Анализ объемов производства и реализации продукции

Основные общие показатели, характеризующие объем производства продукции:

1. Валовая продукция (ВП);

2. Товарная продукция (ТП).

Основной общий показатель, характеризующий объем реализации продукции:

- Реализованная продукция (РП).

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной на предприятии продукции, выполненных работ, оказанных услуг, включая незавершенной производство и внутрихозяйственный оборот. Она выражается, как правило, в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот, т.е. это продукция подлежащая продаже, Она выражается, как правило, в действующих оптовых ценах года.

На многих предприятиях по своему составу валовая и товарные продукции совпадают, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция – это продукция:

Ø оплаченная, если её учитывают «по оплате», или

Ø отгруженная, если её учитывают «по отгрузке», т.е. продукция отправленная в адрес покупателя, но пока еще не оплаченная.

Показатели оценки динамики объемов производства и реализации продукции (могут рассчитываться как по валовой, так и по товарной и реализованной продукции):

1. Абсолютный прирост продукции за анализируемый период;

2. Темп роста продукции;

3. Темп прироста продукции;

4. Средний за анализируемый период темп роста (прироста) продукции.

Кроме того, объём производства продукции характеризуют показатели:

Ø фондоотдачи;

Ø материалоотдачи.

На некоторых российских предприятиях в практике анализа хозяйственной деятельности продолжают применяться устаревшие показатели оценки объема выпуска продукции:

1. Чистая (условно-чистая) продукция;

2. Нормативно-чистая продукция.

Объемы товарной и реализованной предприятием продукции взаимосвязаны между собой. Эта взаимосвязь может быть описана балансом товарнойпродукции. Его вид зависит от принятого на предприятии метода определения выручки от продаж.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции (методом начислений), то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ТП + ГПн = РП + ГПк ;

где - ТП, РП – соответственно стоимость товарной и реализованной продукции;

- ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складе на начало и конец анализируемого периода.

Отсюда: РП = ТП + ГПн – ГПк;

Если выручка на предприятии определяется после оплаты отгруженной продукции (кассовым методом), то баланс товарной продукции можно записать так:

ТП + ГПн + ОТн = РП + ГПк + Отк;

где: - ОТн, Отк – соответственно, остатки отгруженной и неоплаченной покупателями продукции на начало и конец анализируемого периода.

Отсюда: РП = ТП + ГПн + ОТн – ГПк – ОТк;

Эти модели, вытекающие из баланса товарной продукции, применяются при факторном анализе изменения объема продаж продукции.

Анализ объемов производства продукции начинается, как правило, с анализа объемов выпуска товарной продукции, который прорврдися в двух направлениях:

1. Оценивается выполнение плана по выпуску товарной продукции;

2. Анализируется динамика выпуска товарной продукции.

Анализ объёма выпуска товарной продукции целесообразно увязывать с анализом объема реализованной продукции, т.е. ориентироваться на конечный результат.

Анализ объемов производства и реализации проводится как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Сравнение их темпов изменения позволяет сделать следующие выводы:

- Анализ объемов производства и реализации продукции - student2.ru если темпы роста стоимостного показателя, выше темпов роста натурального, то это обусловлено в основном ростом цен на продукцию;

- если наоборот, то изменение объемов выпуска и реализации продукции обусловлено ростом её физического объема.

Динамику выпуска и реализации продукции изучают сравнивая показатели за два или несколько периодов.

Пример 1. Оценить динамику и выполнение плана по объему производства продукции за отчетный год, Результаты расчетов свести в таблицу, сделать выводы.

Таблица 2.1.

