Тема 5. Спрос на микрорынках

План семинарского занятия:

1. Понятие спроса. Общая функция спроса.

2. Функция спроса от цены данного товара.

3. Неценовые факторы спроса.

4. Закон спроса.

5. Эффекты потребительского спроса. Изменение объёма спроса и изменение спроса.

6. Исключения из закона спроса.

7. Эластичность спроса по цене.

8. Точечная и дуговая, прямая и перекрёстная эластичность.

9. Эластичность спроса по доходу.

Задачи:

1. Проанализируйте графическое изображение кривой спроса (рис.1) и перечислите факторы, влияющие на ее смещение:

Тема 5. Спрос на микрорынках - student2.ru

Рис. 1. Кривая спроса.

Какие факторы вызывают левостороннее смещение кривой D1, какие правостороннее?

2. В результате повышения цены товара с 5 руб. до 6 руб. объем спроса сократился с 9 млн. шт. до 7 млн. шт. в год. Общий уровень цен не изменился. Определите коэффициент эластичности спроса по цене.

3. Предположим, что мы имеем следующие сведения о предпочтениях покупателей на рынке яблок (табл. 2). На основании данных таблицы построить кривую спроса на яблоки.

Таблица 2

Предпочтения покупателей на рынке яблок

1 Цена яблок, р, руб. за кг.
2 Спрос на яблоки, Qd, кг. 0,25 0,5 1,5

4. На основании данных таблицы 3, проанализируйте сезонные изменения спроса населения на прохладительные напитки.

Таблица 3

Сезонное изменение спроса на лимонад

1 Цена, р, руб. за 1 литр
2 Спрос осенью, Q1, л 2,5 1,5 0,5
3 Спрос в жару, Q2, л

5. Постройте график спроса на мороженое по данным таблицы 4.

Таблица 4

Величина спроса на мороженое

Цена за порцию, руб. Величина спроса, тыс. порций
1 2

Покажите на графике, как изменится спрос на мороженое:

а) при повышении цены с 20 руб. до 40 руб. за порцию;

б) с наступлением зимних холодов.

6. Покупатели готовы купить пылесос по цене в рублях не выше указанной в таблице 5. Построить шкалу рыночного спроса по этим данным.

Таблица 5

Цены на пылесосы

1 Покупатель А Б В Г
2 Цена, руб.

7. Оценка спроса тремя покупателями А, Б, С выражается следующими дискретными шкалами (таблица 6).

Таблица 6

Величина спроса на товар, шт.

Покупатель Цена единицы товара, руб.
1 2 3 4 5 6 7
А
Б
С

Построить шкалу суммарного (рыночного) спроса, считая, что в интервалах между указанными ценами величина спроса не определена.

8. Определите, о какой категории товара идет речь, если известно, что при среднем доходе покупателя 20 тыс. руб. в месяц объем индивидуального спроса на данный товар составляет 5 ед., а при доходе 25 тыс. руб. объем индивидуального спроса не меняется.

9. Определить точечную эластичность спроса, если при снижении цены на 10% выручка увеличилась на 8%.

10. Определить точечную эластичность спроса на товар, если уменьшение цены на 5% привело к снижению выручки на 2%.

11. Оценка спроса тремя покупателями А, Б, С выражается следующими шкалами (таблица 7).

Таблица 7

Величина спроса на товар, шт.

Покупатель Цена единицы товара, руб.
1 2 3 4 5 6 7
А
Б
С

Постройте шкалу рыночного спроса. Определите эластичность рыночного спроса в интервале цен от 120 до 130 руб.

12. Что можно сказать об эластичности спроса на апельсиновый сок, если цена на него повысилась с 70 до 90 руб., а объем спроса сократился на 50%? Что произошло с общей выручкой при таких изменениях в спросе?

13. Используя данные таблицы 8, рассчитайте коэффициент прямой эластичности спроса по цене на товар А и перекрестной эластичности спроса по цене на товар А с учетом цены товара Б.

Таблица 8

Цены и объем спроса на товары А и Б

  Цена товара А Цена товара Б Объем спроса на товар А
1 2 3 4
Ситуация 1
Ситуация 2

Являются ли товары А и Б взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми?

Ситуационные задания:

1. Какова на Ваш взгляд эластичность спроса по цене (высокая или низкая) на следующие товары:

а. водка в Росси;

б. соль;

в. хлеб;

г. мыло;

д. бриллианты;

е. духи.

2. Спрос на благо неэластичен по цене, если ценовая эластичность спроса:

а. больше 2;

б. больше 1, но меньше 2;

в. меньше 1;

г. меньше 0.

3. Перекрестная эластичность спроса характеризует влияние изменения:

а. цены одного товара на изменение цены другого товара;

б. величины спроса на один товар на изменение цены другого товара;

в. цены одного товара на изменение предложение другого товара;

г. величины спроса на один товар на изменение спроса на другое благо.

4. Если спрос на лимонад эластичен по цене, то уменьшение цены на него приведет:

а. к росту расходов населения на предметы роскоши;

б. к снижению расходов населения на лимонад;

в. к повышению спроса на лимонад;

г. к снижению спроса на лимонад.

5. В законе спроса проявляется:

а. зависимость между спросом и предложением;

б. прямая зависимость между спросом и ценой;

в. обратная зависимость между спросом и ценой

6. «Объем» спроса выражается в:

а. движении по кривой спроса;

б. движении самой кривой спроса.

7. Спрос неэластичен по цене, если:

а. реакция спроса на изменение цены мала;

б. реакция спроса на изменение цены высока;

в. реакция спроса на изменение цены нейтральна.

8. Факторы, смещающие кривую спроса, – это:

а. налоги на субсидии;

б. цены на товары-заменители;

в. число покупателей;

г. вкусы и доходы потребителей.

9. Что относится к эффекту дохода, а что – к эффекту замещения:

а. рост спроса на велосипеды в результате их удешевления;

б. рост спроса на самокаты в результате удорожания велосипедов;

в. рост спроса на самокаты в результате удешевления велосипедов;

г. рост спроса на велосипеды в результате повышения доходов населения.

10. Определите, какие факторы повлияют на сам спрос, а какие изменят только величину спроса на костюмы:

а. повышение цены на ткань;

б. изменение моды;

в. рост дохода покупателей;

г. снижение цены костюмов.

11. Увеличение спроса выражается:

а. сдвигом кривой спроса вправо;

б. влево;

в. по часовой стрелке;

г. против часовой стрелки.

12. Закон спроса выражает:

а. обратную зависимость между ценой и количеством продаваемого товара;

б. прямую зависимость между ценой и количеством продаваемого товара;

в. обратную зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара;

г. прямую зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара.

13. Сокращение спроса выражается:

а. сдвигом кривой спроса вверх и вправо;

б. вниз и влево;

в. по часовой стрелке;

г. против часовой стрелки.

14. Если коэффициент эластичности спроса по доходу больше 0, но меньше 1, то этот товар:

а. является предметом роскоши;

б. является предметом первой необходимости;

в. является низкокачественным товаром;

г. все ответы верны.

Задание:напишите реферат на выбранную тему (практическое значение теории эластичности; эластичность спроса и конкуренция производителей).

Наши рекомендации