Государственное регулирование коммерческой деятельности в аграрной сфере.
Предмет, объект, субъекты коммерческой деятельности в апк.
Предметом коммерческой деятельности в АПК является совокупность организационно-экономических отношений и процессов связанных, с реализацией коммерческих интересов субъектов хозяйствования на всех стадиях аграрного производства, включая: производство продукции, оказание агросервисных услуг, выполнение отдельных видов работ по заготовке, хранению, транспортировке и переработке сельскохозяйственного сырья, а также сбыт конечной продукции.
Коммерческая деятельность в АПК представляет собой совокупность организационно-хозяйственных операций обслуживающих обмен между всеми элементами и звеньями, входящими в его состав. Осуществление такого рода операций является, прежде всего, управленческой деятельностью, что предполагает наличие, как субъектов, осуществляющих её, так и объектов, на которые эта деятельность направлена.
В качестве субъектов коммерческих операций в АПК выступают предприятия и организации, входящие в его состав и наделённые правом осуществления коммерческих сделок.
Субъектами К. Д. в АПК, в соответствии с его воспроизводственно-функциональной структурой, являются:
1. предприятия и организации, осуществляющие производство и реализацию средств производства.
2. сельскохозяйственные предприятия.
3. предприятия, занимающиеся производством и реализацией предметов потребления из сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
4. предприятия, занимающиеся реализацией услуг по производственно-техническому обслуживанию всех стадий воспроизводственного процесса.
5. предприятия, занимающиеся реализацией конечного продукта АПК потребителю.
Следует отметить, что субъекты К.Д. в АПК могут представлять собой сложные формирования, объединяющие предприятия и организации, относящиеся к различным сферам организационно-финансовой структуры АПК, включающей:
1. отрасли, производящие средства производства для всех звеньев АПК.
2. сельское хозяйство, осуществляющее производство продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
3. отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка с/х продукции её хранение, транспортировка и реализация). В их число входят: пищевая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая, а также лёгкая промышленность, работающая на с/х сырье, торговля продуктами питания.
Осуществляя различные коммерческие операции, субъекты К.Д. АПК могут вступать, в различного рода хозяйственные и экономические связи, с лизинговыми, страховыми компаниями, банками и другими финансовыми организациями.
Объектами коммерческих операций выступают товары, услуги, продукция, реализуемая на всех стадиях аграрного производства.
Требования, предъявляемые к современному коммерческому работнику.
Все требования можно условно разделить на требования, предъявляемые к: специальным знаниям, деловым, нравственно-этическим и другим личностным качествам.
, коммерческий работник должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, другие руководящие нормативные и методические материалы, регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность; рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса; конъюнктуру рынка, порядок ценообразования, налогообложения, основы маркетинга; теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела; теорию и практику работы с персоналом; формы и методы ведения рекламных кампаний; порядок разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов; основы социологии, психологии и мотивации труда; этику делового общения; основы технологии производства; структуру управления организацией, перспективы инновационной и инвестиционной деятельности; методы оценки деловых качеств работников; основы делопроизводства; методы обработки информации с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники; передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
В группировку качеств, относящихся к "организаторским способностям", включаются: адаптационная мобильность, стрессоустойчивость, контактность, доминантность, социально-адекватный тип общения. Эти качества, следуя методологии изучения личности в психологии, можно назвать частными организаторскими способностями. Все они имеют сложную структуру, перекрываются друг другом и некоторыми другими качествами личности, которые также необходимы талантливому коммерческому работнику. Опишем их смысловое содержание.
Коммерческий работник должен:
• осуществлять коммерческие действия исходя из целей и стратегии предприятия;
• стремиться преуспевать в решении коммерческих задач;
• анализировать и оценивать структуру товарного рынка, динамику покупательского спроса, конъюнктуру рынка, возможности товаропроизводителей;
• вести деловые переговоры с партнерами, убедительно аргументировать спои предложения и намерения.
