Тема 2. повышение конкурентоспособности цель стратегического маркетинга
План:
1. Понятия "конкуренция", "качество", "конкурентоспособность" "КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА"
2. закон ЭКОНОМИИ ВРЕМЕНИ КАК ЭКОНОМИИ СУММЫ ПРОШЛОГО, ЖИВОГО И БУДУЩЕГО ТРУДА
3. ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАЗНЫХ ОБЪЕКТОВ:
• товар
• организация-производитель
• страна
• отрасль, регион
• исходные данные для расчета и анализа конкурентоспособности
4. механизм ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА КОНКУРЕНЦИИ
5. стандартизация КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
6. конкурентные ПРЕИМУЩЕСТВА ОБЪЕКТОВ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ
7. национальная ИДЕЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ россии И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
2.1. ПОНЯТИЯ "КОНКУРЕНЦИЯ", "КАЧЕСТВО", "КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ", "КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА"
Конкуренция — состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя (за его деньги), за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров и услуг в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения закона "О защите прав потребителей".
В п. 1.3 были рассмотрены следующие формы рынков:
• полиполия (чистая или совершенная конкуренция);
• олигополия;
• монополистическая конкуренция (несовершенная конкуренция);
• монополия.
Для каждого продукта в каждой стране — свои структуры форм рынков. В странах с неразвитыми рыночными отношениями превалирует монополия и монополистическая конкуренция, в промышленно развитых странах — полиполия и олигополия. Однако страны, не обладающие значительными природными ресурсами (Япония, Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Швейцария и др.), стремятся увеличить удельный вес монопольного производства радикальных инноваций на основе новых информационных технологий и т.д.
Крупные инновационные фирмы стремятся захватить весь рынок. Например, американская компания "Motorola" занимает около 45% мирового рынка по сотовым телефонам, 85% — по пейджерам /17/. Это — результат создания товаров нового поколения и их монопольного производства, так как в рамках мирового хозяйства антимонопольного законодательства не может быть.
Конкуренция как движущая сила развития общества вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В последнее время в связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема — экономия ресурсов у потребителей за счет целенаправленного повышения качества. По-видимому, в XXI веке эта задача будет приоритетной, так как в конце XX века затраты ресурсов у потребителей сложной техники за срок ее службы превышали до пяти раз цену в промышленно развитых странах и до 20 раз в развивающихся странах.
Ф. Котлер /17/ отмечает необходимость концентрации усилий на послепродажной деятельности, так как это дает возможность удерживать существующих покупателей и увеличивать свою прибыль: если "компания снизит уровень потерь потребителей всего на 5%, она сможет повысить прибыль на 25—85%". Однако он сомневается в достоверности этих данных из-за недостатков системы ведения бухгалтерского учета.
М. Портер в книге"Международная конкуренция" отмечает, что конкуренция —динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты /25/.
Важнейшим фактором успеха в конкурентной борьбе является обеспечение высокогокачества товаров, услуг, работы.
Согласно международному стандарту ISO 8402, качество продукции представляет совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Многие специалисты сравнивают проблему качества с тяжелым камнем, который постоянно надо катить в гору — чуть-чуть ослабнут усилия, и камень рухнет вниз, несмотря на все предыдущие усилия*.
* Воронин Г.П. Решение проблемы качества в России — дело всех, дело каждого // Стандарты и качество, 1998, № 10.
"Именно усилия в области улучшения качества являются эффективным средством вывода экономики из кризиса. Так, "японское чудо" стало возможным благодаря тому, что в послевоенной Японии проблема качества была возведена в ранг национальной идеи, а ее относительно быстрое решение обеспечено органичным единством очень жесткого государственного регулирования рыночной экономики и формировавшихся веками традиций национальной культуры. Благодаря такому подходу страна смогла весьма быстро не только восстановить свою разрушенную экономику, но и обеспечить ее мировое лидерство. Для японского правительства проблема качества осталась приоритетной и после того, как в стране были достигнуты результаты, которые и сейчас удивляют весь мир. Правительство Японии всегда ставит цель — японские товары лучшие в мире", — отмечает председатель Госстандарта России, доктор экономических наук, профессорГ.П. Воронин.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, то это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно. Стандарты ISO 9000, а такжезаконы Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", введенные в 1993 г., проблемы конкурентоспособности затрагивают частично.
