Развитие социальной инфраструктуры

Северный управленческий округ. Перспективное развитие социальной сферы округа связано с активизацией жилищного строительства и укреплением материальной базы социальной сферы.

В целом за 15-летний период предусматривается ввести в эксплуатацию порядка 1950 тыс. кв. метров жилья и довести его ввод к 2015 году до 200 тыс. кв. метров. Приоритетными направлениями в области жилищного строительства останутся: активизация индивидуального жилищного строительства, расширение системы ипотечного кредитования, строительство муниципального (взамен ветхого и аварийного) и социального (для льготных категорий граждан) жилья, строительство жилья разной степени комфортности, сочетание всевозможных источников привлечения финансовых средств (предпринимателей, населения, государства, средств предприятий).

В области укрепления материальной базы социальной сферы главной задачей является сокращение отставания в развитии социальной инфраструктуры отдельных муниципальных образований.

Соответствующие мероприятия и объекты в части развития социальной инфраструктуры округа входят в состав тех или иных областных, муниципальных программ, реализуемых в отраслях социальной сферы на территории области. Среди них: строительство жилья, развитие газификации и социальной инфраструктуры, социальная поддержка инвалидов, развитие образования, физической культуры, спорта и туризма, здравоохранения.

При этом в среднесрочном периоде особое внимание будет уделено завершению ранее начатых объектов строительства социальной сферы, особенно в образовании и здравоохранении.

Так, в городе Серове планируется завершить реконструкцию детской поликлиники на 200 посещений в смену, построить терапевтический корпус на 120 коек. В поселке Сосьва Серовского района к 2003 году намечается закончить строительство больницы, в Верхотурском уезде к 2005 году - акушерский корпус на 30 коек с женской консультацией на 50 посещений в смену, а в городе Карпинске - детскую поликлинику на 100 посещений в смену. Подлежит реконструкции заводская поликлиника в городе Лесной, здесь же к 2008 году планируется строительство профилактория на 350 мест.

Представляется целесообразным в долгосрочной перспективе рассмотреть создание социально-инфраструктурных систем коллективного пользования и реализовать мероприятия внутриокружного значения, позволяющие к примеру сохранить и усилить уникальные межрайонные медицинские центры с высококвалифицированным персоналом и специальным высокотехнологическим оборудованием. К ним следует отнести Нижнетуринский филиал областной клинической больницы № 2, больницу в городе Североуральске, межрайонный онкологический диспансер в городе Краснотурьинске.

Учитывая возросшую потребность некоторых муниципальных образований округа в учреждениях образования, в Схеме предусматривается строительство школ в Серове, Карпинске, Красноуральске, Качканаре, Лесном, Новолялинском, Нижнетуринском и Серовском районах. Кроме того, предполагается построить детский дом на 60 мест в городе Лесном, клуб-столовую в летнем оздоровительном лагере города Красноуральска, спальный корпус лагеря отдыха “Чайка” в Муниципальном образовании город Серов.

Значительный комплекс мероприятий по строительству объектов социальной сферы планируется осуществить в Муниципальном образовании город Карпинск. Это и строительство ветлечебницы, и автовокзала и банно-оздоровительного комбината.

Предстоит реализовать соответствующие меры, модернизировать действующие и построить новые объекты коммунального хозяйства многих муниципальных образований округа, в частности очистные сооружения, полигоны твердых бытовых отходов, объекты газификации, тепло-, водо- и электроснабжения населенных пунктов. Такие мероприятия намечается провести в городах: Серов, Карпинск, Краснотурьинск, Красноуральск, Лесной; районах: Серовский, Гаринский, Верхотурский, Новолялинский.

В ближайшие годы будет начато строительство подводящего газопровода к городу Верхотурью и газификация Верхотурского уезда.

К концу прогнозируемого периода не будет иметь природного газа только Гаринский район ввиду значительного удаления от магистрального газопровода.

Основной упор в вопросах газификации Северного округа на период до 2015 года будет сделан на дальнейшее развитие газовой сети на территориях муниципальных образований, а также перевод 52 действующих котельных на природный газ, установку 20-30 блочных газовых котельных небольшой мощности и автономного отопления в индивидуальных жилых домах.