• вырабатывать тактику, направленную на повышение эффективности закупок и продаж товаров.
10. Сущность современной концепции маркетинга и её связь с коммерческой деятельностью в АПК.
По мере становления рыночной экономики существенно обостряется уровень конкуренции между товаропроизводителями, что обостряет проблему сбыта. Чтобы выгодно сбывать продукцию производителям ещё до начала производства необходимо ответить на такие вопросы: что производить, для кого производить, в каком объёме, когда продавать, кому продавать и т.д. В этой связи маркетинг выступает в качестве комплексной системы, обеспечивающей выгодность сбыта той или иной продукции, ориентированной на конкретного потребителя, а также исследование рынка с целью получения наибольшего дохода и прибыли.
Сущность маркетинга в аграрной сфере можно рассматривать как целостную комплексную систему планирования и производства определённого ассортимента и объемов сельскохозяйственной продукции (услуг), распределение её по определённым каналам сбыта, установления рыночной цены и стимулирования сбыта, ориентированную на конкретного потребителя и получение прибыли.
В экономической литературе выделяют несколько концепций маркетинга, каждая из которых соответствует определённому состоянию аграрного рынка. К их числу относятся производственная, сбытовая и рыночная концепции.
Первая направлена на постоянное совершенствование технологий производства, снижение себестоимости, улучшение качества продукции и услуг. При этом увеличиваются объёмы производства, сбыт осуществляется при умеренных оптовых ценах.
Вторая концепция направлена на поиск характеристик продукции, которые могут быть достигнуты производителем и методов стимулирования продаж, позволяющих сбыть эту продукцию на определённых рыках. Потребности конкретных потребителей играют второстепенную роль.
Третья концепция связана с ориентацией на конкретного потребителя. Её реализация позволяет достичь цели коммерческой деятельности любого предприятия АПК – обеспечить выгодность любой товарно-денежной операции для каждого из партнёров с учётом интересов конечного потребителя в сложившихся правовых и экономических условиях хозяйствования.
Маркетинг является неотъемлемой частью коммерческой деятельности предприятий АПК в современных условиях хозяйствования. Для достижения коммерческого успеха предприятия АПК вынуждены значительную часть финансовых средств использовать для реализации маркетинговой стратегии и тактики.
11,Понятие о хозяйствующем субъекте и производственно-коммерческой системе.
К хозяйствующим субъектам рыночной экономики относятся физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и осуществляющие производство либо приобретение товаров с целью их реализации, а также оказывающие востребованные на рынке услуги. Следовательно, хозяйствующим субъектом может выступать как индивидуум (физическое лицо, гражданин), так и их группа (трудовой коллектив). В первом случае хозяйствующий субъект проявляет себя через индивидуальную трудовую деятельность (индивидуальное предпринимательство); во втором — через совместную деятельность, организационно-правовую предпринимательскую структуру (коммерческую организацию).
Субъекты хозяйствования (как индивидуального, так и коллективного предпринимательства) в рыночной экономике наделены согласно законодательству соответствующими правами и полномочиями, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности. Сущность этих полномочий сводится к исключительному праву гражданина или юридического лица быть собственником имущества, иметь право владения, пользования и распоряжения (по своему усмотрению) созданным экономическим продуктом.
В качестве главной цели производственно-коммерческой системы в АПК выступает своевременное и экономически эффективное (минимальные трансакционные издержки, максимальные объёмы прибыли) удовлетворение покупательского спроса.
12,Формы собственности предприятий АПК.
Собственность характеризует принадлежность имущества (объектов, предметов, вещей) определенным людям или группам людей и их права по поводу владения, использования и распоряжения. Следовательно, в отношении собственности всегда присутствуют две стороны: субъект (собственник — человек или группа людей), представляющий активную сторону правоотношений и объект собственности (движимое и недвижимое имущество, продукт или результат труда) - пассивная сторона этих отношений.
