Основные характеристики рынка

Ориентировочная емкость рынка биопрепаратов РФ составляет 50 млн. долларов в год. Доля рынка биопрепаратов РФ ОАО «Покровский Завод Биопрепаратов» в 2005 г. составила, ориентировочно около 2% [1].

Поголовье КРС в 2005 году сократилось на 7,6% по сравнению с 2004 г., поголовье свиней – на 16,3%, поголовье овец и коз возросло на 4,7%. Поголовье птицы возросло на 5% - 7%.

Поголовье скота в России в млн. голов

Годы Крупный рогатый скот Свиньи Овцы и козы
52,2 31,5 51,4
39,7 22,6 28,0
27,3 15,7 14,8
27,1 16,0 15,3
26,5 17,3 16,1
24,9 16,0 17,0
23,0 13,4 17,8

Поголовье скота во Владимирской области, тыс. голов

Год Крупный рогатый скот Свиньи Овцы и козы
156,1 107,3 34,2

Расчеты доли рынка ОАО «ПЗБ» и оценка емкости рынка проводились на основе принятых схем вакцинации по данным видам заболеваний и на основе данных о поголовье скота Федеральной Службы Государственной Статистики РФ.

Расчеты показывают, что ориентировочная доля рынка ОАО «ПЗБ» по отдельным болезням свиней составляет от 6% до 12% (в натуральном выражении).

  Продажи, т. доз Доля рынка ОАО «ПЗБ», 2004 г.
Вакцина чумы свиней 25 971 100%
В-на Тешена 1 856 6%
Вакцина Ауески 1 914 12%

Схема вакцинации

  Количество вакцинаций в год, шт.
  Основные свиноматки Проверяемые свиноматки Ремонтные свинки от 4 мес. Хряки Поросята до 4-х мес. Выращивание
Болезнь Тешена    
Болезнь Ауэски        
КЧС  

Потенциальная емкость рынка по отдельным болезням свиней в РФ, т. доз

Количество вакцинаций в год, доз
  Основные свиноматки Проверяемые свиноматки Ремонтные свинки от 4 мес. Хряки Поросята до 4-х мес. Выращивание Итого:
Болезнь Тешена 2 313   1 916   14 287 11 328 29 846
Болезнь Ауэски     1 916   14 287   16 204
КЧС 1 156   1 916 14 287 11 328 28 812

Как видно из нижеприведенной таблицы, емкость рынка Владимирской области (по отдельным болезням свиней) ограниченна, однако достаточна для потенциального повышения объема продаж продукции ПЗБ в 1,3 – 1,5 раза.

Соответственно, с учетом соседних областей потенциально возможен рост продаж в 2,5 – 3 раза.

Объем продаж ОАО «ПЗБ» в 2004 году, тыс. доз

  Продажи, т. доз Доля рынка ОАО «ПЗБ», 2004 г.
Вакцина чумы свиней 25 971,2 100%
В-на Тешена 1 856,96 6%
Вакцина Ауески 1 914 12%


Потенциальная емкость рынка Владимирской области по отдельным болезням свиней, т. доз

  Количество вакцинаций в год, т. доз  
Основные свиноматки Проверяемые свиноматки Ремонтные свинки от 4 мес. Хряки Поросята до 4-х мес. Выращивание Итого:
Болезнь Тешена 15,51   12,85   95,82 75,97
Болезнь Ауэски 0,00   12,85   95,82 0,00
КЧС 7,76   12,85 0,82 95,82 75,97

Перспективный ассортимент

Начиная с 2006г. потенциально возможны следующие изменения по ассортименту продукции, которая разбивается на три основных товарных группы.

Товарная группа 1(«Старые препараты»)

Включает вакцины, которые производились в 2005г для КРС, свиней и кроликов. Дополнительно к 8 выпускающимся вакцинам целесообразно добавить еще несколько (3-5) для обеспечения возможности клиентам закупать в одном месте типовой комплект препаратов. Это может заметно увеличить объем продаж.

Товарная группа 2(«новые препараты»)

Включает семь востребованных вакцин против болезни кур, отобранных торговым домом в результате проведенного анализа.

Эти вакцины производству необходимо осваивать заново при дополнительном требовании высокого качества и консультационного сопровождения ( в кооперации с другими предприятиями РАБП и прочими организациями). В первую очередь производства и продаж(с 2го квартала 2006г) естественно включить две вакцины: против ньюкасльской болезни птиц «ЛаСота» и «БОР», технологии производства которых знакомы на ПЗБ (требуется улучшить качество), причем возможно быстрое наращивание производства «ЛаСота» в больших количествах(5-10-15 млн.доз) по заказу ТД.

Товарная группа 3

В которую входит единственная вакцина вакцина против птичьего гриппа и препарат для его диагностики. Выделение этой вакцины из других «птичьих» связано ажиотажным спросом, который может сохраниться несколько лет, большими потенциальными объемами продаж от 50 млн. руб. до 150 млн. руб.в 2006г (справочно: в 2005 году весь объем продаж был 47 млн.руб.), с автономной технологией производства и завершающимся сложным проектом создания производства в кооперации с другими предприятиями холдинга.

Для выбора наиболее выгодных пропорций производства и продаж старой и новой продукции необходимо учитывать результаты проведенного маржинального анализа ассортимента.

Наши рекомендации