За прогнозируемый период протяженность вновь построенных газопроводов и уличных газовых сетей составит 310 км, будет газифицировано более 30 населенных пунктов, в том числе:

- Верхотурский уезд - 60 км (газопровод к городу Верхотурье, развитие сети);

- город Карпинск - 25 км (газификация поселков Кытлым, Сосновка, развитие сети);

- город Волчанск - 10 км (развитие сети по городу);

- город Ивдель - 6 км (развитие сети по городу);

- город Качканар - 23 км (развитие сети по городу);

- город Краснотурьинск - 20 км (газификация поселков Рудничный, Воронцовка, развитие сети);

- город Красноуральск - 16 км (газификация поселка Октябрьский, развитие сети);

- город Лесной - 15 км (развитие сети);

- Нижнетуринский район - 40 км (газификация поселков Выя, Ис, Сигнальный, развитие сети);

- Новолялинский район - 25 км (газификация поселок Лобва, развитие сети по городу);

- город Североуральск - 20 км (развитие сети по городу);

- город Серов - 15 км (развитие сети по городу);

- Серовский район - 30 км (газификация поселков Ключевой, Красноярка, Марсяты, Восточный, развитие сети);

- поселок Пелым - 5 км (развитие сети).

К концу прогнозируемого периода общая протяженность газопроводов на территории Северного управленческого округа составит 1200 км.

Горнозаводской управленческий округ. Перспективное развитие социальной сферы округа связано с активизацией жилищного строительства. Приоритетными задачами в этой сфере являются: совершенствование застройки существующих населенных пунктов, возникновение “новых” поселений по мере расширения строительства “вторых жилищ” и развития садово-огороднических хозяйств; повышение экономической и социальной активности населения сельской местности, предотвращение распада сети сельских населенных пунктов и возрождение престижа деревенской жизни; решение проблем охраны природы и историко-архитектурного облика исторических населенных мест; активизация процессов интеграции перспективных населенных пунктов с относительно комплексной и высокой экономической базой с прилегающими районами, адекватное развитие социальной инфраструктуры.

В целом за 15-летний период предусматривается ввести в эксплуатацию более 2 млн. кв.м жилья, довести к 2015 году до 220 тыс. кв.м в год.

Основным источником финансирования жилищного строительства останутся средства предприятий.

В перспективный период будут заложены основы преодоления отставания в развитии социальной инфраструктуры.

Предусматривается комплекс социальных объектов в Муниципальном образовании город Нижний Тагил: строительство детской многопрофильной больницы, дома-интерната для престарелых и инвалидов на 240 мест, водогрязелечебницы в санатории “Руш”, школы на Мурзинских прудах, спорткомплекса, лыжного трамплина на горе Долгой, спортивного комплекса и пристроя к гимназии в Гальяно-Горбуновском массиве.

К 2005 году планируется строительство школы в поселке Нейво-Рудянка Муниципального образования город Кировград, а к 2010 году здесь ожидается ввод в эксплуатацию инфекционного отделения центральной городской больницы.

Намечается строительство ряда социальных объектов в Муниципальном образовании город Новоуральск: школы в селе Тарасково, общественно-досугового центра, закладываются реконструктивные мероприятия по объектам здравоохранения.

К 2004 году закладывается ввод дома-интерната для престарелых и инвалидов на 104 места в городе Верхняя Тура. Перечень социальных объектов по другим муниципальным образованиям округа за пределами 2005 года будет уточняться при корректировке Схемы на последующих этапах.

Соответствующие мероприятия и объекты в части развития социальной инфраструктуры округа входят в состав тех или иных федеральных, областных и муниципальных программ, реализуемых в отраслях социальной сферы на территории области. Среди них: строительство жилья, развитие газификации и социальной инфраструктуры, социальная поддержка инвалидов, развитие образования, физической культуры, спорта и туризма, формирование здорового образа жизни, здравоохранения, культуры и другие.