Экономические отношения собственности — это прежде всего отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности по поводу неких благ. При этом принимаются во внимание, прежде всего, фактические отношения — кто контролирует объект собственности, обладает полной информацией о нём, принимает решения о порядке его использования, отчуждения и распределении прибыли. Необходимым и минимальным условием возникновения экономических отношений собственности является наличие как минимум двух хозяйствующих субъектов.
Собственник, прежде всего это физическое или юридическое лицо, которое обладает правом владения, пользования и распоряжения имуществом и результатами труда.
Владение — это фактическое обладание имуществом, создающее для его обладателя возможность непосредственного воздействия на него. При этом владельцем может быть не только собственник, но и арендатор, залогодатель, комиссионер и др.
Пользование — это возможность эксплуатации, хозяйственного использования имущества для извлечения из него пользы. Оно связано с правом владения. Пользование, как и владение, может принадлежать и не собственнику в соответствии с законом и договором с собственником.
Распоряжение — основное право собственника. Оно заключается в возможности собственника определять юридическую судьбу имущества - отчуждение, продажу, сдачу в аренду или залог, дарение, завещание и т.п.
Частная собственность — это право частных физических или негосударственных юридических лиц приобретать, владеть, контролировать, использовать, продавать и иным образом распоряжаться объектом собственности, т.е. такая форма собственности, когда исключительное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет частное лицо. Она может быть трудовой и нетрудовой.
Трудовая частная собственность развивается и приумножается от предпринимательской деятельности, ведения собственного дела, личного хозяйствования, в основе которых лежит труд физического лица.
Нетрудовая частная собственность возникает вследствие получения имущества по наследству, дивидендов и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, и других источников, не связанных с трудовой деятельностью.
Государственная собственность — достояние всех граждан Беларуси. Управление и распоряжение объектами государственной собственности от имени граждан осуществляют органы государственной власти республиканского и административно-территориального уровня. Поэтому она существует в двух разновидностях – республиканская и коммунальная.
13. Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности в АПК.
Под организационно-правовой формой субъектов хозяйствования понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования материально-технической базы, особенностей взаимодействия собственников имущества, учредителей (участников), их прав на управление хозяйственной деятельностью и ответственности между ними, кредиторами и государством.
Отличия и способы формирования имущественной базы проявляются в зависимости от того, кто становится субъектом собственности (государство, частное лицо или сообщество).
Коммерческая деятельность развивается на основе частной (индивидуальной или партнёрской) и государственной форм собственности (республиканской и коммунальной). Кроме того коммерческая деятельность может осуществляться на основе смешанной (корпоративной) собственности.
Организационные отличия отражают особенности внутренней структуры управления субъекта коммерческой деятельности.
Особенности взаимодействия собственника имущества и участников коммерческой организации проявляются в правах на управление и ответственности за результаты деятельности.
В соответствии с Гражданским кодексом осуществлять предпринимательскую деятельность могут юридические лица и субъекты хозяйствования без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Следует отметить, что в законодательстве могут быть установлены некоторые виды коммерческой деятельности при которых не требуется создания юридических лиц или регистрация физических лиц в качестве ИП (услуги по выращиванию сельскохозяйственной продукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений и д.р.)
Таким образом, в круг участников коммерческих отношений входят физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя за исключением некоторых установленных законодательством случаев, не требующих регистрации, а также юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации). Следует отметить, что некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими продукты. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься торговлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков, могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи. Существенные ограничения создаются для таких организаций также при лицензировании, выдаче экспортных разрешений, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах. Среди некоммерческих организаций следует выделить особую группу организаций, называемых специальными субъектами товарного рынка. Цель их деятельности состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Таковы товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи, райпо и т.д. Здесь вновь возникают терминологические несоответствия. Все эти организации – коммерческие по своей отнесенности к структуре рынка, по предназначенности для обслуживания товарного обращения. Но они некоммерческие, а точнее говоря, непредпринимательские по своей природе, так как целью их деятельности является не получение прибыли, а создание условий для реализации товара другими субъектами или удовлетворение потребностей членов организации.
