ROI(Return on Investments) - это коэффициент окупаемости инвестиций, также нередко используется применительно к расходам на управление персоналом.

Scrum (от англ. "схватка, толкотня в борьбе за мяч в регби") - методология, структура гибкого управления проектами, практическое воплощение принципов Agile. Термин пришел из IT-сферы: методология использовалась в работе над ПО, но сейчас она распространяется и на другие сферы. Основой скрама является спринт - это 1-4 недели, в ходе которых получают новую версию продукта (некий результат). Чем короче спринт - тем быстрее получение обратной связи от заказчика, тем более гибким является управление.

В Scrum есть всего четыре пункта, которые и обеспечивают эффективность и высокую скорость работы:

1. В начале каждого спринта проводится собрание - планирование спринта (Sprint Planning Meeting).

2. Каждый день проводится "летучка": ежедневное 15-минутное собрание (Daily Scrum meeting), в ходе которого каждый член команды отвечает на вопросы: "Что я сделал для проекта вчера?", "Что я сделаю для проекта сегодня?" и "Какие препятствия я встретил?".

3. В конце спринта проводится Обзор итогов спринта (Sprint review meeting), на котором всем заинтересованным лицам демонстрируется полученный результат.

4. В завершении проводится Ретроспективное совещание (Retrospective meeting), на котором участники оценивают эффективность завершенного спринта и планируют улучшения следующего.

В команде, которая работает над проектам по скрам-принципам, выделяют три роли:

  • Скрам-мастер (Scrum Master) - "менеджер" проекта, который корректно ведет скрам-процесс и отвечает за взаимодействие в команде.
  • Владелец продукта (Product Owner) — представляет интересы конечных пользователей и отвечает за продукт.
  • Команда Разработки (Development Team) - специалисты разного профиля, непосредственно работающие над проектом.

Благодаря Scrum можно быстро достичь первого результата и получить обратную связь. За счет движения короткими спринтами и постоянной связи с заказчиком Scrum адаптирует результат работы к постоянно меняющимся условиям. Команда, работающая над проектом по скрам-принципам, становится ответственной и самоорганизующейся.

SOFT SKILLS ("гибкие навыки") - это менее формализованный в сравнении с HARD SKILLS комплекс ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ, знаний, УМЕНИЙ, НАВЫКОВи опыта специалиста, обеспечивающий ему успешность при решении широкого круга задач вне зависимости от специфики конкретной деятельности. В основном их относят к сфере межличностного общения (например, работа в команде, ведение переговоров, продажи, публичные выступления).

STAR (Situation Target Action Result) - это техника проведения ПОВЕДЕНЧЕСКОГО ИНТЕРВЬЮ, в ходе которого соискателя просят рассказать о значимой профессиональной ситуации / проекте / конфликте (situation), описать то, где он видел выход из этой ситуации (target), что он сделал (action) и что получилось (result).

T&D (Training & Development) - это обучение и развитие персонала, в крупных организациях обычно одно из самостоятельных направлений деятельности HR-службы.

Talent management ("управление талантами") - управление талантливыми, высокопотенциальными (High Potential, HiPo) сотрудниками, а также их привлечение и удержание. Термин был введен международной консалтинговой компанией McKinsey & Company после исследования 1997 года. Знаковым событием также стал выход книги Майклза, Хэндфилд-Джонс и Экселрод "Война за таланты" ("The War for Talent"). В основе подхода лежит постулат о том, что главное конкурентное преимущество компании в динамично меняющемся мире - это талантливые сотрудники с высоким потенциалом, способные предлагать новые идеи и разрушать стереотипы. Идеология Talent management предполагает, что таким сотрудникам необходимо обеспечивать особые условия для творчества и самовыражения. Сейчас, после определенного пика популярности этого подхода в 2000-е гг., эксперты дают осторожные оценки применению этого подхода, приходят к пониманию его ограничений: он не обеспечивает безусловного успеха компании везде и всегда.

Talent Pool - кадровый резерв. Список сотрудников организации, обладающих высоким потенциалом (HiPo). Термин обычно используется, когда говорят об управлении талантами (Talent management). Главной задачей при формировании Talent Pool является оценка не текущей профпригодности, а потенциала, необходимого для успеха в новых областях.

АККАУНТ-МЕНЕДЖЕР - это менеджер, который в течение какого-то периода специализируется на работе с определенным клиентом (корпоративным клиентом). Это торговый представитель компании-исполнителя, который осуществляет комплексное обслуживание определенного клиента и контроль за исполнением проектов, заказанных данным клиентом: развитие деловых отношений, выяснение потребностей, консультирование по предлагаемым услугам, подготовку и презентацию соответствующих предложений, планирование и контроль работ, управление бюджетом и исполнителями проекта, ведение документации, контроль платежей.

БЕНЧМАРК - образец, принятый за эталон для сравнения. Близкий термин - "база сравнения".

БЕНЕФИТС - дополнительный доход работника к основной зарплате. Включает оплату медицинских страховок, страхования жизни, оплату обучения и т.п.. См. также "КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ПАКЕТ".

Бирюзовые организации - это компании, в которым сотрудникам дается большая свобода в принятии решений. Такие компании похожи на живой организм. Они отличаются самоорганизацией и тем, что у них есть эволюционная цель (а не миссия, навязанная сверху) и целостность.