На период до 2015 года предстоит построить около 500 км газопроводов и газовых сетей, в том числе по муниципальным образованиям: город Нижний Тагил - 40 км, город Верхний Тагил - 2 км, город Верхняя Тура - 37 км, город Кушва - 12 км, город Кировград - 46 км, город Нижняя Салда - 30 км; Верхнесалдинский район - 45 км, Невьянский район - 152 км, Пригородный район - 116 км, поселок Верх-Нейвинский - 201 км.

К концу прогнозируемого периода общая протяженность газопроводов на территории Горнозаводского округа должна составить 1900 км.

Западный управленческий округ. Несбалансированное развитие производственных отраслей и социальной сферы не в пользу последней за прошедшие десятилетия диктует необходимость в перспективном периоде уделить социальной инфраструктуре особое внимание.

Имея целью обеспечение всех жителей округа возможно большим набором социальных благ, а также доступность необходимого минимума социальных услуг вне зависимости от удаленности населенного пункта и его величины, будут ставиться следующие задачи:

- улучшение жилищных условий граждан – как количественно (обеспеченности общей площадью жилья, стимулирование "вторых жилищ"), так и качественно (обеспеченность жилого фонда бытовыми удобствами);

- расширение сети учреждений социальной инфраструктуры (торговля, служба быта, образование, здравоохранение, общепит, информационные, культурные, транспортные услуги, т.п.);

- повышение качества предоставляемых социальных услуг, расширение их ассортимента.

Планируется реконструкция и строительство очистных сооружений, систем водо-, газо- и электроснабжения, больниц, родильных домов, фельдшерско-акушерских пунктов, школ, досуговых центров, домов культуры, домов ветеранов и т.п. Предусматривается реконструкция исторических мемориалов, музеев.

В период до 2015 года предстоит построить газопроводы-отводы к городам Михайловску, Нижние Серги, поселкам Верхние Серги, Атиг, Бисерть, 50 другим населенным пунктам. Будут проводиться работы по переводу 30 котельных на природный газ, в том числе в ОАО "Михалюм", ОАО "Нижнесергинский металлургический завод", ОАО "Уралбурмаш", других промышленных и коммунально-бытовых котельных.

С развитием уличных газовых сетей появится возможность газификации частного жилого сектора и перевода жилых домов граждан на индивидуальное газовое отопление.

Общая протяженность построенных за прогнозируемый период (за счет всех источников финансирования) газопроводов и газовых сетей составит 900 километров. К концу прогнозируемого периода общая протяженность газопроводов на территории Западного округа составит 2400 километров.

Восточный управленческий округ. Перспективное развитие социальной сферы округа связано с активизацией жилищного строительства и укреплением материальной базы социальной сферы.

В целом за 15-летний период предусматривается ввести в эксплуатацию 1,5-2,0 млн. кв. метров жилья. Приоритетными направлениями в области жилищного строительства определены: активизация индивидуального жилищного строительства, строительство муниципального (взамен ветхого и аварийного) и социального жилья, сочетание различных источников финансирования жилищного строительства (средства населения, государства, предприятий и организаций).

В области укрепления материальной базы социальной сферы главной задачей является сокращение отставания в развитии социальной инфраструктуры отдельных муниципальных образований. Особое внимание будет уделено строительству новых и реконструкции действующих объектов здравоохранения, образования, культуры. Намечена модернизация действующих и строительство новых объектов коммунального хозяйства: очистные сооружения, объекты водо- и теплоснабжения, газификации.

Ряд мероприятий и объектов в части развития инфраструктуры округа входят в состав тех или иных областных, муниципальных программ, реализуемых в отраслях социальной сферы на территории области. Среди них: строительство жилья, развитие здравоохранения, образования, культуры, государственной поддержки депрессивных территорий, газификации.