Кроме того, в качестве самостоятельной группы субъектов коммерческой деятельности надо выделить государственные административные и муниципальные образования. Они участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные органы. Причем они не просто приобретают определенные товары для нужд собственной деятельности. Возможности их влияния на развитие торгового оборота поистине огромны.
Наконец, коммерческие организации – это основа производственно-коммерческой системы. На их долю приходится львиная доля коммерческих сделок и объёма товарооборота.
Все коммерческие организации, выделенные Гражданским кодексом, относятся к первичным формированиям рыночной экономики, организационно-правовым формам предпринимательской деятельности с образованием юридического лица. Они имеют свое наименование, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать и др.
КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Хозяйственные общества
• с ограниченной
ответственностью (ООО);
• с дополнительной
ответственностью (ОДО)
Хозяйственные товарищества
• полные;
• коммандитные
Акционерные общества (АО)
• закрытые (ЗАО);
• открытые (ОАО)
Унитарные предприятия (УП)
• государственные (РСУП, КСУП);
• частные (ЧУП)
Производственные кооперативы (СПК, ИСК)
Крестьянские (фермерские) хозяйства.
В аграрном секторе экономики могут функционировать хозяйствующие субъекты всех перечисленных организационно-правовых форм. Однако наибольшее распространение получили:
• сельскохозяйственные производственные кооперативы;
• акционерные общества;
• хозяйственные общества с ограниченной ответственностью (ООО);
• унитарные предприятия (государственные и частные);
• крестьянские (фермерские) хозяйства.
Они и являются основным объектом изучения коммерческой деятельности в АПК.
коммерческая деятельность в АПК может основываться на различных формах собственности и могут возникать индивидуальные, партнерские и корпоративные организационно-правовые формы. При этом субъектами коммерческой деятельности могут выступать юридические и физические лица.
14. Система и принципы организации хозяйственных взаимоотношений в процессе коммерческой деятельности.
Каждое предприятие в процессе коммерческой деятельности вступает в экономические и юридические отношения со своими клиентами, поставщиками и партнерами. В экономической литературе эти взаимоотношения обычно характеризуются термином «хозяйственные связи». Другими словами это форма производственных отношений между организациями, предприятиями, реализуемая на основе непосредственных договорных контактов между участниками, без привлечения государственных, межведомственных и других посреднических структур. В это понятие входят экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе осуществления коммерческих сделок. Хозяйственные связи могут быть юридически оформлены на основе заключения хозяйственных договоров, а могут носить неформальный характер в форме делового, информационного и других видов сотрудничества.
В основе установления хозяйственных связей лежат такие экономические категории как: специализация, концентрация, кооперирование и межхозяйственная интеграция.
При этом под специализацией следует понимать форму разделения труда и организации производства, заключающиеся в сосредоточении ресурсного потенциала предприятия на преимущественном развитии той или иной отрасли и превращении её в товарную.
Концентрация производства это процесс сосредоточения средств производства и рабочей силы на одном предприятии, ведущий к увеличению производства одного или нескольких видов продукции.
Под кооперированием понимаются длительные производственные связи между коммерческими организациями по совместному производству предпринимательского продукта.
Межхозяйственная интеграция – это организационная форма объединения коммерческих организаций или отраслей, способствующая повышению экономической эффективности производства и реализации конечного продукта.
Хозяйственные связи в АПК можно условно разделить на несколько групп.
