Современное состояние предприятия. краткая характеристика.
АО «Костромской завод автокомпонентов» является крупнейшим в России и странах зарубежья специализированным предприятием по производству комплектов деталей цилиндропоршневой группы для грузовых, малотоннажных, легковых автомобилей и сельскохозяйственной техники с двигателями ЯМЗ, АМЗ, КамАЗ, ММЗ, РМ Д65, ВМТЗ, ЧТЗ, СМД, ЗиЛ, ВАЗ, ЗМЗ, УМЗ, Икарус.
Организационно-правовой формой организации является – непубличное акционерное общество. Непубличное акционерное общество - акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определённого круга лиц.
Учредителями на 01.03.2017 являлись:
· 03.06.2016 - "Зорвил Лимитед" - 51.7% (69,024 тыс.руб.)
· 03.06.2016 -Граждане России(1 - Калашник Сергей Викторович Генеральныйдиректор) - 48.3% - (64,487 тыс.руб.)
Основной вид деятельности (по коду ОКВЭД ред.2): 45.31.1 - Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов
Дополнительные виды деятельности по ОКВЭД 2:
29.31 - Производство электрического и электронного оборудования для автотранспортных средств
29.32 - Производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств
41.20 - Строительство жилых и нежилых зданий
43.21 - Производство электромонтажных работ
45.20 - Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
45.31.2 - Деятельность агентов по оптовой торговле автомобильными деталями
46.1 - Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе
49.41.1 - Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами
49.41.2 - Перевозка грузов неспециализированными транспортными средствами
52.29 - Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками
68.20.2 - Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом
78.1 - Деятельность агентств по подбору персонала
82.92 - Деятельность по упаковыванию товаров
На предприятии ОАО «Мотордеталь» представлена линейно – функциональная структура управления (рис.1)
Рис.1. Линейно – функциональная структура управления
Производственная структура определяется составом производственных звеньев завода «Мотордеталь», формы их взаимосвязи при осуществлении производственных процессов. Производственную структуру можно охарактеризовать спецификой основного, обслуживающего и вспомогательного производства.
К основному производству относятся подразделения, непосредственно занятые производством продукции, подлежащей реализации (например: литейный цех). К вспомогательному производству относятся участки, выпускающие продукцию, используемую в основном производстве (например: инструментальный цех). Обслуживающие производство – это производственные участки, цеха и службы, которые обеспечивают работу основного и вспомогательного производства (например: транспортный цех, электроцех, отдел главного техника, отдел главного металлурга и др.).
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СРЕДЫ АО «КЗА»
Анализ внутренней среды.
Анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения ее сильных и слабых сторон. Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи, стоящие перед организацией.
Для анализа внутренней среды необходимо исследовать следующие направления:
• производство;
• финансы;
• кадры;
• маркетинг;
• организационную культуру.
Все вышеуказанные составляющие внутренней среды должны находиться в тесной зависимости между собой для более эффективного функционирования предприятия.
В табл.1 представлено соотношение сильных и слабых сторон АО «КЗА».
Таблица 1
Анализ потенциала АО «КЗА»
Фактор | Сильные стороны | Слабые стороны |
Производство | -Модернизация производственных мощностей; -по объему производства занимает 40% рынка РФ; | - Старый модельный ряд, не соответствующий европейским образцам; -невысокое качество продукции; -имеется часть неиспользованных резервов; |
Финансы | -Невысокая стоимость продукции; | -Недостаточное количество финансовых средств; -неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии. |
Маркетинг | -Значительная доля рынка; -узнаваемость бренда; -связи с потребителями и поставщиками; | -Слабый имидж бренда; -отсутствие системы исследования рынка и продвижения продукции; -слабые маркетинговые способности; -жесткая конкуренция со стороны зарубежных производителей. |
Кадры | -Дешевая рабочая сила; -подготовка рабочих по техническим специальностям наиболее востребованным на заводе; -предприятие проводит осмысленную социальную политику, разнообразные социальные льготы и гарантии, социальные программы и программы помощи работникам. | -Низкая производительность труда; - нехватка квалифицированных кадров; -увеличение текучести кадров. |
Организационная культура | -Наличие корпоративного духа и высокой сплоченности коллектива; -За хорошую работу учреждаются премии, выдаются путевки в дома отдыха, устраиваются различные вечера по случаю юбилеев своих сотрудников; -Предприятие имеет свою корпоративную философию. | -Отдельные части организации неспособны прийти к согласию между собой: представлены в основном различные точки зрения, отсутствует цельная картина; -в ситуации финансовых трудностей руководство выбирает вариант: сокращение сотрудников, а не сокращение части часов при сохранении состава. |
Анализ финансово-хозяйственной деятельности играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в её управлении, в укреплении её финансового состояния.
Целью АО «КЗА» является извлечение прибыли.
Проанализировав бухгалтерскую отчетность за период 2014-2016г. (Приложение 1) модно сделать следующие выводы:
1. Отраслевая принадлежность: Основным видом деятельности компании является ОКВЭД: 45.31.1 «Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов (ОКВЭД 2)». Анализ производится в рамках отрасли ОКВЭД: 45.3 «Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (ОКВЭД 2)»;
2. Выручка от реализации/прибыль (убыток): Выручка от реализации составила 3 650 130 000 руб., что больше значения за 2015 г. на 31,15%; Чистая прибыль составила 13 982 000 руб., что больше значения за 2015 г. на 42,31%. В рассматриваемый период произошел одновременный рост ключевых показателей эффективности деятельности предприятия;
3. Коэффициенты ликвидности (характеризуют способность юридического лица отвечать по своим краткосрочным обязательствам): Коэффициент общей ликвидности составил 2,67, что превосходит значение 2015 г. (2,26), соответствует нормативным рекомендуемым значениям (›1,0) и свидетельствует о способности компании погасить текущие пассивы за счет оборотных активов; Коэффициент срочной ликвидности составил 0,05, что меньше значения 2015 г. (0,19), не соответствует нормативным рекомендуемым значениям (›0,5) и свидетельствует о неспособности компании погасить текущие пассивы за счет ликвидных активов в случае возникновения сложностей при реализации готовой продукции; Коэффициент абсолютной ликвидности составил 0,02, что меньше значения 2015 г. (0,03), не соответствует нормативным рекомендуемым значениям (›0,1) и свидетельствует о неспособности компании погасить краткосрочные, наиболее рискованные, обязательства за счет имеющихся в наличии денежных средств и их эквивалентов;
4. Коэффициенты финансовой устойчивости (характеризуют способность юридического лица отвечать по своим долгосрочным обязательствам: Значение коэффициента платежеспособности (0,29) не соответствует рекомендуемым значениям (›0,5), степень зависимости фирмы от внешних заемных источников превышает допустимые нормативы; Значение коэффициента соотношения заемных и собственных средств (2,42) не соответствует нормативным рекомендуемым значениям (0≤x‹1), суммарные заемные средства превышают величину собственного капитала компании; Значение коэффициента защищенности кредитов (1,08) соответствует нормативным рекомендуемым значениям (›1), кредиторы компании защищены от невыплаты процентов за предоставленный кредит.