Сравнение отечественной системы нормативного учета и системы «стандарт-кост»
Нормативные затраты – оценка затрат на единицу произведенного результата (продукции); устанавливается на основе технического анализа операций производства каждого продукта с учетом прогрессивных технологий и организации производства. По мере освоения производства и улучшения использования ресурсов нормативные затраты могут изменяться (снижаться).
Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:
- прямые материальные затраты;
- прямые затраты труда;
- общепроизводственные расходы (ОПР).
Следует различать учет нормативных материальных и трудовых затрат и учет ОПР. Нормативы материальных затрат и затрат труда основаны на инженерных оценках и расчетах, изучении трудовых операций. Нормативы ОПР основаны на более простых предположениях – на базе данных о прошлых затратах.
Отклонениями считаются перерасход или экономия затрат, выявляемые сравнением фактических затрат с нормативными.
Система «стандарт-кост» является современным продолжением нормативного метода. «Стандарт» - количество необходимых для производства единицы продукции материальных, трудовых и косвенных расходов. «Кост» - денежное выражение затрат на изготовление единицы продукции.
В основе системы «стандарт-кост» лежит предварительное (до начала производственного процесса) нормирование затрат по статьям расходов:
· основные материалы;
· оплата труда основных производственных рабочих;
· производственные накладные расходы (заработная плата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы, арендная плата, амортизация оборудования и др.);
· коммерческие расходы (расходы по сбыту, реализации продукции).
Предварительно исчисленные нормы рассматриваются как твердо установленные ставки для приведения фактических затрат в соответствие со стандарами. При возникновении отклонений стандартные нормы не изменяются, они остаются относительно постоянными на весь установленный период, за исключением серьезных изменений, вызываемых новыми экономическими условиями, значительным повышением или снижением стоимости материалов, рабочей силы или изменением условий и методов производства. Отклонения между действительными и предполагаемыми затратами, возникающие в каждом отчетном периоде, в течение года накапливаются на отдельных счетах отклонений и полностью списываются не на затраты производства, а непосредственно на финансовые результаты предприятия.
Система «стандарт-кост» в зарубежной практике не регламентирована, не имеет единой методики установления стандартов и ведения учетных регистров. В результате этого даже внутри одной компании действуют различные нормы: базисные, текущие, идеальные, прогнозные, достижимые и облегченные.
В связи с тем, что накладные расходы охватывают множество отдельных статей, часть которых трудно или нецелесообразно измерить точно, то для контроля накладных расходов разрабатываются сметные ставки за определенный период, исходя из намеченного объема производства продукции.
Главное в системе «стандарт-кост» - контроль за наиболее точным выявлением отклонений от установленных стандартов затрат, что способствует совершентсвованию и самих стандартов затрат. При отсутствии же такого контроля применение системы «стандарт-кост» будет иметь условный характер и не даст надлежащего эффекта.
Таблица 7
Сравнительная характеристика нормативного метода и системы «стандарт-кост».
Область сравнения | “Стандарт-кост” | Нормативный метод |
Учет изменений норм | Текущий учет изменений норм не ведется, так как стандарты устанавливаются на длительный период. | Ведется в разрезе причин и инициаторов. |
Учет отклонений от норм прямых расходов | Отклонения документируются и относятся на виновных лиц и на финансовые результаты. | Отклонения документируются и относятся на виновных лиц и на издержки производства. |
Учет отклонений от норм косвенных расходов | Косвенные расходы относятся на себестоимость в пределах норм, отклонения выявляются с учетом объема производства и относятся на результаты финансовой деятельности. | Косвенные расходы относятся на себестоимость в сумме фактических произведенных затрат, отклонения относятся на издержки производства. |
Степень регламентации | Не регламентирован, не имеет единой методики установления стандартов и ведения учетных регистров. | Регламентирован, разработаны общие и отраслевые стандарты и нормы. |
Вариант ведения учета | Учет затрат на выпуск продукции и незавершенное производство ведется по стандартной себестоимости. Выявленные отклонения величин затрат списываются на финансовый результат того периода, в котором возникли. Эти отклонения не являются «запасоемкими», т.е. они не распределяются между реализованной продукцией и запасами, тем самым не окажут влияние (не исказят) на финансовый результат в следующих периодах. | Незавершенное производство и выпуск продукции оценивается по нормам на начало года, в текущем учете выделяются отклонения от норм. Все издержки учитываются по текущим нормам. |
Основным преимуществом использования системы «стандарт-кост» является его «управленческая направленность», позволяющая осуществлять планирование и контроль деятельности предприятия и принятия необходимых решений. Калькуляция, рассчитанная при помощи стандартных норм, является основой оперативного управления производством и затратами. Выявляемые в текущем порядке отклонения от установленных стандартных норм затрат подвергаются анализу для выяснения причин их возникновения. Это позволяет руководителям оперативно устранять неполадки в производстве, принимать меры для их предотвращения в будущем.