Таблица 1- Классификация хозяйственных связей в АПК
Классификационный признак | Хозяйственные связи |
По длительности | Долгосрочные Краткосрочные Сезонные |
По принадлежности к сфере АПК | Внутриотраслевые Межотраслевые |
По территориальному признаку | Районные Областные Республиканские Внешнеэкономические |
По количеству участников | Двухсторонние Многосторонние |
По наличию посредников | Прямые Опосредованные |
По форме организации поставок | Транзитные Складские |
Приведенная таблица свидетельствует о многовариантности хозяйственных связей в АПК, что в совокупности с развитием специализации, концентрации, кооперации, интеграции предполагает необходимость выбора наиболее оптимальной организационно-правовой формы хозяйствования, а также закрепления всех хозяйственных связей в форме договора.
Хозяйствующие субъекты в современных условиях могут заключать договоры (контракты) самостоятельно, а также вступив в различного рода объединения.
В настоящее время известны следующие хозяйственные структуры объединения предприятий: концерны, конгломераты, международные (транснациональные) концерны и корпорации. Перечисленные хозяйственные структуры представляют собой объединения предприятий не по организационно правовым формам, а по организационной структуре, по экономическому механизму. По своей организационно-правовой форме эти структуры, как правило, представляют собой корпорации, включающие множество лишенных юридической самостоятельности предприятий.
Концерн – промышленный комплекс, объединяющий различные заводы, комбинаты, часто не связанные или имеющие самые отдаленные технологические и производственные связи друг с другом. Огромные накопления концернов позволяют им покрывать большую часть своих потребностей в капитале из собственных ресурсов, они реже обращаются к рынку капиталов. В развитых странах концерны выполняют и функции учредительства. На современном этапе развития мировой экономики одной из важнейших функций концернов, не менее значимой, чем производство, является сбыт.Для входящих в концерн предприятий, а также других промышленных фирм (поставщиков, торговых домов и т. д.) концерны могут выполнять и банковские функции. В их составе могут быть и финансовые компании. Постепенно концерны превращаются в научно-технические центры, развивающие исследовательские лаборатории.
Конгломерат – многоотраслевое объединение, в котором сконцентрировано производство разнообразных товаров, подчас не имеющих между собой по своей промышленной технологии ничего общего. Понятие «конгломерат» означает случайное механическое соединение разнородных элементов. В американской литературе конгломератами называются концерны, возникающие в очень короткий срок при поглощении большого количества фирм, функционально независимых друг от друга. Отличие конгломерата от концерна состоит в стремлении внедриться в наиболее прибыльные молодые отрасли, развивающиеся на основе технического прогресса; отсутствии четко выраженной доминирующей продукции; более сложном управленческом процессе; участии банков в слиянии фирм, хотя банки структурным звеном конгломерата не являются. Конгломераты обладают значительно большими финансовыми ресурсами, чем концерны, что позволяет им, в отличие от концернов, осуществлять долгосрочные инвестиционные проекты. Транснациональные концерны и корпорации – за последние десятилетия это новые образования в развитых странах Они стремятся получать высокую прибыль в странах, где налоговые ставки относительно низкие, а в странах с высокими налогами аккумулировать меньший объем прибыли. Все действующие на мировой арене концерны и корпорации делятся на транснациональные и многонациональные. Транснациональные концерны (ТНК) находятся в собственности или под контролем предпринимателей одной страны, а многонациональные характеризуются международным распределением акционерного капитала. Международные концерны и корпорации создают свои филиалы в других странах либо покупают попавшие в затруднительное финансовое положение предприятия, а также создают новые с использованием существующих льгот и стимулов. Структура таких предприятий сложна и многообразна. ТНК могут скупать товары у традиционных поставщиков, входящих в ТНК; через своих представителей в разных странах приобретать товары у полностью независимых поставщиков в кредит или за наличный расчет: а также авансировать производство необходимых товаров. Такие предприятия в наибольшей степени используют логистику для оптимизации транспортных и других потоков товаров, выбора мест и объема складов закупленной и произведенной продукции, для контроля движения товаров в своих сбытовых сетях. Приоритетное внимание отдается предпродажному и послепродажному сервису производимой и сбываемой продукции. Ежегодные рекламные расходы крупных ТНК доходят до сотен миллионов и даже миллиардов долларов при относительно низкой стоимости единицы рекламного времени.