Газификация. За период до 2015 года в Восточном округе будет проведен самый большой объем работ по газификации из всех управленческих округов области. За это время намечено газифицировать практически всю территорию округа, подвести природный газ к городам Ирбит, Туринск, Тавда, районным центрам: рабочий поселок Тугулым, село Байкалово, село Туринская Слобода, закончить строительство газопровода Талица-Пышма-Камышлов на участке Пышма-Камышлов, осуществить газификацию других 80 населенных пунктов, расширить газовую сеть в городах, уже имеющих природный газ, перевести на природный газ до 75 котельных.

Протяженность газопроводов и газовых сетей, построенных в этот период, составит 700 км. К концу прогнозируемого периода общая протяженность газопроводов на территории Восточного округа превысит 1000 км.

Южный управленческий округ. Перспективное развитие социальной сферы округа связано с активизацией жилищного строительства и укреплением материальной базы социальной сферы.

В целом за 15-летний период предусматривается ввести в эксплуатацию 1600-1700 тыс. кв. метров жилья. Приоритетными направлениями в области жилищного строительства определены: активизация индивидуального жилищного строительства, строительство муниципального (взамен ветхого и аварийного) и социального жилья, строительство жилья разной степени комфортности, сочетание различных источников финансирования жилищного строительства (средства населения, государства, предприятий и организаций).

В области укрепления материальной базы социальной сферы главной задачей является сокращение отставания в развитии социальной инфраструктуры отдельных муниципальных образований. Особое внимание будет уделено строительству новых и реконструкции действующих объектов здравоохранения, образования, культуры. Намечена модернизация действующих и строительство новых объектов коммунального хозяйства: очистные сооружения, объекты водо- и теплоснабжения, газификации. На ближайший период намечено завершение ранее начатого строительства объектов социальной сферы на территориях, входящих в 30-километровую зону БАЭС

Ряд мероприятий и объектов в части развития инфраструктуры округа входят в состав тех или иных областных, муниципальных программ, реализуемых в отраслях социальной сферы на территории области. Среди них: строительство жилья, газификации, развитие здравоохранения, образования, культуры.

Газификация. В Южном управленческом округе 9 из 10 муниципальных образований, кроме города Заречного, имеют природный газ. Общая протяженность газопроводов и газовых сетей по округу составляет 1200 км, газифицированы 66 из 203 населенных пунктов округа, 90 промышленных и коммунально-бытовых котельных работают на природном газе. За прогнозируемый период до 2015 года планируется газифицировать до 70 населенных пунктов, продолжить развитие газовых сетей в 25 населенных пунктах, перевести на природный газ 30 котельных. Протяженность вновь построенных газопроводов и газовых сетей составит 300 км.

К концу прогнозируемого периода общая протяженность газопроводов и газовых сетей на территории Южного округа достигнет 1500 км.

Муниципальное образование город Екатеринбург

Для оптимизации системы оказания медицинской помощи населению города необходимо выполнить ряд организационных мероприятий, среди которых можно выделить следующие: развитие и совершенствование участковой службы; развитие стационарозамещающих технологий и перенос на эти технологии около 25% объема стационарной помощи; развитие отделений профилактики и центров реабилитации; выделение платных медицинских услуг в амбулаторной службе из общего объема услуг путем создания хозрасчетных подразделений; пересмотр порядка выписки льготных рецептов в поликлинике и введение системы адресной помощи через районные отделы социального обеспечения; оптимизацию мощности и структуры стационарной помощи города; дифференциацию коечного фонда учреждения; постепенную централизацию хозяйственных служб с созданием цехов питания, прачечных, стерилизации; создание трехуровневой системы организации лабораторно-инструментальной диагностики; эффективное использование возможностей областных, государственных и ведомственных учреждений; осуществление централизованных закупок лекарств, медицинского оборудования, продуктов питания, проведения капитальных ремонтов на конкурсной основе; создание хозрасчетных подразделений в лечебно-профилактических учреждениях; создание компьютерной сети муниципального здравоохранения.

Целесообразно создание схемы размещения поликлинических учреждений не больших, а средних мощностей в районах квартальной жилой застройки. Это сделает систему поликлинической службы в городе более доступной, приближенной к месту жительства и существенно снизит очередность на прием к специалистам. Необходимо определить перспективную схему дислокации амбулаторно-поликлинических учреждений города.

