Совокупный спрос АD – aggregate demand – суммарный спрос всех хозяйствующих субъектов страны или спрос на всех рынках страны

Его формируют потребительские расходы домохозяйств (С), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы(G) и чистый экспорт (NX) AD = C + I +G+NX

Таким образом не ценовыми детерминантами совокупного спроса являются 1.изменения в потребительских расходах(благосостояния ожидания задолженность и налоги) 2.изменения в инвестиционных расходах(процентная ставка, ожидания прибыли от инвестиций, налоги с предприятия, технологии, избыточные мощности) 3.изменения в государственных расходах(закупки для армии, чиновников), увеличение гос закупок при условии неизменных налогах и процентных ставок повышает совокупный спрос) 4.изменения в расходах на чистый экспорт: 1. Изменение национального дохода других стран вызывает рост спроса не только на товары произведённые в данной стране но и на импортные товары, что увеличивает экспорт в данную страну 2. Валютные курсы, рост курса отечественной валюты по отношению к другим валютам приводит к уменьшению экспорта и росту импорта

Кривая совокупного спроса

Совокупный спрос АD – aggregate demand – суммарный спрос всех хозяйствующих субъектов страны или спрос на всех рынках страны - student2.ru Совокупный спрос АD – aggregate demand – суммарный спрос всех хозяйствующих субъектов страны или спрос на всех рынках страны - student2.ru Три причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса: - эффект богатства означает что по мере роста цен уменьшает реальная стоимость денежного богатства или финансовых активов общества, поэтому поддерживать прежний уровень потребления при наличии не изменившегося объёма активов невозможно. - эффект процентной ставки – он показывает обратную зависимость между уровнем цен и величиной инвестиций формирующих совокупных спрос. При увеличении уровня цен повышается спрос на деньги это толкает банкиров на увеличение процентной ставки. - эффект импортных закупок – рост цен на товары внутри страны снижает их конкурентоспособность на мировом рынке т.к они становятся дорогими что приводит к снижению показателю чистого экспорта

Важно не путать изменения объёма спроса с движением по кривой спроса. Объём спроса изменяется если при каждом уровне цен покупается меньше или больше товаров. Движение вдоль кривой спроса означает что сама кривая не меняет своего положения. Изменения в объёмах продаж в данном случае происходит из-за изменения объёма предложения

Совокупный спрос АD – aggregate demand – суммарный спрос всех хозяйствующих субъектов страны или спрос на всех рынках страны - student2.ru Совокупное предложение АS можно определить как суммарное предложение хозяйствующих субъектов страны или предложение на всех рынках страны. Кривая совокупного предложения состоит из трёх отрезков отражающих теоретические концепции разных направлений в экономической науке.

1 участок горизонтальный(стабильные цены), 2 вертикальный 3 промежуточный(рост)

Горизонтальный отрезок отражает её кейнсианскую интерпретацию: ситуация равновесия может быть достигнута и при наличии дефицита и при наличии излишков. Увеличение объёма производства и предложения будет происходить за счёт загрузки не использованных до этого мощностей при том же уровне цен. Увеличиваться будут только переменные издержки – это значит что нет никаких оснований для роста цены т.к прибыль не сокращается

Вертикальный отрезок характеризует взгляды представителей неоклассического направления. Он отражает границу максимального производства валового продукта страны при всех занятых ресурсах – потенциальный ввп. Увеличение производства невозможно в данный период времени. На растущий спрос рынок ответит увеличением цен. Не классическую линию совокупного предложения называют долгосрочной прямой совокупного предложения. На промежуточном восходящем отрезке возможно как увеличение объёма производства так и уровня цен. Цены вырастут под влиянием изменения постоянных и переменных издержек. Сдвиг кривой совокупного предложения происходит в основном из-за изменения величины издержек производства которая связана с: колебаниями цен на ресурсы, изменением производительности факторов производства, изменением правовых норм. В целом причины изменений совокупных издержек идентичны причинам изменения в издержках одного производителя. Например увеличение налогов и цен на ресурсы вызовет удорожание товаров. Улучшение технологий, увеличение субсидий, уменьшение налогов и цен на ресурсы приведёт к падению цен. Движение по кривой совокупного предложения инициируется изменением спроса. Когда на рынках страны желание продавцов и покупателей совпадает т.е. раскупаются все произведённые товары то устанавливается макроэкономическое равновесие AD=AS . Графически равновесие иллюстрируется точкой пересечения Е кривых совокупного предложения и совокупного спроса. Т.к. кривая совокупного предложения состоит из трёх отрезков то существует три варианта равновесия на горизонтальном вертикальном и промежуточном отрезке. Совокупный спрос АD – aggregate demand – суммарный спрос всех хозяйствующих субъектов страны или спрос на всех рынках страны - student2.ru .Краткосрочный период в макроэкономике – это период когда изменяются цены на ресурсы не пропорционально общему изменению цен либо вообще не меняются. Соответственно в долгосрочном периоде цены на ресурсы меняются но пропорционально общему изменению цен. Эффект храповика – эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары, Но при уменьшении спроса в течении короткого периода времени нельзя ожидать падения цен.Цены обладают свойством легко повышаться, но с трудом понижаться.

