Глава 3. Государственное регулирование и контроль в сфере рекламной деятельности

3.1 Система государственного регулирования и контроля рекламной деятельности

Реклама бурно, существенно и ежедневно развивается, оказывая на нас определенное влияние. Контроль со стороны государства за рекламной деятельностью включает в себя следующее[5]:

• нормативное регулирование;

• деятельность административных органов по контролю за соблюдением законодательства и применению административной ответственности к нарушителям;

• деятельность судебных органов по разрешению споров в сфере рекламной деятельности и применению ответственности за нарушение законодательства о рекламе;

• деятельность органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов по регулированию соответствующих аспектов рекламной деятельности на своих территориях;

• государственная регистрация участников экономических отношений, отдельных сделок и прав;

• государственная регистрация отдельных видов товаров;

• государственная регистрация товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;

• лицензирование отдельных видов экономической деятельности;

• обязательная сертификация отдельных товаров;

• управление государственной собственностью;

• государственная защита нарушенных прав и интересов;

• налоговое регулирование.

Несомненно, что государственное регулирование направлено на осуществление целей, которые закрепляет Федеральный Закон "О рекламе" и о которых я говорила ранее.

Важно отметить нормативное регулирование рекламы, благодаря которому принимаются законы и подзаконные нормативно-правовые акты, которые регулируют отношения между субъектами рекламной деятельности. Государственная регистрация, лицензирование, сертификация - касаются правового статуса субъектов отношений и их обязательств в отношении оъектов рекламирования.[6]

3.2. Антимонопольные органы в регулировании рекламной деятельности

Согласно статье 33 Закона о рекламе, антимонопольный орган уполномочен осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Действующими антимонопольными органами в России являются Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные подразделения. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 331. В структуре службы функционирует Управление контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Федеральной антимонопольной службе, нормативными правовыми актами ФАС России, Положением об Управлении по контролю и надзору за соблюдением рекламного законодательства, а также поручениями руководителя ФАС России.[7]

Основными функциями антимонопольных органов являются предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства о рекламе; возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Для того чтобы реализовать свои функций, антимонопольные органы:

1) выдают рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламо-распространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения закона;

2) выдают федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, ОМСУ обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству РФ о рекламе;

3) предъявляют в суды иски о запретах на распространение рекламы, осуществляемой с нарушением законодательства;

4) предъявляют в суды иски о публичном опровержении недостоверной рекламы в случае, предусмотренном Законом о рекламе;

5) обращаются в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (недействующими) полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления;

6) применяют меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

7) обращаются в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном пунктом 1 части 20 статьи 19 Закона о рекламе;

8) издают индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе.

Важнейшей составляющей деятельность антимонопольных органов по контролю в сфере рекламы является привлечение нарушителей закона к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

ФАС принимает активное участие в совершенствовании законодательства в сфере рекламной деятельности. Федеральная антимонопольная служба издает аналитические справки по принятым поправкам и изменениям, представляла в Правительство Российской Федерации концепцию изменений Закона о рекламе. Но важно помнить, что антимонопольные органы не имеют права давать официальные разъяснения.

Для осуществления более качественного контроля по соблюдением закона о рекламной деятельности, при ФАС существует Экспертный совет по применению законодательства о рекламе. В его составе ведущие юристы, ученые, эксперты, журналисты, социологи, представители саморегулируемых организаций, рекламодатели, социологи, рекламопроизводители, рекламораспространители, органы власти.

Решения Экспертного совета носят рекомендательный характер. Только Федеральная антимонопольная служба принимает решения о соответствии рекламы закону.

Экспертный совет не привлекает нарушителей к ответственности. Он, изучив мнение специалистов и участников рекламного рынка, рассматривает спорные ситуации и выносит рекомендации. А задача антимонопольных органов в данном случае - учесть это в своей работе.[8]

3.3. Судебные органы в регулировании рекламной деятельности

Органы судебной власти так же принимают активное участие в регулировании рекламы. Когда у антимонопольных органов, при осуществлении контрольных функций, возникают спорные ситуации, участники спора нередко обращаются в суд. Судебные решения, которые принимают судебные органы, создают прецедент. Он не является источником права в РФ, но участники отношений в сфере рекламы учитывают его в своей повседневной деятельности. Помимо этого, суды обобщают судебную практику и издают информационные письма. Это несомненно помогает и субъектам рынка и судьям, регулировать свое поведение.