Термин "бирюзовая организация" ввел Фредерик Лалу. Он "раскрасил" лестницу развития организаций, выделив семь стадий, через которые прошли организации во всем мире. Пять последних существуют до сих пор: от самой низкой консервативной ступени - красной - до наивысшей, бирюзовой, где организация работает как один живой организм. Книгу Лалу "Открывая организации будущего" Герман Греф назвал одной из трех самых важных книг о бизнесе. "Сбербанк" в настоящее время проводит эксперимент с бирюзовым подходом в некоторых отделениях.

В России этот опыт также применяет розничная сеть "ВкусВилл", где, по словам ее руководителя, "каждый сотрудник - это предприниматель в рамках одной большой компании".

Принципы бирюзовых организаций хорошо дополняются идеологией Agile-управления.

БИЗНЕС-ПРОЦЕСС - определенный набор функциональных (производственно-управленческих) действий, направленных на решение определенной задачи, или достижение определенной цели в рамках взаимосвязанной системы целей организации. В отличие от материально-ориентированных производственных операций в обычном материальном производстве в терминах бизнес-процессов описываются прежде всего коммуникационно-управленческие операции и действия в организации.


БРЕЙНТИЗЕРЫ (от англ. "brain" - мозги и "teaser" - дразнить) - маленькие задачки (часто из одного вопроса), требующие нестандартных расчетов. Например:

  • Сколько шариков для пинг-понга поместится в Боинге 787?
  • Сколько времени потребуется, чтобы досчитать до миллиона?
  • Сколько весит слон?

Подобные вопросы используют на собеседовании в первую очередь с целью оценки способности к рассуждению, умения принимать решение в нестандартной ситуации, а также общей эрудиции и навыков устного счета. HR-ам следует учитывать то обстоятельство, что соискателям в процессе подготовки к собеседованию доступны те же Интернет-подборки брейнтизеров, что и им.

А для действительно надежной оценки интеллектуального потенциала мы рекомендуем три теста на выбор:

  • light: тест КТО. Экспресс-диагностика.
  • standard: тест ТИПС. Универсальное решение для большинства случаев.
  • special: тест "Бизнес-IQ". Оценка офисного персонала, к которому предъявляются высокие требования. Тест построен на бизнес-материале.

БРЕНД-МЭППИНГ (от англ. brand mapping) - это маркетинговый термин, обозначающий построение субъективной карты покупательского восприятия товаров (брендов). Данный метод позволяет определить позицию ключевого брэнда по отношению к конкурентам в графической форме сразу по нескольким измерениям (как минимум, двум потребительским параметрам), что отражает комплексно соотношение его преимуществ и недостатков. Бренд-мэппинг – это, в частности, один из зондирующих приемов в фокус-группах (используются группирование, ранжирование, шкалирование).

БРЭДФОРДСКИЙ ФАКТОР – это формула, используемая в управлении персоналом для измерения показателей АБСЕНТЕИЗМА сотрудников и основывающаяся на идее о том, что короткие, частые и незапланированные случаи отсутствия более губительно сказываются на деятельности организации, нежели единичные и длительные случаи отсутствия на рабочем месте. Вычисляется по формуле ROI(Return on Investments) - это коэффициент окупаемости инвестиций, также нередко используется применительно к расходам на управление персоналом. - student2.ru , где B – значение Брэдфордского фактора; S - общее количество периодов (случаев) отсутствия человека за период; D - общее количество дней отсутствия того человека за тот же самый период.

БЭК-ОФИС – это сотрудники компании, в ведении которых находится внутренняя деятельность компании (например, аналитика и финансы)

БЭКГРАУНД - основа, база. Этот термин часто используется в контексте разговора о базовом образовании работника. Говорят об "образовательном бэкграунде", но часто слово "образовательный" вообще опускается.

Воркшоп (от англ. workshop - "мастерская") - особый формат обучения в группе, где собираются специалисты-практики, обсуждают заявленную проблему и обмениваются собственным актуальным опытом по вопросу. В ходе воркшопа участники очень активны и много узнают друг от друга. Ведущий при этом может быть одним из признанных экспертов, мастеров отрасли, первоначально предлагающим свое видение и способы решения проблемы, выполнять роль модератора, либо отсутствовать вовсе.

ГУДВИЛЛ (от англ. goodwill) - денежная оценка нематериальных активов компании (например, репутации, технических компетенций, деловых связей, маркетинговых приемов, влияния); часто используется для обозначения услуг.

ДИСПАРИТЕТ - неравные стартовые позиции работников в процессе внутренней конкуренции по достижению успеха в своей работе. Например, старожилы, как правило, пользуются определенными преимуществами перед новичками, что создает диспаритет.

ДЬЮ-ДИЛИДЖЕНС (от англ. due diligence - обеспечение должной добросовестности) - это тщательная подготовка компании к проведению преобразований, осуществлению трансакций.

"ЗОЛОТОЙ ПАРАШЮТ" (от англ. golden parachute) — это условие, включаемое в контракт с высшим менеджером корпорации и гарантирующее ему получение значительных выплат в случае увольнения; считается действенным мотиватором для эффективной работы на компанию. Объем выплат составляет, как правило, не более одного процента от текущей рыночной стоимости компании.

ИКТ-КОМПТЕНЦИЯ - уникальное объединение профессиональных знаний, навыков и опыта работы специалиста, выраженные в технологии решения профессиональных задач средствами современных информационных и коммуникационных технологий ИКТ).

ИНТЕНЦИЯ - намерение, например, коммуникативная интенция - намерение что-то сообщить другим.

Наши рекомендации