Методы управления. Классификация кадров управления.
Метод управления – это способ воздействия субъекта управления на его объект по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления. Система управления представляет собой совокупность научных подходов, ф-ций и методов управления, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. целью системы управления явл достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, орг-ции и т.д. на внешнем или внутренних рынках.
В наст время примен 3 группы методов управления: административные(организационные и организационно-распорядительные), экономич и соц-психологич. Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как дополняющие друг друга. Между тем общепринятая классификация методов управления не в полной мере отражает их сущность.
В основание классификации методов управления следует положить иной признак – степень свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта. Индивидуум как объект управления может иметь следующие степени свободы:1) ограниченную свободу, при a субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания; 2) мотивационную свободу, при a субъект управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или заданий; 3) высокую степень свободы, при a субъект управления должен с использованием психотехнологий формировать метод воздействия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологич портрета управляемой личности и тенденции ее развития. Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологич потребностей не явл приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализация, самовыражение)
Исходя из рассмотренных степеней свободы объекта, методы управления целесообразно подразделять на 3 группы: методы принуждения, методы побуждения, методы убеждения.
К кадрам управления относятся работники, занятые в системе управления и выполняющие определенные управленческие функции.
По мере разделения управленческого труда и его специализации происходит выделение различных категорий работников управления. В зависимости от функциональной роли в процессе управления, в частности в принятии и реализации решений, выделяют руководителей, специалистов, вспомогательный персонал. Руководители принимают решения по всем важнейшим вопросам деятельности аппарата управления. Специалисты выполняют функции подготовки и разработки решений, они должны быть высококвалифицированными в своей области. Технический, или вспомогательный, персонал осуществляет информационное обслуживание аппарата управления. Сюда входят получение, обработка, хранение и передача информации.
Помимо технологической классификации кадров управления, существуют и другие классификации. Так, с точки зрения профессиональной различают инженеров, социологов, экономистов, психологов, юристов и т. д. В зависимости от того, в каком органе работают кадры, осуществляют такое разделение: работники предприятий, министерств, территориальных органов управления, плановых органов. Различаются кадры промышленности, сельского хозяйства, транспорта, культуры. Важное значение имеет и должностная классификация кадров управления, отраженная в единой номенклатуре должностей. Но именно Деление на руководителей, специалистов и вспомогательный персонал первично и отражает основные черты каждой из категорий работников в процессе управления.
72. Применение экономико-математических методов и ЭВМ в процессе принятия решений. Содержание и стадии процесса принятия решений; механизм принятия управленческих решений.
Экономико-математические модели делятся на: 1) ориентированные на практическое использование (примерами служат модели статистического контроля, с помощью которых принимается решение о приемке или забраковании партии конкретной продукции), 2) модели, которые практически использовать невозможно. Важная проблема - учет неопределенности. Основное место она занимает в вероятностно-статистических моделях экономических и социально-экономических явлений и процессов. При построении, изучении и применении экономико-математических моделей принятия решений используются различные математические методы. Экономико-математические методы можно разделить на несколько групп: методы оптимизации; методы, учитывающие неопределенность, прежде всего вероятностно-статистические; методы построения и анализа имитационных моделей; методы анализа конфликтных ситуаций (теории игр).Во всех этих группах можно выделить статическую и динамическую постановки. При наличии фактора времени используют дифференциальные уравнения и разностные методы.
Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий: выработку и постановку цели; изучение проблемы на основе получаемой информации; выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; конкретизацию решения для его исполнителей.
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.