Тема 5. Спрос на микрорынках
План семинарского занятия:
1. Понятие спроса. Общая функция спроса.
2. Функция спроса от цены данного товара.
3. Неценовые факторы спроса.
4. Закон спроса.
5. Эффекты потребительского спроса. Изменение объёма спроса и изменение спроса.
6. Исключения из закона спроса.
7. Эластичность спроса по цене.
8. Точечная и дуговая, прямая и перекрёстная эластичность.
9. Эластичность спроса по доходу.
Задачи:
1. Проанализируйте графическое изображение кривой спроса (рис.1) и перечислите факторы, влияющие на ее смещение:
Рис. 1. Кривая спроса.
Какие факторы вызывают левостороннее смещение кривой D1, какие правостороннее?
2. В результате повышения цены товара с 5 руб. до 6 руб. объем спроса сократился с 9 млн. шт. до 7 млн. шт. в год. Общий уровень цен не изменился. Определите коэффициент эластичности спроса по цене.
3. Предположим, что мы имеем следующие сведения о предпочтениях покупателей на рынке яблок (табл. 2). На основании данных таблицы построить кривую спроса на яблоки.
Таблица 2
Предпочтения покупателей на рынке яблок
1 | Цена яблок, р, руб. за кг. | |||||
2 | Спрос на яблоки, Qd, кг. | 0,25 | 0,5 | 1,5 |
4. На основании данных таблицы 3, проанализируйте сезонные изменения спроса населения на прохладительные напитки.
Таблица 3
Сезонное изменение спроса на лимонад
1 | Цена, р, руб. за 1 литр | ||||
2 | Спрос осенью, Q1, л | 2,5 | 1,5 | 0,5 | |
3 | Спрос в жару, Q2, л |
5. Постройте график спроса на мороженое по данным таблицы 4.
Таблица 4
Величина спроса на мороженое
Цена за порцию, руб. | Величина спроса, тыс. порций |
1 | 2 |
Покажите на графике, как изменится спрос на мороженое:
а) при повышении цены с 20 руб. до 40 руб. за порцию;
б) с наступлением зимних холодов.
6. Покупатели готовы купить пылесос по цене в рублях не выше указанной в таблице 5. Построить шкалу рыночного спроса по этим данным.
Таблица 5
Цены на пылесосы
1 | Покупатель | А | Б | В | Г |
2 | Цена, руб. |
7. Оценка спроса тремя покупателями А, Б, С выражается следующими дискретными шкалами (таблица 6).
Таблица 6
Величина спроса на товар, шт.
Покупатель | Цена единицы товара, руб. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А | ||||||
Б | ||||||
С |
Построить шкалу суммарного (рыночного) спроса, считая, что в интервалах между указанными ценами величина спроса не определена.
8. Определите, о какой категории товара идет речь, если известно, что при среднем доходе покупателя 20 тыс. руб. в месяц объем индивидуального спроса на данный товар составляет 5 ед., а при доходе 25 тыс. руб. объем индивидуального спроса не меняется.
9. Определить точечную эластичность спроса, если при снижении цены на 10% выручка увеличилась на 8%.
10. Определить точечную эластичность спроса на товар, если уменьшение цены на 5% привело к снижению выручки на 2%.
11. Оценка спроса тремя покупателями А, Б, С выражается следующими шкалами (таблица 7).
Таблица 7
Величина спроса на товар, шт.
Покупатель | Цена единицы товара, руб. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
А | ||||||
Б | ||||||
С |
Постройте шкалу рыночного спроса. Определите эластичность рыночного спроса в интервале цен от 120 до 130 руб.
12. Что можно сказать об эластичности спроса на апельсиновый сок, если цена на него повысилась с 70 до 90 руб., а объем спроса сократился на 50%? Что произошло с общей выручкой при таких изменениях в спросе?
13. Используя данные таблицы 8, рассчитайте коэффициент прямой эластичности спроса по цене на товар А и перекрестной эластичности спроса по цене на товар А с учетом цены товара Б.
Таблица 8
Цены и объем спроса на товары А и Б
Цена товара А | Цена товара Б | Объем спроса на товар А | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Ситуация 1 | |||
Ситуация 2 |
Являются ли товары А и Б взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми?
Ситуационные задания:
1. Какова на Ваш взгляд эластичность спроса по цене (высокая или низкая) на следующие товары:
а. водка в Росси;
б. соль;
в. хлеб;
г. мыло;
д. бриллианты;
е. духи.
2. Спрос на благо неэластичен по цене, если ценовая эластичность спроса:
а. больше 2;
б. больше 1, но меньше 2;
в. меньше 1;
г. меньше 0.
3. Перекрестная эластичность спроса характеризует влияние изменения:
а. цены одного товара на изменение цены другого товара;
б. величины спроса на один товар на изменение цены другого товара;
в. цены одного товара на изменение предложение другого товара;
г. величины спроса на один товар на изменение спроса на другое благо.
4. Если спрос на лимонад эластичен по цене, то уменьшение цены на него приведет:
а. к росту расходов населения на предметы роскоши;
б. к снижению расходов населения на лимонад;
в. к повышению спроса на лимонад;
г. к снижению спроса на лимонад.
5. В законе спроса проявляется:
а. зависимость между спросом и предложением;
б. прямая зависимость между спросом и ценой;
в. обратная зависимость между спросом и ценой
6. «Объем» спроса выражается в:
а. движении по кривой спроса;
б. движении самой кривой спроса.
7. Спрос неэластичен по цене, если:
а. реакция спроса на изменение цены мала;
б. реакция спроса на изменение цены высока;
в. реакция спроса на изменение цены нейтральна.
8. Факторы, смещающие кривую спроса, – это:
а. налоги на субсидии;
б. цены на товары-заменители;
в. число покупателей;
г. вкусы и доходы потребителей.
9. Что относится к эффекту дохода, а что – к эффекту замещения:
а. рост спроса на велосипеды в результате их удешевления;
б. рост спроса на самокаты в результате удорожания велосипедов;
в. рост спроса на самокаты в результате удешевления велосипедов;
г. рост спроса на велосипеды в результате повышения доходов населения.
10. Определите, какие факторы повлияют на сам спрос, а какие изменят только величину спроса на костюмы:
а. повышение цены на ткань;
б. изменение моды;
в. рост дохода покупателей;
г. снижение цены костюмов.
11. Увеличение спроса выражается:
а. сдвигом кривой спроса вправо;
б. влево;
в. по часовой стрелке;
г. против часовой стрелки.
12. Закон спроса выражает:
а. обратную зависимость между ценой и количеством продаваемого товара;
б. прямую зависимость между ценой и количеством продаваемого товара;
в. обратную зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара;
г. прямую зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара.
13. Сокращение спроса выражается:
а. сдвигом кривой спроса вверх и вправо;
б. вниз и влево;
в. по часовой стрелке;
г. против часовой стрелки.
14. Если коэффициент эластичности спроса по доходу больше 0, но меньше 1, то этот товар:
а. является предметом роскоши;
б. является предметом первой необходимости;
в. является низкокачественным товаром;
г. все ответы верны.
Задание:напишите реферат на выбранную тему (практическое значение теории эластичности; эластичность спроса и конкуренция производителей).