С точки зрения организационной формы можно выделить шесть типов современных объединений, в рамках которых предприятия не утрачивают своей самостоятельности: ассоциации, союзы, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги, стратегические альянсы и консорциумы.
Ассоциации и союзы – это некоммерческие организации, остальные являются коммерческими.
Консорциум – это объединение предприятий на договорной основе для выполнения определенной задачи. Консорциум создается в основном для реализации крупномасштабных проектов, обеспечение которых требует объединения финансовых, технических и организационных усилий. Действие консорциума может иметь разовый характер (например, при строительстве какого-либо объекта), кратковременный или долговременный. Консорциум может быть создан в одной из существующих организационно-правовых форм.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) создаются путем объединения материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций, финансово-кредитных учреждений (в том числе банков), инвестиционных организаций в целях повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических связей, привлечения инвестиций и ускорения научно-технического прогресса. Мировой опыт показывает, что основной целью создания ФПГ на основе слияния банковского, промышленного, интеллектуального и информационного потенциала является повышение эффективности работы предприятий и финансовых учреждений
Большое распространение в Беларуси в последнее время получило такое хозяйственное объединение, как холдинг. В 2010 году в АПК республики было зарегистрировано около 140 холдингов.
Холдинг – это предприятие любой организационно – правовой формы, владеющее акциями других компаний. Холдинговые компании широко распространены в экономике развитых стран, очень многие современные корпорации трансформируются в холдинги. Широкое распространение холдингов объясняется тем, что они могут реально увеличивать масштабы хозяйственной деятельности предприятий, поэтому и являются одной из наиболее эффективных форм предпринимательства. Холдинговая компания может быть зарегистрирована в любой организационно-правовой форме, но в мировой практике – это АО открытого типа. Такие объединения подходят для обеспечения необходимых объемов продукции и поддержания функционирования технологически связанных предприятий, освоения новой продукции и расширения масштабов производства. Важная особенность холдинга состоит в том, что он через разветвленную систему участия контролирует промышленный (или финансовый) капитал, превышающий его собственный во много раз. Это происходит путем вложения средств от реализации выпускаемых холдингом акций в акции предприятий, представляющих интерес для холдинга. Размеры подконтрольных фирм могут намного превышать размер самого холдинга.
В промышленном бизнесе западных стран, особенно в наукоемких производствах, довольно часто возникают проблемы во взаимоотношениях между крупными фирмами-монополистами и мелкими предприятиями. Монополизация сужает возможности возникновения независимого мелкого предпринимательства, особенно в уже устоявшихся отраслях. Крупные корпорации используют занятые в наукоемком производстве небольшие перспективные фирмы, как испытательный полигон для коммерческого апробирования возникающих в науке и технике новшеств. В такие небольшие фирмы включают рисковые, или венчурные, инвестиции. При этом различают две организационные формы венчурных групп:
• внутренние венчуры: крупная корпорация создает внутри собственной структуры
мелкие автономные единицы (проектные центры, целевые группы), перед которыми
ставится конкретная задача (например, разработать целевой проект). В этом случае
корпорация передает в распоряжение таких групп необходимые им средства и оказывает всестороннюю помощь;
• венчурные фирмы: их сознательно создают крупные корпорации для выполнения ряда перспективных работ, которые в рамках материнской компании признаны не целесообразными и не эффективными. Персонал таких фирм формируется из отдельных талантливых исследователей, и он получает доступ к научно-технической информации фирмы-учредителя, пользуется его лабораторной и опытно-промышленной базой. В качестве участников таких фирм могут использоваться университеты, институты, правительственные ведомства. Все это приводит к значительной концентрации научно-технического потенциала по данной научно-технической проблеме.
В основе построения системы хозяйственных связей в АПК лежат следующие принципы:
1. Добровольность Решение о вступлении предприятий и организаций в агропромышленное формирование должно происходить на принципах не принужденной, а убежденной добровольности.