Эффект храповика к смещению горизонтального отрезка кривой совокупного предложения.. Цены не имеют тенденций к быстрому понижение т. К не эластична заработная плата, многие фирмы обладают достаточно монопольной властью чтобы противостоять снижению цен. Если совокупное предложение уменьшается т уменьшается равновесный объём производства и занятости, а цены растут, такая ситуация называется стагфляция

Модель совокупных доходов и расходов. Функции потребления и сбережения, их графики. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений.

Совокупное потребление – сумма потребительских расходов домашних хозяйств в экономике за год или какой-либо другой период времени

Самым важным фактором совокупного потребления является доход. Та часть дохода которая не тратится на потребление является сбережением домашних хозяйств. Таким образом потребление постоянно подвергается воздействием со стороны получаемого дохода и решение о потреблении какой-то доли дохода одновременно является чем решением о сбережении другой его доли

Соотношение между потреблением и доходом описывается функцией потребления С=сУ

С – совокупное потребление, У –совокупный доход, с – предельная склонность к потреблению, которая представляет собой прирост потребления на единицу увеличения дохода

Простейшая формула потребления

С=С Совокупный спрос АD – aggregate demand – суммарный спрос всех хозяйствующих субъектов страны или спрос на всех рынках страны - student2.ru + МРС(У-Т)

С – потребительские расходы, С0 – автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода (жизнь в долг) . МРС – предельная склонность к потребление – это отношение между изменением объёмом потребления и величины располагаемого дохода определяется как предельная склонность к потреблению . МРС=ΔС/ΔDI

У – доход – налоговые отчисления

Средняя склонность к потреблению – доля располагаемого дохода идущая на потребительские товары и услуги

АРС=С/У-Т

Поскольку с ростом доходов средняя склонность к потреблению имеет тенденцию к снижению, то вторая часть дохода (сбережения) имеет тенденцию к абсолютному росту. Функция сбережения имеет вид где S=sУ , S – сбережения, s- предельная склонность к сбережению, s=1-c

S = -С Совокупный спрос АD – aggregate demand – суммарный спрос всех хозяйствующих субъектов страны или спрос на всех рынках страны - student2.ru + МРS(У-Т)

Где S – величина сбережений, МРS – предельная склонность к сбережению … -СО – автономное потребление.. У-доход.. Т- налоговые отчисления.. МРS – предельная склонность к сбережению – это отношение изменения объёма сбережения и величины располагаемого дохода… МРS=ΔS/ΔDI

Величины C+S=1 всегда дают единицу

Инвестиционные расходы. Кроме домашних хозяйств на рынке присутствуют фирмы которые осуществляют инвестиционные расходы и приобретают инвестиционный товар. Принято выделять: производственные инвестиции (покупка машин, оборудования, станков), инвестиции в товарно-материальные запасы(запасы не проданной продукции), инвестиции в жилищное строительство .. Отличие инвестиционного товара от потребительского:

Он используется(инвестиционный) длительное время с целью осуществления деятельности приносящей доход в будущем, но не используется с целью удовлетворения потребности в настоящем. Величина инвестиций каждой отдельной фирмы зависит от реальной ставки процента и ожидаемой нормы прибыли от инвестиций .. Реальная ставка процента – это скорректированная на темп инфляции номинальная ставка .. Ожидаемая норма прибыли- вознаграждение которое фирмам предполагает получить за использование купленного инвестиционного товара. До тех пор пока ожидаемая норма прибыли будет больше реальной ставки процента покупка инвестиционного товара будет оправдана.. Если фирма вкладывает в покупку свои а не заёмные средства то ставка процента интересует её для соизмерения доходов отдачи собственных денег в долг с доходами от их инвестирования

Основным побудительным мотивом осуществления расходов на инвестиции является прибыль, однако на динамику инвестиций оказывает влияние и другие факторы:

-размер дохода и сбережений -ожидаемая норма чистой прибыли -реальная ставка процента -уровень налогообложения -издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования -технологические изменения -наличный основной капитал

Одной из характерной особенностей инвестиций является нестабильность, которая определяется следующими факторами:

А)продолжительность сроков службы основного капитала Б)не регулярностью инноваций В)изменчивой природы экономической прибыли

Г)изменчивостью предпринимательских ожиданий

В современных условиях особое значение приобретает спрос на инвестиции, который на прямую зависит от ожидаемой нормы прибыли. Ожидаемая норма прибыли у фирм различная, а вот ставка процента – одинаковая, поэтому чем ниже ставка процента тем больше фирм будут предъявлять спрос на инвестиции. Инвестиционный спрос таким образом находится в обратной зависимости от реальной ставки процента. Инвестиционные расходы в совокупности с потребительскими определяются объём выпуска. Однако в любой экономике существуют автономные инвестиции, которые зависят только от факторов производства. Они осуществляются как государством так и физическими лицами и обусловлены изменением вкусов потребителей, увеличением количества населения необходимостью внедрения в производство инновационных технологий. К автономным инвестициям относятся: средства на создание гражданских объектов, больниц, строительство дорог, модернизация производства, научные исследования.