Особенности понятия "конкурентоспособность" применительно к разным объектам приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Особенности понятия "конкурентоспособность" применительно к разным объектам
Объект | Что характеризует его конкурентоспособность | Основные требования к объекту |
1. Нормативные акты | Степень удовлетворения потребностей в данном виде нормативного акта, возможность его использования в теории и на практике | Соответствие международным нормам, применение при разработке системного и комплексного подходов, обоснованность и перспективность требований |
2. Научно- методические документы | Степень удовлетворения потребностей в данном виде документа, возможность его использования в теории и на практике | Соответствие международным требованиям по экологичности, взаимозаменяемости, безопасности применения объекта, использование мировых достижений, применение современных подходов, методов исследований и разработок |
3. Проектно- конструктор-ская документация | Степень соответствия в документации показателей качества и экономичности объекта требованиям конкретного рынка к моменту внедрения объекта у потребителя | Применение современных методов разработок, опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта, соответствие международным требованиям (при необходимости) и требованиям потребителей |
4. Технология | Возможность по данной технологии изготовить качественную и экономичную продукцию в соответствии с конструкторско-технологической документацией | Обеспечение мобильности технологии, оптимальности уровня автоматизации и механизации процессов, минимальных потерь ресурсов |
5. Производство | Способность производства как сложной открытой организационно-экономической системы прогнозировать свое будущее, выпускать конкурентоспособную продукцию и обеспечивать за счет этого достаточную для нормального функционирования и развития прибыль | Использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности процессов и устойчивости функционирования фирмы |
6. Выпускаемая продукция (выполняемая услуга) | Степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной продукцией, используемой на данном рынке. Наличие сертификата качества | Обеспечение качества и экономичности продукции (услуги) на уровне не ниже требований конкретной группы потребителей в соответствии с результатами сегментации рынка на момент внедрения продукции у потребителей |
7. Рабочий | Умение выполнять требования технологии по всем параметрам (качество, количество, затраты, сроки) | Знание квалификационных требований в соответствии с имеющимся разрядом, ведение нормального образа жизни |
8. Специалист | Умение разработать конкурентоспособную документацию на объект | Знание и применение современных методов исследований и разработок |
9. Менеджер | Умение разработать систему обеспечения конкурентоспособности данного объекта, управлять коллективом по достижению целей системы | Знание и применение современных методов исследований и разработок, методов формирования коллектива, организации и мотивации труда, укрепление здоровья, повышение уровня культуры |
10. Ценные бумаги | Обеспечение ликвидности соответствующих бумаг на рынке ценных бумаг | Возможность покрытия рыночной стоимости ценных бумаг соответствующим активом, обеспечение устойчивости финансового учреждения, комплексная защита ценных бумаг, их страхование |
11. Инфраструк-тура (внешняя среда) | Степень соответствия инфраструктуры данного производителя международным нормативам (достижениям) по экологии, удовлетворению физиологических, духовных и социальных потребностей человека, качеству работы объектов производственной инфраструктуры | Обеспечение (в перспективе) качественных и количественных нормативов социальной и производственной инфраструктуры страны, региона, фирмы международным нормативам (достижениям) |
12. Информация | Повторяемость конкретной информации на фирме, в регионе, стране, за рубежом | Обеспечение достоверности, обоснованности, новизны, конкретности, машиноориентированности, системности информации |
13. Фирма (организация, учреждение) | Выпуск конкурентоспособного объекта и устойчивая финансовая деятельность фирмы | Обеспечение удельного веса конкурентоспособного объекта на внешнем рынке не менее 20%, на внутреннем не менее 60%, устойчивости, надежности, перспективности и эффективности фирмы |
Первый уровень дерева факторов конкурентоспособности, например товара, представлен на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Первый уровень дерева факторов конкурентоспособности товара
Методика дальнейшей структуризации дерева факторов (показателей) конкурентоспособности товара и расчета показателей будет рассмотрена в п. 2.3.
Отметим, что дерево конкурентоспособности каждого объекта индивидуально.
И.П. Данилов рекомендует анализировать следующие категории конкурентоспособности:
• философскую как движущую силу развития общества;
• экономическую как основу существования;
• рыночную как соперничество на рынке;
• юридическую как подтверждающую соответствие законодательству;
• социальную как соответствующую требованиям социального развития организации, страны;
• психологическую как подтверждающую соответствие ожиданиям*.
* Данилов И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции. — М.: Пресс-сервис, 1997.
Для достижения и постоянного поддержания объекта конкурентоспособным на планируемом рынке (внешнем, внутреннем) необходимо поддерживать завоеванные конкурентные преимущества, искать и реализовывать новые.
Конкурентное преимущество организации (фирмы) — превосходство, высокая компетентность фирмы в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурирующими фирмами. Фактор конкурентного преимущества — конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит конкурирующие фирмы. Факторы могут быть тактическими и стратегическими.
Тактический фактор конкурентного преимущества фирмы — конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит или будет превосходить в ближайший период (не более года) конкурирующие фирмы.