Нарушение посредством рекламы прав потребителей на достоверную информацию о товаре, его изготовителе и продавце, административная ответственность за нарушение закона о рекламе нередко рассматривается судами общей юрисдикции во главе с Верховным судом Российской Федерации.

Если суд устанавливает нарушение рекламодателя прав потребителя на получение достоверной информации, суд применяет к правонарушителю установленные меры гражданской и административной ответственности, к которым могут относиться возмещение убытков потребителя, компенсация морального вреда, уплата штрафа.

Разрешение экономических споров и споров с участием органов власти происходит в арбитражных судах. Они оказывают активное влияние на регулирование рекламной деятельности.

Рекомендации арбитражных судов по применению законодательства о рекламе были обобщены в информационном письме президиума Высшего арбитражного суда от 25 декабря 1998 г. № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».[9]

Краткое изложение данных рекомендаций:

1. Антимонопольный орган вправе обращаться в суд с требованием о взыскании с юридического лица штрафа за ненадлежащую рекламу.

2. При обжаловании организацией в суд постановления о наложении штрафа антимонопольный орган вправе предъявить встречное требование о взыскании этого штрафа.

3. Решения антимонопольного органа могут быть оспорены в арбитражном суде и в том случае, когда они не связаны с осуществлением контррекламы.

4. Нарушение антимонопольным органом установленного порядком рассмотрения дел срока вынесения постановления о наложении штрафа за неисполнение предписания не влечет недействительности такого постановления.

5. При обращении в суд с требованием о признании недействительным постановления о наложении штрафа за неисполнение предписания антимонопольного органа заявитель вправе оспорить законность предписания, которое не обжаловалось ранее в судебном порядке.

6. Акты антимонопольного органа, которыми установлено отсутствие нарушения Закона о рекламе, могут быть оспорены в суде.

7. Непредставление обязанным лицом достаточных доказательств исполнения предписания не может рассматриваться как его неисполнение.

8. Предписание, не содержащее указаний о прекращении конкретного нарушения закона, не влечет ответственности за его неисполнение.

9. Антимонопольный орган вправе применить ответственность в виде штрафа за каждый факт неисполнения своего предписания или решения об осуществлении контррекламы.

10. Антимонопольный орган вправе направить рекламораспространителю предписание о прекращении рекламы лицензируемой деятельности без указания номера лицензии и органа, ее выдавшего.

11. При опубликовании рекламной информации без сообщения типа «на правах рекламы» меры административного воздействия применяются к рекламораспространителю.

12. При распространении рекламы товара без пометки об обязательной сертификации меры административного воздействия применяются к рекламодателю, кроме случаев отсутствия его вины в этом нарушении.

13. Оповещение читателя не рекламной печатной продукции о рекламном характере информации допустимо в форме, позволяющей распознать материал как рекламу в момент его прочтения.

14. Применение ограничений, установленных законом для рекламы определенных видов товаров и услуг, к рекламной информации о товарах и услугах иного рода признано судом неправомерным.

15. Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

16. Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

17. При оспаривании в суде факта распространения рекламы с нарушением требований закона в защиту несовершеннолетних соответствующая реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.

18. Указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой.

19. Реклама организации, созданной вне коллегии адвокатов, об оказании ею услуг как юридической консультацией является ненадлежащей.

20. Ненадлежащая реклама товаров может затрагивать деловую репутацию лица, известного на территории распространения рекламы в связи с этим товаром.

21. Информация о спонсоре либо о его товарах, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой.

22. Существенное искажение наименования спонсора не может считаться надлежащей рекламной информацией о спонсоре.

Существенная часть рекомендаций посвящена регулированию отношений субъектов рекламного рынка с антимонопольными органами. Таким образом, судебная практика рассмотрения арбитражными судами споров в сфере рекламы играет неоценимую роль в регулировании рекламной деятельности при возникновении пробелов, неясностей, противоречий в действующем законодательстве, неоднозначном правоприменении.

Наши рекомендации