В сфере образования и культуры перед городом стоит несколько конкретных задач по созданию ряда новых и модернизации старых образовательных и культурных объектов (средних школ и детских садов, учреждений профессионального и любительского творчества, физкультуры и спорта, досуга и туризма).

Для этого необходимо решить следующие основные проблемы: изыскать средства на строительство новых объектов с учетом долевого финансирования строительства; определить нормативные основы налогового льготирования частных инвесторов, льготирования земельных, арендных, коммунальных условий эксплуатации будущих объектов; создать на соответствующей правовой основе хозяйственные структуры, юридически и организационно объединяющие заинтересованных субъектов и берущие на себя решение практических задач строительства и будущего функционирования новых объектов; выделить перспективные земельные участки под будущие объекты.

В первую очередь необходимо строительство новых и реконструкция существующих общеобразовательных школ, не только в микрорайонах новой застройки, но и в центральной и старых частях города, а также развитие сети муниципальных детских дошкольных учреждений.

В количественном аспекте полноценное функционирование новых объектов, хотя и не устраняет полностью отставания Екатеринбурга от уровня (нормативов) мировых культурных центров, но существенно улучшает ситуацию и создает значительные дополнительные возможности для удовлетворения культурных потребностей горожан. Так, в настоящее время обеспеченность города спорткомплексами оценивается как более, чем в 3,5 раза уступающая мировому уровню. С вводом же в действие семи новых спорткомплексов возможность удовлетворить потребности в физкультуре, спорте, активном отдыхе получат еще 60 тыс. горожан.

С вводом в действие полифункционального городского Центра современного искусства потенциал городской художественной культуры увеличится на две театрально-концертные площадки (большая и малая сцены), несколько выставочных залов, библиотечно-информационный центр и т.п.; город получит специальную территорию для комплексного развития и распространения именно современного искусства, отсутствие которой находится в несоответствии с мировой культурной практикой.

В сфере инженерной инфраструктуры в ближайшие годы предстоит решать две задачи:

- замена и развитие изношенного сетевого хозяйства и инженерных систем с учетом новых требований по ресурсо- и энергосбережению;

- строительство новых современных коммуникационных систем на перспективных площадках массового жилищно-гражданского строительства (на основе тоннельной системы прокладки коммуникаций).

Решение указанных задач предусматривает выполнение следующих мероприятий:

по водоснабжению:

- переход на водоснабжение города от Волчихинского водохранилища и поэтапный вывод Верх-Исетского водохранилища из источников питьевого и горячего водоснабжения;

- замена и новое строительство сетей водоснабжения общей протяженностью около1000 км;

по хозяйственно-бытовой канализации:

- реконструкция Северных и Южных очистных сооружений с доведением мощности соответственно до 140 и 670 тыс. куб. м в сутки;

- замена и строительство новых сетей канализации общей протяженностью около 700 км;

- строительство нового разгрузочного коллектора Челюскинцев - Просторная;

по теплоснабжению:

- широкое внедрение локальных источников теплоснабжения, особенно в отдаленных районах города и новых площадках индивидуального жилищного строительства, а также при реконструкции жилых домов, построенных в 60-е годы;

- замена и строительство сетей теплоснабжения общей протяженностью 1000-1500 км;

- создание оптимальной структуры централизованного теплоснабжения и локальных источников в городе;

по газоснабжению:

- перевод на 100% обеспечение потребителей сетевым газом, ликвидация дворовых баз сжиженного газа;

- развитие уличных газовых сетей в районах индивидуальной жилой застройки;

- газификация населенных пунктов муниципального образования, не имеющих природного газа: поселки Северка, Медный, Глухое, Верхнемакаровское, Чусовское озеро, Горный Щит, Широкая Речка;

- перевод на природный газ 10 котельных;

по электроснабжению:

- строительство новых узловых электроподстанций на 220 КВ;

- строительство линий электропередач 110 КВ общей протяженностью 200 км;

- техническое перевооружение существующих подстанций и замена подстанций 35 КВ на 110 КВ;

- замена сетей электроснабжения в домах массовой жилой застройки 60-х годов.

