Гарантии качества через разработку новой продукции
В конце 50-х годов Япония начала основывать гарантии качества с переносом акцентов на стадию разработки новых видов продукции. На каждой стадии, начиная от планирования новой продукции до послепродажного обслуживания, проводился тщательный анализ и качество было гарантировано. Эти шаги включали в себя планирование новой продукции, проектирование, опытное производство, испытания, получение комплектующих, закупки, подготовку производства, разработку технологии для массового производства, опытное массовое производство, производство, маркетинг, послепродажное обслуживание и управление в период перехода от пробного выпуска до серийного производства. Перед началом стадии производства проводился тщательный качественный анализ, включая испытания на надежность в разных условиях. Тем самым гарантии качества и надежности встраивались непосредственно в весь процесс.
Исходя из нашего опыта можно сказать, что «качество должно встраиваться в каждый проект и в каждый процесс».
Сегодня многие японские товары расцениваются как наилучшие в мире. Это стало возможным за счет активного применения программ гарантии качества, которые начинаются с момента, когда продукция еще только разрабатывается.
Я считаю этот подход очень важным по трем причинам:
1. До тех пор, пока гарантии качества должным образом обеспечиваются уже со стадии разработки новой продукции, никакие другие методы гарантирования качества можно не применять.
2. Если компания потерпела неудачу в разработке новой продукции, она может стать банкротом. Разработка новой продукции должна иметь наиболее важное значение для компании.
3. Если гарантии качества реализуется, начиная со стадии разработки новой продукции, все подразделения компании могут реализовать управление качеством и обеспечить гарантии качества. К ним относятся исследовательские подразделения, отделы планирования, проектирования, промышленных испытаний, подразделения закупок, комплектации, обеспечения производства, производства, контроля, маркетинга и послепродажного обслуживания. УК, освоенное только теоретически, практически бесполезно. Теория и практика должны идти рука в руку, начиная с самых первых шагов разработки новой продукции. Как говорят китайцы: «Чтобы познать реальность нужно искать и воздействовать на нее».
С этой точки зрения, как только меня просили помочь с внедрением в компании программы TQC, я выбирал для изучения один из проектов компании по созданию новой продукции и он содержал в себе слепок всех существующих проблем. Два десятилетия или около этого такой подход приводил к успеху.
При этом подходе особенно важным становится всеобщее участие в УК и в обеспечении гарантий качества. Начиная с тех, кто занят исследованиями и планированием, и кончая теми, кто отвечает за продажу и послепродажный сервис. Каждый сотрудник и каждое подразделение в компании должно принимать участие в этой работе.
Метод гарантии качества через разработку новой продукции оказался успешным. В конечном счете он вел к принятию TQC, которое стало эффективным инструментом для исправления тех искажений, которые могли существовать в японском обществе. Возникла потребность создания связующей нити в японском обществе, и эту миссию взяло на себя TQC.
Перед тем, как мы двинемся дальше, я должен добавить, что в моих рассуждениях об УК я не отрицал важность контроля. Он должен проводиться четко. Однако, вне зависимости от того, насколько тщательно компания контролирует свою продукцию, часть контрольных действий всегда будет ошибочной и часть дефектной продукции все равно может попасть к потребителю. Нерационально связываться с контролем. Именно это является причиной переноса акцентов на процесс управления. Я не хочу сказать, что при существующем уровне производства необходимость в контроле отпала. Более того, в последнее время произошла переоценка важности контроля. Это связано с тем, что стали придавать большое значение вопросам ответственности за продукцию, в которых для доказательств отсутствия такой ответственности требуется целая совокупность прямых данных.
В общем случае, пока процесс допускает появление дефектов и контроль возможен - все изделия должны быть проверены перед тем, как их поставляют потребителю. Конечно, при этом организация даже 100% контроля не означает полного обеспечения гарантий качества.
Аналогично этому, вне зависимости от того, насколько успешным является обеспечение гарантий качества при освоении новой продукции, компания должна продолжать твердо проводить УК.