Динамика и выполнение плана по производству продукции

Показатели Пред. год Отчетный год   Анализ объемов производства и реализации продукции - student2.ru план факт Анализ объемов производства и реализации продукции - student2.ru Отклонение от прошлого года   абсол. %,% Отклонение от плана
 
  Анализ объемов производства и реализации продукции - student2.ru

абсол. %,%

1. Объем продукции в действующих оптовых ценах, тыс. руб.   Анализ объемов производства и реализации продукции - student2.ru 8940 10900 Анализ объемов производства и реализации продукции - student2.ru 1992 22,4   1960 21,9
2. Объем продукции в сопоставимых опт. ценах, тыс. руб.     10836 10900   100 0,9   64 0,6

Примечение: за сопоставимые цены приняты цены отчетного года

Выводы (вариант):

- за отчетный период объем производства продукции увеличился как по отношению к плану, так и к прошлому году более чем на 20%, что является в основном не результатом увеличения объема выпуска продукции, а результатом роста цен;

- реально физический объем выпуска продукции в отчетном году увеличился по сравнению с прошлым годом на 0,9%, а с планом – на 0,6%.

Анализ можно углубить, исследовав динамику выпуска и реализации продукции за ряд отчетных периодов (например, ряд лет). Для этого необходимо объемы производства и реализации продукции выразить в сопоставимых ценах (в ценах базисного периода, принятых за 100%). Для этого, объема выпуска (реализации) продукции делится на произведение индексов цен за п предыдущих периодов.

После этого рассчитываются базисные и цепные тепы роста производства и реализации продукции, исчисляются среднегодовые темпы роста (прироста) выпуска и реализации продукции.

Пример 2. Провести анализ динамики производства и реализации продукции за 6 лет за 6 лет, сделать выводы.

Таблица 2. 2.

Динамика производства и реализации продукции

Год Объем произ- водства в теку- щих ценах Индекс цен Объем произ- Анализ объемов производства и реализации продукции - student2.ru водства в со- поставимых ценах Анализ объемов производства и реализации продукции - student2.ru Темпы производства, %   базисные цепные Объем реа- Анализ объемов производства и реализации продукции - student2.ru лизации в сопостави- мых ценах Анализ объемов производства и реализации продукции - student2.ru Темпы изменения реализации,%   базисные цепные
18 610 1,0 18 610 100 100 18 500 100 100
1,5 18 238 98 98 18 144 98 98
38 148 1,46 17 420 93,6 95,5 17 390 94 95,8
53 940 1,4 17 610 94,5 101,1 17 715 95,7 101,8
73 940 1,33 18 140 97,5 103,0 18 145 98,1 102,4
100 320 1,28 19 230 103,3 106,0 19 018 102,8 104,8

Выводы (вариант):

Ø за 6 лет объем производства продукции в фактических ценах вырос в 5,4 раза (с 18 610 тыс. руб. до 100 320 тыс. руб.);

Ø в сопоставимых ценах первые З года на предприятии происходил спад производства, за последние годы наметился некоторый его рост. В итоге за 5 лет объем производства возрос всего на 3,3% , а объем реализации – на 2,8%;

Ø первые 5 лет темпы изменения производства и реализации примерно совпадали, но за последний год наметилась негативная тенденция, когда темпы роста производства оказались значительно выше темпов реализации продукции. Это свидетельствует о накоплении остатков готовой продукции на складах предприятия и продукции неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать как среднеарифметическую взвешенную или среднегеометрическую.

Исчислим его как среднегеометрическую:

п-1 5

Анализ объемов производства и реализации продукции - student2.ru Анализ объемов производства и реализации продукции - student2.ru Твп = Ö Т1 х Т2 х…х Тп = Ö 1.0 х 0,98 х 0,955 х 1,011 х 1,03 х 1,06 = 1,0065 или 100,65%. Т прироста = 100,65% - 100% = 0,65%

Трп = 100,55%. Т прироста = 0,55%.

Вывод: на предприятии за 6 лет среднегодовые темпы прироста выпуска продукции составили 0,65%, а ее реализации – 0,55%.

Ответ на вопрос, почему существовал этот разрыв может дать факторный анализ, с использованием моделей, вытекающих их баланса товарной продукции.

Анализ реализации продукции включает:

1. Определение уровня выполнения плана по реализации продукции;

2.Анализ динамики реализации продукции;

3. Выявление и измерение факторов, влияющих на изменение объема реализации;

4. Анализ выполнения договорных обязательств;

5. Определение практических мероприятий по увеличению объемов реализации.

Наши рекомендации