Потребительский рынок

Северный управленческий округ. Развитие отечественного товаропроизводства и особенно потребительских товаров на местах должно стать основой совершенствования товарного предложения. А рост заработной платы, последовательная социальная политика государства будут способствовать увеличению покупательского спроса. Ожидается, что за 15 лет оборот розничной торговли в сопоставимых ценах возрастет в 3-4 раза.

Изменится структура товарооборота: повысится удельный вес непродовольственных товаров, возрастет доля отечественных товаров как на продовольственном, так и на непродовольственном рынках.

Оборот общественного питания по прогнозу увеличится в 3,5 раза. На развитие торговли и общественного питания окажет положительное влияние научно-технический прогресс, как в сфере производства, так и в торговле и общественном питании, что приведет к качественному изменению в структуре и составе торговой сети, к расширению и улучшению качества услуг. Получат дальнейшее развитие прогрессивные формы и методы обслуживания как в торговле, так и в общественном питании. Интенсивно будет развиваться в розничной сети самообслуживание. В таких городах Северного управленческого округа, как Серов и Североуральск удельный вес магазинов, действующих по методу самообслуживания, составит к 2015 году более 20%.

Прогнозируется развитие новых технологий штрихового кодирования товаров и использование дисконтных карт. Такие технологии в среднесрочном периоде начнут применяться в таких городах Северного управленческого округа, как Серов, Нижняя Тура, Краснотурьинск, Североуральск, Качканар. Из внемагазинных форм торговли расширится доля товаров, реализуемых через систему сетевого маркетинга. Особенно важно внедрение такого вида торговли для отдаленных районов.

В отдаленных и сельских районах будет развиваться потребительская кооперация.

В Северном управленческом округе, как и в целом по Свердловской области, получит дальнейшее развитие оптовая торговля. Прогнозируется к 2010 году создать крупный центр оптовой торговли в Северном управленческом округе. Для отработки логистических схем товародвижения предстоит создание складов гарантированного хранения товаров различных владельцев, транспортно-экспедиционные склады на узловых станциях крупных магистралей.

В структуре предприятий общественного питания увеличится доля таких предприятий, как закусочные, трейлеры, предприятия быстрого питания (вдоль магистралей, на заправочных станциях и т. д.).

Получит развитие сеть предприятий бытового обслуживания населения. В городах большое внимание будет уделено модернизации производства, внедрению новых технологий и оборудования предприятий бытового обслуживания населения. Предполагается в период до 2005 года ввести новые и осуществить реконструкцию действующих предприятий бытового обслуживания в городе Серове и городе Лесном.

Развитие сети комплексных передвижных приемных пунктов в сельской местности расширит рынок бытовых услуг на селе.

Горнозаводской управленческий округ. Анализ тенденции развития торговли Горнозаводского округа в долгосрочной перспективе показывает, что движение будет происходить по достаточно традиционной схеме.

Предприятия розничной торговли будут развиваться, как за счет роста числа магазинов, так и объектов мелкорозничной торговой сети.

Ожидается равномерный рост, как в целом торговой сети, так и магазинов и объектов мелкорозничной сети в частности.

Прирост сети магазинов уже к 2005 году достигнет 63, мелкорозничная сеть возрастет на 11 объектов, при этом рост произойдет в основном за счет развития павильонов. Прирост сети магазинов будет обеспечиваться за счет строительства новых зданий и переоборудования жилого фонда в нежилой.

Прирост торговой сети в округе произойдет в основном за счет развития ее лишь в муниципальных образованиях город Нижний Тагил, город Новоуральск, на остальных территориях торговая сеть остается практически без изменения.

В ожидаемой перспективе развитие получат предприятия торговли как частной формы собственности, так и государственной, преимущественно муниципальной. Прирост предприятий торговли частной формы собственности за четыре года (2002-2005 годы) составит 3,6%, государственной 3,9%.

