Показатели, характеризующие качество продукции.

I. Обобщающие показатели – характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от её вида и назначения:

1. Удельный вес новой продукции в общем её выпуске;

2. Удельный вес продукции высшей категории качества;

3. Удельный вес аттестованной продукции;

4. Удельный вес сертифицированной продукции;

5. Удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

6. Удельный вес экспортируемой продукции, в т.ч. в развитые страны.

7. Средний коэффициент сортности (средневзвешенный балл продукции).

II.Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции – характеризуют одно из ее свойств:

1. Полезность (жирность молока, зольность угля, калорийность продуктов питания и т.д.);

2. Надежность (долговечность и безотказность в работе);

3. Технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

4. Эстетические и эргономические качества продукции.

III.Косвенные показатели, характеризующие качество продукции – это штрафы за некачественную продукцию, удельный вес брака, удельный вес зарекламированной продукции и т.д.

Выполнение плана по качеству и динамику показателей качества оценивают применяя традиционный способ сравнения, определяют причины изменения качества , дают общую оценку состояния качества продукции на предприятии и намечают практические мероприятия по повышению качества.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используют подходы различающиеся в зависимости от метода оценки качества (баллами или сортами).

При балльном методе оценки качества:

Ø определяют средневзвешенный балл качества продукции;

Ø определяют процент выполнения плана по качеству;

Ø рассчитывают средневзвешенную цену продукции

При оценке качества сортами или кондицией:

Ø рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства;

Ø определяется средний коэффициент сортности (К сорт.), как отношение стоимости продукции всех сортов (S qi x pi) к стоимости продукции, исчисленной по первому сорту (S q I x P 1сорта):

К сорт. = (S qi x Pi) : (Sqi x P 1 сорта);

Ø Рассчитывается, как средневзвешенная, цена изделия в сопоставимых условиях.

В заключении независимо от метода оценки качества рассчитывают количественное влияние изменений качества на основные экономические показатели, характеризующие эффективность работы предприятия (выручку от продаж, прибыль, себестоимость), использую соответствующие модели и способы детерминированного факторного анализа и намечают практические мероприятия по повышению качества продукции предприятия.

Анализ ритмичности производства и реализации продукции

Ритмичность, с точки зрения предприятия-производителя – это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком, хотя сам график может быть и неравномерным, в объёме и ассортименте предусмотренных планом (без сбоев, простоев, авралов).

Ритмичность, с точки зрения предприятия-продавца – это показатели, характеризующие бесперебойность реализации выпущенной продукции оптовым покупателям.

Ритмичная работа свидетельствует о рациональной организации производства и реализации продукции.

Неритмичная работа ухудшает все экономические показатели работы предприятия, несвоевременная отгрузка продукции приводит к потере имиджа предприятия, снижению его конкурентноспособности, ухудшает финансовое состояние предприятия.

Анализ ритмичности работы предприятия и его подразделений проводится по данным оперативного учета выпуска продукции за смену, сутки, декаду, месяц, квартал, год.

Показатели, характеризующие ритмичность работы предприятия:

I. Прямые показатели:

1. Коэффициент ритмичности;

2. Коэффициент аритмичности;

3. Коэффициент вариации;

4. Удельный вес продукции за i-тый период в опредделенном объёме производства.

II. Косвенные показатели

1. Наличие доплат за сверхурочные работы;

2. Оплата простоев по вине предприятия;

3. Потери от брака и т.п.

Коэффициент ритмичности (К ритм.) определяется как удельный вес продукции, выработанной предприятием в пределах плана, Чем он ближе к 1,0 (к 100%), тем ритмичнее работа предприятия.

К ритм. = (S Q пл - S DQ ) : S Q пл. ;

Где: S Q пл – сумма плановых заданий в анализируемом периоде;

S D Q - суммарное перевыполнение планового задания за анализи руемый период.

Коэффициент аритмичности характеризует удельный вес продукции не выработанной предприятием в пределах плана, т.е.:

К аритм. = 1 – К ритм.;

Чем менее ритмично работает предприятие, тем больше коэффициент аритмичности.