2. Адаптивность и организационная рефлективность Партнеры по хозяйственным связям должны уметь реагировать и маневрировать на правовом поле среди разнообразных норм и принципов гражданского и налогового законодательств.
3. Этапность. Необходим переход от простых к сложным формам организации хозяйственных связей, от горизонтальных структур к вертикальным, от производственных к производственно-торговым.
4. Целостность и комплексность Должна быть четкая согласованность между всеми звеньями (участниками) хозяйственных связей. В целях сбалансированности ресурсного обеспечения требуется соблюдать территориальную и технологическую комплексность.
5. Поддержка и содействие со стороны органов управления Эффективность формирования хозяйственных связей в значительной мере обусловлена характером взаимоотношений руководителей предприятий - с районными и областными органами управления.
6. Выбор «ведущего звена» - интегратора и поддержание связи В такой роли может выступать экономически крепкое предприятие с устойчивым производственным потенциалом.
7. Оптимальность размеров Преимущества крупного товарного производства позволяют добиться дополнительного эффекта и проявляются на рынках сбыта продукции.
Установление хозяйственных связей в АПК это сложный комплексный процесс, который можно разделить на несколько этапов: установление, оформление, функционирование. В конечном счёте хозяйственные связи предопределяют экономическую эффективность взаимодействия хозяйствующих субъектов в процессе реализации их коммерческих интересов.
15. Конкуренция и конкурентоспособность предприятий АПК в системе коммерческих отношений.
Неотъемлемым элементом рыночных отношений является конкуренция, представляющая собой экономическое соперничество, борьбу за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции, получение более высокой прибыли. Предприятиям АПК необходимо осуществлять производственно-коммерческую деятельность и организовывать хозяйственные связи с учётом требований конкурентной борьбы.
С понятием конкурентной борьбы тесно связано такое понятие как конкурентоспособность, т.е. способность эффективноосуществлять свою хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений. Конкурентоспособность как экономическая категория может рассматриваться на нескольких уровнях: страны, региона, отрасли, предприятия, товара (продукции – отрасли предприятия), используемых ресурсов.
Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы :
• товары,
• предприятия (как производители товаров),
• отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги),
• регионы (районы, области, страны или их группы).
В связи с этим принято говорить о таких её видах как:
• Национальная конкурентоспособность
• Конкурентоспособность товара
• Конкурентоспособность предприятия
Национальная конкурентоспособность (англ. National Competitiveness) — многозначный термин, который чаще всего обозначает:
1. способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;
2. уровень производительности факторов производства в данной стране;
3. способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.
Конкурентоспособность товара — способность продукции быть более привлекательной для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик к требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Конкурентоспособность предприятия – это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Кроме того, принципиально можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех или иных объектов:
• потребители,
• производители,
• инвесторы,
• государство.
Конкурентоспособность товара потребитель оценивает с точки зрения своих потребностей и полноты их удовлетворения. Обладая ограниченными возможностями (не только финансовыми, поскольку сам процесс потребления обусловлен некоторой «технологией», а следовательно — и «производительностью»), потребитель стремится максимизировать степень своей общей удовлетворенности.
Конкурентоспособность предприятия оценивается потребителем с точки зрения положения предприятия на рынке (известное / неизвестное; давно ли работает; какую долю рынка занимает; какие гарантии дает; какая степень доверия предприятию у других потребителей, какие отзывы о качестве его продукции).
Конкурентоспособность отрасли оценивается потребителем с точки зрения приоритетности его собственных потребностей, подлежащих удовлетворению. Так, получив годовую премию, у потребителя (частное лицо) может возникнуть выбор, что купить на эти деньги — новую мебель на кухню, новую стиральную машину или путевку в экзотическую страну: в этот момент наблюдается межотраслевая конкуренция. Как только потребителем отдается приоритет конкретной отрасли, конкуренц