Развитие социальной инфраструктуры на региональном уровне

Понятие социальной инфраструктуры неоднозначно. На практическом уровне государственные служащие на региональном уровне воспринимают это понятие упрощённо как систему учреждений социальной сферы. Однако учреждения не исчерпывают всей совокупности условий социального развития.

В дефинициях социальной инфраструктуры выделяются два подхода:

1) Отраслевой. Определяет её как совокупность структурных и функциональных элементов хозяйственной системы: отраслей, производств, предприятий, учреждений, организаций, объектов, включённых в производственные отношения, направленных на создание общих условий социального развития.

2) Деятельностный. Более обобщённо рассматривает социальную инфраструктуру как совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для пространственной и временной организации жизнедеятельности населения в контексте его региональных социально-экономических, демографических и культурных особенностей.

Если сама социальная политика финансируется из разных источников, включая негосударственные, то развитие социальной инфраструктуры полностью относится к ответственности государства и местного самоуправления. В современной России только крупные предприятия, преимущественно в топливно-энергетической сфере и с большой долей государственной собственности (Газпром, Роснефть, РЖД), могут себе позволить инвестировать в развитие своей собственной корпоративной социальной инфраструктуры в добровольном порядке.

Социальная политика в Российской Федерации направлена на решение трёх основных и взаимосвязанных проблем социальной инфраструктуры:

1) недостаточность объектов социальной инфраструктуры для удовлетворения потребностей граждан;

2) неравный доступ социальных слоёв и групп к социальной инфраструктуре;

3) высокая степень износа и обветшалости основных фондов в социальной сфере, что диктует необходимость её модернизации и требует значительных капитальных инвестиций.

Неразвитость российской социальной инфраструктуры, в особенности, находящейся в ведении региональных органов государственной власти и местного самоуправления, служит главным препятствием на пути внедрения конкурсных походов к финансированию учреждений социальной сферы. У российских граждан попросту ограничен выбор учреждения или услуг, предоставляемых данными учреждениями.

Например, на фоне преизбытка государственных учреждений высшего профессионального образования (федеральных), в большинстве российских регионов отмечается нехватка училищ начального профессионального образования (региональных) и муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Обеспеченность детей соответствующего возраста местами в детских садах составляет в некоторых российских регионах 55 %. Общеобразовательные средние школы повсеместно сталкиваются с проблемами материально-технического обеспечения.

Проблема неразвитости инфраструктуры усугубляется неравным доступом к ней различных групп и слоёв российского общества. Значительная социальная дифференциация, в том числе и имущественная, в сочетании с хроническим недофинансированием объектов социальной сферы и отсутствием эффективных и прозрачных механизмов реализации социальных обязательств государства, привели к росту коррупции в социальной сфере и неправомерному введению платных услуг. Последнее рассматривается как меньшее из двух зол в сравнении с коррупцией. Зачастую трудно дать правовую оценку платным услугам в социальной сфере ввиду отсутствия законодательства, которое бы чётко регламентировало виды и качество услуг и, немаловажно отметить, порядок их предоставления.

Только в настоящее время в некоторых регионах России, в рамках административной реформы разрабатываются и нормативно утверждаются перечни государственных услуг по отдельным сферам социальной политики, ответственность за которые несут региональные органы власти: услуги здравоохранения, культуры, образовательные услуги и т.д.

Наши рекомендации