Функция автономных инвестиций

I=I₀- dR

Где I инвестиционные расходы, I₀ автономные инвестиции , определяется внешними экономическими факторами(запасы полезных ископаемых), R – реальная ставка, d -эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента

С ростом совокупного дохода автономные инвестиции дополняются индуцированными, величина которых возрастает по мере роста ВВП. Положительная зависимость инвестиций от дохода может быть представлена в виде функции. I=I₀- dR+МРI *Y

MPI – предельная склонность к инвестированию. MPI =ΔI/ΔY

Величина мультипликатора: ΔY/ΔI=1/(1-c). Мультипликатор показывает насколько увеличится национальный доход за счёт роста инвестиций на единицу. Эффект мультипликации проявляется только при неполной занятости . В реальной жизни возникают когда сбережения и инвестиции не совпадают, если сбережения меньше ивестиций то возникает ситуации инфляционного разрыва

Инвестиционные расходы

Кроме домашних хозяйств на рынке присутствуют фирмы которые осуществляют инвестиционные расходы и приобретают инвестиционный товар. Принято выделять: производственные инвестиции (покупка машин, оборудования, станков), инвестиции в товарно-материальные запасы(запасы не проданной продукции), инвестиции в жилищное строительство

Отличие инвестиционного товара от потребительского:

Он используется(инвестиционный) длительное время с целью осуществления деятельности приносящей доход в будущем, но не используется с целью удовлетворения потребности в настоящем

Величина инвестиций каждой отдельной фирмы зависит от реальной ставки процента и ожидаемой нормы прибыли от инвестиций

Реальная ставка процента – это скорректированная на темп инфляции номинальная ставка

Ожидаемая норма прибыли- вознаграждение которое фирмам предполагает получить за использование купленного инвестиционного товара. До тех пор пока ожидаемая норма прибыли будет больше реальной ставки процента покупка инвестиционного товара будет оправдана

Если фирма вкладывает в покупку свои а не заёмные средства то ставка процента интересует её для соизмерения доходов отдачи собственных денег в долг с доходами от их инвестирования

Основным побудительным мотивом осуществления расходов на инвестиции является прибыль, однако на динамику инвестиций оказывает влияние и другие факторы:

-размер дохода и сбережений

-ожидаемая норма чистой прибыли

-реальная ставка процента

-уровень налогообложения

-издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования

-технологические изменения

-наличный основной капитал

Одной из характерной особенностей инвестиций является нестабильность, которая определяется следующими факторами:

А)продолжительность сроков службы основного капитала

Б)не регулярностью инноваций

В)изменчивой природы экономической прибыли

Г)изменчивостью предпринимательских ожиданий

В современных условиях особое значение приобретает спрос на инвестиции, который на прямую зависит от ожидаемой нормы прибыли. Ожидаемая норма прибыли у фирм различная, а вот ставка процента – одинаковая, поэтому чем ниже ставка процента тем больше фирм будут предъявлять спрос на инвестиции

Инвестиционный спрос таким образом находится в обратной зависимости от реальной ставки процента. Инвестиционные расходы в совокупности с потребительскими определяются объём выпуска. Однако в любой экономике существуют автономные инвестиции, которые зависят только от факторов производства. Они осуществляются как государством так и физическими лицами и обусловлены изменением вкусов потребителей, увеличением количества населения необходимостью внедрения в производство инновационных технологий. К автономным инвестициям относятся: средства на создание гражданских объектов, больниц, строительство дорог, модернизация производства, научные исследования

Функция автономных инвестиций

I=I₀- dR

Где I инвестиционные расходы, I₀ автономные инвестиции , определяется внешними экономическими факторами(запасы полезных ископаемых), R – реальная ставка, d -эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента

С ростом совокупного дохода автономные инвестиции дополняются индуцированными, величина которых возрастает по мере роста ВВП. Положительная зависимость инвестиций от дохода может быть представлена в виде функции

I=I₀- dR+МРI *Y

MPI – предельная склонность к инвестированию

MPI =ΔI/ΔY

Величина мультипликатора: ΔY/ΔI=1/(1-c)

Мультипликатор показывает насколько увеличится национальный доход за счёт роста инвестиций на единицу.

Эффект мультипликации проявляется только при неполной занятости

В реальной жизни возникают когда сбережения и инвестиции не совпадают, если сбережения меньше ивестиций то возникает ситуации инфляционного разрыва

Наши рекомендации