увеличенная (уменьшенная) на сумму отложенных налоговых активов за отчетный период.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организации, так и формирование государственных доходов. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налога на прибыль. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, производится на основании внутренних положений, в том числе устава и учредительного договора.

Чистая прибыль организации по итогам отчетного периода может быть направлена:

· На отчисления в резервный капитал (формирование резервного фонда). Как известно, резервный капитал может быть создан как в акционерных обществах, так и в обществах с ограниченной ответственностью (в последних создание резервного фонда носит добровольный характер).

  • На выплату дивидендов.

Расходование части прибыли на выплату дивидендов акционерам повышает доходность акций, а значит — их курсовую стоимость и привлекательность новых эмиссий акций предприятия. Все это, в конечном счете, увеличивает капитал предприятия. Вместе с тем, этот вопрос связан с принятием серьезных финансовых решений в рамках дивидендной политики предприятия.



  • На погашение убытков прошлых лет.

· На прочие выплаты по решению акционеров (учредителей) организации.

2.Анализ уровня и динамики финансовых результатов. Факторный анализ прибыли. Определяющие факторы и резервы увеличения прибыли.

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:

1. Абсолютное отклонение:

±ΔП = П1 - П0,

где, П0 — прибыль базисного периода;

П1 — прибыль отчетного периода;

ΔП — изменение прибыли.

2. Темп роста Тема 7. Прибыль предприятия, ее сущность и виды. Показатели рентабельности предприятия - student2.ru

Показатели финансовых результатов характеризуют эффективность хозяйствования предприятия в абсолютной оценке. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческой деятельности. В связи с этим анализ каждого элемента прибыли имеет важное значение как для самого предприятия в целом, так и для разных групп лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Так, для руководства такой анализ позволяет определить перспективы развития предприятия, так как прибыль является одним из важнейших источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в себя:

1) горизонтальный анализ — изучение изменений по каждому показателю за анализируемый период;

2) вертикальный анализ — анализ структуры показателей прибыли и их структурной динамики;

3) факторный анализ — выявление источников и факторов роста прибыли и их количественную оценку;

4) оценку динамики показателей рентабельности.

Показатель Предыдущий год Отчетный год Изменения
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг 45,96
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг 77,52 74,51 40,29
Валовая прибыль 22,48 25,49 65,45
Коммерческие расходы 6,41 4,94 12,36
Управленческие расходы 6,66 8,14 78,48
Прибыль (убыток) от продаж 9,41 12,41 92,4

На основе горизонтального и вертикального анализа можно сделать следующие выводы. В отчетном периоде при росте выручки на 45,94% прибыль от продаж выросла на 92,4% и составила 28 093 тыс. руб. Положительным моментом является тот факт, что темпы прироста выручки (45,94%) значительно опережали темпы прироста себестоимости проданных товаров (40,29%) и коммерческих расходов (12,36%). В отчетном году наблюдается повышение рентабельности продаж, так, если в предыдущем году с одного рубля выручки организация получала около 9 коп. прибыли, то в отчетном году этот показатель увеличился до 12 коп. Однако несмотря на то, что доля себестоимости в выручке сокращается с 77,52% до 74,51%, она остается крайне высокой, что негативно сказывается на финансовых результатах предприятия. Более детального анализа требует эффективность управленческих расходов, прирост которых в отчетном году составил 65,45%, а доля в выручке увеличилась с 6,66% до 8,14%.

Факторный анализ. Определим влияние каждого из факторов на сумму прибыли от продаж, используя следующие формулы.

1) Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продаж:

∆ Ппр = Ппб × (Ир - 1),

где, ∆ Ппр — прирост (уменьшение) прибыли от продаж за счет изменения выручки от продажи продукции, тыс. руб.;

Ппб — прибыль от продаж предыдущего года, тыс. руб.

Ир — индекс изменения выручки от продаж, определяемый отношением выручки от продажи отчетного года (Во) к выручке от продаж предыдущего года (Вб) по формуле:

Ир = Во / Вб.

Отсюда ∆ Ппр = 14601×((226390 : 155117) - 1)=14601 × (1,4595 - 1) = 6708,85 тыс. руб.

2) Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продаж:

∆ Ппс = Сб × Ир - Со,

где, Сб, Со — себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода, тыс. руб.

∆ Ппс = 120 241 × 1,4595 - 168 689 = 6800,21 тыс. руб.

3) Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продаж:

∆ Ппур = УРб × Ир - УРо,

где, УРб и УРо — управленческие расходы предыдущего и отчетного года соответственно, тыс. руб.

∆ Ппур = 10325 × 1,4595 - 18428 = -3358,88 тыс. руб.

4) Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продаж:

∆ Ппкр = КРб × Ир - КРо,

где, КРб и КРо — коммерческие расходы предыдущего и отчетного года соответственно, тыс. руб.

∆ Ппкр = 9950 × 1,4595 - 11180 = 3341,82 тыс. руб.

В итоге сумма факторных изменений дает общее изменение прибыли от продаж продукции за анализируемый период:

∆ Пп = ∆ Ппр + ∆ Ппс + ∆ Ппур + ∆ Ппкр = 6708,85 тыс. + 6800,21 тыс. - 3358,88 тыс. + 3341,82 тыс. = 13492 тыс. руб.

3.Система показателей рентабельности предприятий и способы их расчета.

Управление прибылью осуществляется также с использованием разнообразных показателей рентабельности, которые рассчитываются как отношение прибыли к какой либо базе. В качестве базы используются показатели актива, пассива баланса или выручки. В экономическом смысле показатели рентабельности характеризуют долю прибыли, получаемую на единицу того или иного базового показателя.

Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:

Рентабельность капитала определяется как отношение прибыли к величине всего капитала предприятия. Показатель дает оценку эффективности вложения средств в активы данного предприятия, т.е. оценивается правильность выбора направления инвестирования.

Рентабельности продаж определяется как отношение прибыли на величину выручки от продажи продукции.

Показатели рентабельности можно выразить в коэффициентах или в процентах.

Вопросы для контрольной проверки

1. Дайте определение прибыли предприятия и перечислите функции прибыли как экономической категории.

2. Какие виды прибыли Вы знаете? Как они увязаны между собой?

3. Охарактеризуйте механизм формирования и использования чистой прибыли организации.

4. В какой форме бухгалтерской отчетности представлена нераспределенная прибыль? Что отражает этот показатель?

5. Какова система показателей рентабельности?

Наши рекомендации