Принципы этой системы являются универсальными, поэтому их применение целесообразно при любом методе учета затрат и способе калькулирования себестоимости продукции. Система «стандарт-кост», как и нормативный метод, при наличии нормативной базы, может использоваться и при позаказном, и при попроцессном методах калькулирования.
Кроме того, универсальность системы «стандарт-кост» состоит в том, что в рамках данной системы может калькулироваться:
· полная себестоимость, при этом основное внимание уделяется отклонениям от нормативных затрат, которые списываются на финансовый результат – счет 90 «Продажи»;
· ограниченная (неполная) себестоимость, при этом на счете 20 «Основное производство» отражается маржинальная себестоимость (только в части переменных нормативных затрат), а отклонения от нормативных затрат и постоянные косвенные расходы отражаются на счете 90 «Продажи». В данном случае отношение к постоянным затратам аналогично системе «директ-кост».
Вместе с тем этой системе присущи недостатки.
На практике очень трудно составить стандарты согласно технологической карте производства. Изменение цен, инфляция осложняют исчисление стандатрной себестоимости.
Стандарты можно устанавливать не на все производственные затраты, в связи с чем на местах ослябляется контроль над ними. При выполнении производственной компанией большого количества различных по характеру и типу заказов за сравнительно короткое время исчислять стандарт на каждый заказ практически невозможно. В таких случаях вместо научно обоснованных стандартов на каждое изделие устанавливают среднюю стоимость, которая является базисом для определения цен на изделие.
Несмотря на эти недостатки, руководители компаний используют систему учета «стандарт-кост» как мощный инструмент контроля над издержками производства и калькулирования себестоимости продукции.
Тема 5. ПЛАНИРОВАНИЕИ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Сущность и виды планирования на предприятии
Планирование- особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а деятельности всего предприятия. Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без контроля планирование становится бессмысленным.
Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. Любое предприятие, достигшее среднего размера и, как следствие, имеющее такую организационную структуру, при которой службы предприятия обладают определенным уровнем самостоятельности, нуждается в планировании и контроле.
Под бюджетированиемв бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно, бюджет (или смета) - это план.
Бюджет- это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.
Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.
В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.
Период планирования - временной промежуток, на который составляются и в течение которого реализуются планы)
В зависимости от периодов планирования выделяют следующие виды планирования:
- оперативное (текущее) - на период до года;
- тактическое (среднесрочное) - на период 1-3 года;
- стратегическое (долгосрочное) - на период свыше трех лет.
Внедрение на предприятии системы планирования призвано решить следующие задачи:
ü повышение эффективности использования ресурсов предприятия;
ü обеспечение координации деятельности и обеспечение взаимосвязи между интересами отдельных подразделений и предприятия в целом;
ü прогнозирование, анализ, оценка различных вариантов хозяйственной деятельности предприятия и повышение обоснованности принимаемых управленческих решений;
ü обеспечение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния предприятия.
Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:
- планирование с участием руководителей всех центров ответственности деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений;
- определение показателей, которые будут использоваться при оценке этой деятельности;
- обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
- корректировка планов с учетом предложенных поправок.
В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:
а) генеральный и частные;
б) гибкие и статические.
Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным.Его цель - объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.
В результате составления генерального бюджета создаются:
- прогнозируемый баланс;
- план прибылей и убытков;
- прогноз движения денежных средств.
Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:
1) операционного бюджета- включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации;
2) финансового бюджета-включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.
Технология оперативного планирования, т.е. перечень используемых планов (бюджетов) и последовательность их составления, в ее «классическом» виде представлена на рисунке.
Операционный бюджет
Финансовый бюджет