Коэффициент вариации показывает величину среднего отклонения фактического выпуска продукции от планового выпуска.

Он определяется как отношение среднеквадратического отклонения фактического выпуска продукции от плана за анализируемый период к среднему плановому выпуску продукции за этот же период.

 
  Показатели, характеризующие качество продукции. - student2.ru

_ 2 _

К в = (Ö S ( х – х ) / п ) : Х пл.;

_ 2

где: - (х – х) - квадратическое отклонение от среднего значения в анализируемом периоде;

п – число периодов;

_

Х пл - средний плановый выпуск продукции за анализируемый период.

Пример 4. На основании данных оперативно-технической отчетности рассчитать три обобщающих показателя ритмичности работы предприятия и сделать выводы.

Таблица 1.4.

Характеристика ритмичности выпуска продукции

Декады Выпуск продукции Показатели, характеризующие качество продукции. - student2.ru план факт Показатели, характеризующие качество продукции. - student2.ru тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % Показатели, характеризующие качество продукции. - student2.ru Засчитывается в выполнение плана     тыс. руб. %,% к пла- ну
1-я 3 060 30,9 2 032 18,6 2 032 20,5
2-я 3 474 35,1 2 894 26,6 2 894 29,2
3-я Показатели, характеризующие качество продукции. - student2.ru 3 366 34 5 974 54,8 Показатели, характеризующие качество продукции. - student2.ru 3 366 34
Всего Показатели, характеризующие качество продукции. - student2.ru Показатели, характеризующие качество продукции. - student2.ru Показатели, характеризующие качество продукции. - student2.ru 9 900 100 10 900 100 8 292 83,7

Решение:

1. К ритм. = 20,5 + 29,2 + 34 = 83,7 (%); т.е. в сроки установленные планом-графиком было выпущено 83,7% ( 0,837) продукции;

2. К аритм. = 1 – 0,837 = 0,163 (16,3%), т.е. в сроки установленные планом-графиком было не выпущено 16,3% продукции;

 
  Показатели, характеризующие качество продукции. - student2.ru

2 2 2

3. К в = [Ö(18,6 – 30,9) + (26,6 – 35,1) + (54,8 – 34) / 3] : (30,9+35,1+34)\3 =

= 0,44 (44%), т.е. отклонение от производственного графика по декадам в среднем составила 44%.

Общий вывод: предприятие в отчетном периоде работало неритмично.

После расчета этих показателей целесообразно определить размеры влияния неритмичной работы на объем выпуска продукции. Это можно сделать разными способами:

1. Как разность между фактическим выпуском продукции в пределах плана и планом:

- V = 8292 – 9900 = - 1608 (тыс. руб.);

2. Умножением планового выпуска продукции на коэффициент аритмичности:

- V = 9900 х 0,163 = 1614 (тыс. руб.);

3. Как разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исходя из наибольшего среднедекадного объема производства:

- V = 10 900 – (5984 х 3) = - 7028 (тыс. руб.).

На последнем этапе выявляются причины неритмичной работа предприятия. Ними могут быть трудности сбыта продукции; несвоевременная поставка сырья, материалов, электроэнергии; низкий уровень организации производства, неисправности оборудования и т.п.

В заключении намечаются и реализуются конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы предприятия.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите цели и направления анализа производства и реализации продукции.

2. Что является источниками информации анализа производства и реализации продукции?

3. Охарактеризуйте в целом методику анализа производства и реализации продукции.

4. Как анализируется выполнение плана и динамика производства и реализации продукции.

5. Что является оценочным показателем в анализе ассортимента продукции.

6. Что такое структура продукции и как она влияет на экономические показатели деятельности предприятия?

7. Назовите показатели оценки качества продукции.

8. Изложите методику анализа ритмичности работы предприятия.

9. Перечислите основные резервы увеличения объема производства и реализации продукции.

Наши рекомендации