Тенденция прироста числа предприятий государственной формы собственности прогнозируется на территориях города Кировграда, поселка Свободный, Невьянского района.

Инфраструктура розничной торговой сети округа характеризуется разнообразием с позиций структурно-функциональных параметров торговых объектов и ориентирована на конкретные зоны торгового обслуживания.

По структурно-функциональным параметрам розничная торговая сеть округа представлена в основном независимыми розничными торговыми предприятиями и в ближайшие четыре года каких-либо существенных изменений в инфраструктуре розничной торговой сети округа, с позиций структурно-функциональных параметров, не произойдет.

По-прежнему в основном будут функционировать независимые розничные торговые предприятия.

Планируется увеличение сети предприятий, принадлежащих товаропроизводителям (на 6) и оптовым организациям (на 9).

Удовлетворение потребностей самых широких слоев населения округа будет обеспечено через разнообразие форм торгового обслуживания в основном через функционирование магазинов с традиционной формой обслуживания (через прилавок), магазинов самообслуживания, магазинов-складов с технологией “КЭШ ЭНД КЭРРИ”, “Клубных магазинов”.

К 2005 году число их в округе достигнет 91. Развитие сети магазинов самообслуживания в основном будет в муниципальных образованиях: город Нижний Тагил, город Новоуральск, Невьянский район, при этом работа этих магазинов будет осуществляться в основном с применением технологии штрихового кодирования.

Прирост числа магазинов, работающих по методу самообслуживания, в округе будет значительно выше среднеобластного, с 2002 по 2005 год в округе он составит 34%, в области 16%.

В округе, как и на территории области, получат также развитие и такие новые формы обслуживания, как салонная торговля, число их достигнет 18, однако эта форма планируется лишь на территориях города Нижний Тагил, Верхнесалдинского и Невьянского районов.

Удовлетворение потребностей социально-незащищенных слоев населения начнется через постепенное внедрение сети магазинов типа “Дискаунт”. Получит развитие домашний тип магазинов в Невьянском районе и городе Нижний Тагил.

Число данных типов магазинов к 2005 году в округе достигнет 12.

В целом по Горнозаводскому округу число предприятий общественного питания в перспективе до 2015 года будет увеличено на 120, в том числе по городу Нижний Тагил - на 33, по городу Новоуральску - 11.

Основными направлениями развития отрасли общественного питания в Горнозаводском округе в период до 2015 года будут изменение структуры предприятий, совершенствование организации питания учащихся общеобразовательных школ, в столовых рабочих и на предприятий открытой сети.

В структуре предприятий общественного питания увеличится доля таких предприятий, как закусочные, трейлеры, предприятия быстрого питания, широко будет внедряться придорожный сервис.

Наиболее интенсивно сеть названных предприятий будет развиваться в 2010-2015 годы.

Большое применение получит производство полуфабрикатов глубокой степени замораживания, сырьем для которого будет растительное сырье местных производителей.

На предприятиях общественного питания, обслуживающих учащихся общеобразовательных школ, будут внедряться новые формы обслуживания по типу “шведского стола”, “бортового питания”. Обеспечение горячим питанием учащихся общеобразовательных школ должно достигнуть 80%.

В перспективе необходимо предусмотреть совершенствование системы координации и управления бытовым обслуживанием, внедрение передовой технологии и техники производства бытовых услуг, повышение уровня защиты прав потребителей на основе повышения безопасности и качества услуг, совершенствование налогооблагаемой базы предприятий сферы бытовых услуг, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. На примере Горнозаводского управленческого округа планируется осуществить расчет потребности в кадровом обеспечении производства основных видов бытовых услуг, что позволит изменить спектр образовательных услуг по профессиям бытового обслуживания в учреждениях профессионального образования в соответствии с их потребностью. Предусматривается также продолжить практику проведения семинаров в муниципальных образованиях по вопросам состояния и развития сферы услуг.

Западный управленческий округ. К 2015 году прогнозируемый оборот розничной торговли по Западному округу достигнет 40 млрд. рублей или увеличится более чем в 6 раз по отношению к 2000 году в действующих ценах, а в сопоставимых увеличится на 157,1%.

