Источники информации для экономического анализа
Для проведения комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности необходимо располагать соответствующими источниками информации.
Источники информации, используемые в процессе экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия делятся на собственные, содержащие сведения, сосредотачиваемые непосредственно на предприятии, и привлекаемые извне, как правило, на платной основе.
Собственные источники информации, в свою очередь подразделяются на три основные группы: плановые, учетно-отчетные и внеучетные.
К источникам информации планового характера относят:
1.Все разновидности планов, разрабатываемых на предприятии в т.ч.:
Ø бизнес- план (перспективный план);
Ø текущие планы;
Ø оперативные планы;
Ø технологические карты и т.д.
2.Нормативные материалы.
3. Сметы, ценники.
4. Проектные задания и др.
Источники информации учетно-отчетного характера:
1. Данные бухгалтерского учета и отчетности (дают до 70% информации для экономического анализа).
2. Данные статистического учета и отчетности.
3. Данные оперативного учета и отчетности.
Внеучетные источники информации включают:
1. официальные законодательные, подзаконные акты и другие официальные документы, которыми обязано руководствоваться предприятие в своей деятельности, в т.ч.:
Ø законы государства;
Ø указы Президента и Постановления Правительства;
Ø приказы и распоряжения вышестоящих, по отношению к предприятию, органов управления;
Ø акты ревизий и проверок;
Ø приказы и распоряжения руководителей предприятия и т.д.
2. Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения судебных органов, рекламации и т.п.;
3. Научно-техническая документация (публикации, отчеты по НИР и т.п.);
4. Решения общих собраний коллектива предприятия и его отдельных подразделений;
5. Материалы изучения передового опыта, данные о работе предприятий-конкурентов, полученные из СМИ и других источников;
6. Техническая и технологическая документация;
7. Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах (фотография рабочего дня, хронометраж и т.п.);
8. Устная информация, полученная во время деловых встреч с членами трудового коллектива, представителями других предприятий.
Источники информации для экономического анализа могут быть классифицированы и по другим признакам.
В частности, по отношению к объекту исследования информация делится на:
1. Внутреннюю (закрытую, конфиденциальную) информацию6
- данные бухгалтерского учета, и форм № 3,4,5,6 бухгалтерской отчетности;
- данные конкретного статистического учета и отчетности;
- данные оперативного учета;
- нормативные данные разрабатываемые на предприятии и др.
2. Внешнюю (открытую, публичную) информацию:
- данные публичной бухгалтерской отчетности (форм № 1 и № 2);
- данные статистических сборников;
- данные, полученные из периодической и специальной печати и т.д.
К информации привлекаемой для проведения экономического анализа предъявляется ряд требований:
Ø аналитичность информации;
Ø достоверность её;
Ø оперативность информации;
Ø сопоставимость её и др
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы предмет и область комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности?
2. Чем обеспечивается комплексность экономического анализа?
3. Каковы объекты и субъекты комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности?
4. Назовите принципы комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности.
5. Раскройте метод и основные технические приемы комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности.
6. Чем отличается управленческий анализ от анализа финансового?
7. Источники информации комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности.
Глава 2. Анализ производства и реализации продукции
Общие положения
Основной целью деятельности коммерческого предприятия является получение максимально возможной прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг). И в сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчиненное положение.
В то же время производство и реализация продукция явления взаимосвязанные и взаимозависимые. Без производства продукции не будет и реализации, но и без реализации производство бессмысленно.
Какую продукцию производить, для кого производить, сколько производить, где и по какой цене продавать решения принимают основываясь на результаты маркетинговых исследований, порядок проведения которых подробно рассматривается в курсе «Маркетинга».
Целью анализа производства и реализации продукции является нахождение путей оптимизации объёмов и структуры выпускаемой продукции в интересах максимизации прибыли.
Основные задачи анализа производства и реализации продукции:
1. Анализ объемов производства и реализации продукции (выполнения плана, динамики показателей, степени выполнения предприятием своих договорных обязательств по поставкам продукции и др.);
2. Выявление изменений в ассортименте и структуре продукции, определение их влияния на выпуск продукции в натуральном и стоимостном выражении;
3. Оценка ритмичности производства и реализации продукции;
4. Оценка качества производимой продукции;
5. Выявление резервов дальнейшего увеличения объемов выпуска и реализации продукции , оптимизации её ассортимента и структуры, повышения качества, обеспечения ритмичности производства и реализации;
6. Разработка практических мероприятий по использованию выявленных резервов.
Из задач видно, что анализ ведется в двух сферах: производства и обращения готовой продукции.
Основные направления анализа:
Ø анализ объёмов производства и реализации продукции;
Ø анализ структуры продукции и её ассортимента;
Ø анализ качества производимой продукции;
Ø оценка ритмичности производства и реализации продукции;
Ø анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
Периодичность проведения анализа: по мере необходимости, на нерегулярной основе и прежде всего в случае падения объемов производства и реализации продукции.
Субъектами анализа являются экономисты цехов и предприятия в целом, маркетинговая служба, финансовый отдел, бухгалтерия, служба внутреннего аудита (контроля) и др.
Источники информации для проведения анализа:
- плановая и нормативная информация;
- бухгалтерская информация, в том числе данные бухгалтерского учета о производстве продукции подразделениями (цехами); сдаточные накладные о передаче готовой продукции из производства на склад, информация по счетам разделов III и IV Плана счетов; форма № 2 бухгалтерской отчетности и т.п.;
- статистическая информация, в том числе форма П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» и др.;
- прочая информация (техническая документация, данные ОТК, данные о браке и др.).