Стратегический фактор конкурентного преимущества фирмы — конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды фирмы, по которому она может превзойти конкурирующие фирмы после выполнения в перспективе конкретных условий, определяющих превосходство анализируемого компонента фирмы по сравнению с конкурирующими. Отдаленность срока реализации стратегического фактора конкурентного преимущества фирмы может быть не менее двух лет. Конкретный срок определяется иерархическим уровнем фактора, сложностью объекта и актуальностью проблемы. Например, срок достижения конкурентного преимущества по какому-либо фактору внешней среды будет больше, чем по фактору внутренней среды, в машиностроении — больше, чем в электронной промышленности, сфере услуг и т.д.
М. Портер теоретически обосновал и проверил на практике положение о том, что каждая страна находится на одной из перечисленных на рис. 2.2 стадий конкурентоспособности экономики /25/.
Авторы проанализированной нами литературы поддерживают положения М. Портера. Так,И.А. Спиридонов в дополнение (или изменение) этого положения назвал стадии конкурентоспособности экономики стран стадиями конкуренции и соединил их стрелками в направлении экономического роста /27/.
Первоначально нам эта идея тоже понравилась. Однако после глубокого ее изучения мыне смогли ответить на следующие вопросы:
1. А где связь между местом страны по конкурентоспособности экономики, оцениваемой Всемирным банком и Всемирным экономическим форумом, и оценками М. Портера? Как известно, Великобритания в 1994 г. по конкурентоспособности находилась на 14-м месте в мире, в 1995 г. — на 18-м, Сингапур — на втором /27/. Да и по уровню дохода на душу населения Великобритания находилась в 1995 г. на 14-м месте (на первом — Швейцария), Сингапур — на пятом. А на рис. 2.2 эти страны занимают противоположные места.
Рис. 2.2. Развитие конкурентоспособности экономики ряда стран в послевоенный период
Примечания из /25, с. 609/:
а) стрелками указаны положения стран примерно на 1990 г.;
6) "Экономический рост" и "Спад" добавлены из текста.
2. По какой методике определялись места, темпы и направления движения стран по стадиям конкурентоспособности?
3. Почему после достижения стадии богатства у страны объективно должен наступить спад? Наоборот, идет подъем, но на более качественном уровне. Приоритет отдается инвестициям в образование, науку, социальную сферу. Например, США с 1985 по 2015 гг. удваивают инвестиции в образование, увеличивают в 1,5 раза инвестиции в здравоохранение и социальное обеспечение (см. табл. 1.6). Качество товаров и качество общества в соответствии с законом возвышающихся потребностей в среднем в мире имеют тенденцию к росту.
4. Почему факторы производства и инвестиций стали стадиями конкурентоспособности экономики страны? Они являются средствами реализации воспроизводственной, инновационной, социальной и др. политик страны, а не этапами движения к благосостоянию.
Таким образом, благосостояние — это цель общества, факторы производства и инвестиции — средства, а нововведения (инновации) — метод достижения цели.
При прогнозировании динамики "конкурентоспособности страны" (словосочетание "экономики страны" считаю излишним) следует анализировать структуру (пропорцию) экстенсивных и интенсивных факторов развития страны. К экстенсивным факторам относятся факторы производства и инвестиции, к интенсивным — инновации. Поэтому для неуклонного повышения конкурентоспособности страны следует обеспечивать увеличение удельного веса интенсивных факторов развития экономики, т.е. постоянно повышать активность и эффективность инновационной деятельности. Структура факторов производства и инвестиций должна постоянно улучшаться в пользу инноваций (нововведений). Чем больше в ВВП удельного веса наукоемкой продукции, высоких технологий, тем выше конкурентоспособность страны.
В связи с этим вспоминаются целевые комплексные программы (ЦКП) "Интенсификация", разрабатываемые в 80-е годы до 1990, 1995 гг. для разных уровней управления. Многие идеи, научно-технические и опытно-конструкторские разработки, выполненные в те годы, остаются невостребованными и поныне.
Упрощенная схема общественного воспроизводства, включающая отраженные на рис. 2.2 стадии конкурентоспособности страны, показана на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Упрощенная схема общественного воспроизводства
Обозначения:
ВС — внешняя среда государства;
ГУ — государственное управление (законодательная, исполнительная, судебная власть, силовые структуры, часть СМИ и др.);
ФП — факторы производства (природные и трудовые ресурсы, климатические особенности);
Инв — инвестиции внутренние и внешние (не показаны);
СС — социальная сфера (образование, наука, культура, здравоохранение, инфраструктура и т.п.);
ПВ — простое воспроизводство в материальной сфере (промышленность, транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, услуги и т.п.);
КИВ — конкурентоспособное инновационное воспроизводство в материальной сфере;
ЧДО — чистый доход общества как часть ВВП;
КЖ — качество жизни, определяемое ее продолжительностью, средним доходом на душу населения и др. показателями.
Примечание. В структуре факторов производства и инвестиций в перспективе должна увеличиваться доля социальной сферы и конкурентоспособного инновационного воспроизводства.