Объем оборота общественного питания составит соответственно 4,3 млрд. рублей и 160,4%.

По городу Первоуральску в 2015 году объем оборота розничной торговли прогнозируется получить в сумме 16 млрд. рублей с ростом в сопоставимых ценах 159%, оборот общественного питания соответственно - 2,2 млрд. рублей и 164,2%.

Происходящие в последние годы интенсивные изменения, касающиеся внешних и внутренних условий функционирования предприятий розничной торговли округа, особенностей географического положения городов и районов округа (незначительная удаленность от областного центра), наложили определенные отпечатки и определили приоритетные направления в сфере розничной торговли, а, значит, и ее производительных сил.

Для розничной торговли Западного управленческого округа Свердловской области приоритетным направлением является развитие сети с некоторым изменением ее инфраструктуры, в том числе:

- формирование системы удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом товаров;

- пропорциональное развитие магазинов по продаже продовольственных и непродовольственных товаров.

Развитие розничной торговли округа в предстоящей перспективе в целом будет обеспечиваться равномерным ростом розничной торговой сети, и к 2005 году торговая сеть увеличится на 72 объекта, при этом прирост сети будет обеспечен в основном за счет развития сети магазинов. Произойдет некоторое увеличение торговой сети на селе (на 42 объекта).

В соответствии с прогнозами, значительные изменения ожидаются в мелкорозничной торговой сети. Количество мелкорозничной сети к 2005 году уменьшится на 43 единицы преимущественно за счет сокращения киосков и палаток. По прогнозам к 2005 году удельный вес розничной торговой сети округа в общей торговой сети области составит 18,7%.

Несмотря на низкий показатель обеспеченности торговыми площадями непродовольственной группы товаров (59,9%), прирост сети по продаже непродовольственных товаров за четыре года составит лишь 9%, тогда как продовольственных магазинов 10,4%.

В ближайшие четыре года каких-либо существенных изменений в инфраструктуре с позиций структурно-функциональных параметров не произойдет, по-прежнему, будут преобладать независимые розничные предприятия, удельный вес их достигнет 92,2% в общем числе предприятий. Незначительно увеличится число объектов, принадлежащих товаропроизводителям на 7 и муниципальных торговых организаций на 9 единиц.

В ожидаемой перспективе соотношение предприятий розничной торговли государственной и частной форм собственности не претерпит каких-либо изменений.

Решающее значение в торговле округа, по-прежнему, будет принадлежать частному сектору. Доля предприятий розничной торговли частной формы собственности к 2005 году составит 95,8%.

Торговая сеть округа по конкретным зонам торгового обслуживания будет предоставлена в основном магазинами местного значения, их число к 2005 году составит 1898, а магазинов общественного значения - 111.

Удовлетворение самых широких слоев населения округа осуществляется сегодня преимущественно с применением традиционной формы обслуживания (через прилавок), которая будет преобладающей и в перспективе.

Вместе с тем, постепенно начинает восстанавливать утраченные позиции такая форма обслуживания, как самообслуживание.

Число магазинов, полностью работающих по методу самообслуживания, за четыре года (с 2002 по 2005 года) возрастет в 1,9 раза, возрастет количество отделов самообслуживания и достигнет к 2005 году 28 против 15 в 2002 году.

Рост числа отделов самообслуживания будет преимущественно достигнут через их развитие в продовольственных магазинах.

Самообслуживание не нашло своего применения в Ачитском районе, городах Красноуфимске, Полевском, Дегтярске и по имеющимся прогнозам не будет использовано торговлей этих территорий и в ближайшей перспективе.

Из современных форм обслуживания в торговле будет использована незначительно салонная.

Салонная форма обслуживания получит развитие на территории лишь 3 муниципальных образований, и число таких объектов к 2005 году достигнет 7 против функционирующих сегодня 3.

Удовлетворение потребностей социально незащищенных слоев населения планируется обеспечивать через сеть магазинов “Дискаунт” (“Кошелка”, “Копейка”), а так

Наши рекомендации