Чистый спрос и валовой спрос

Как и ранее, ограничимся двухтоварной моделью. Теперь мы предполагаем, что в исходном пункте у потребителя имеется начальный запас двух товаров, который обозначим через (w1, w2). Он показывает, сколько товаров имеется у потребителя до вступления на рынок. Представьте себе фермера, отправляющегося на рынок с w1 единицами моркови и w2 единицами картофеля. Фермер изучает рыночные цены и решает, сколько указанных товаров он хочет купить и продать.

Проведем разграничение между валовым спросом потребителя и егочистым спросом. Валовой спрос на товар есть то количество товара, которое потребитель в итоге фактически потребит: он показывает, сколько каждого товара потребитель принесет домой с рынка. Чистый спрос на товар есть разность между тем, что потребитель потребит в итоге (валовой спрос), и начальным товарным запасом. Чистый спрос на товар — это просто купленное или проданное количество товара.

Если обозначить валовой спрос на товары через (x1, x2), то чистый спрос на них будет равен (x1 — w1, x2 — w2). Обратите внимание, что в то время, как величина валового спроса обычно положительна, величина чистого спроса может быть и положительной, и отрицательной. Если величина чистого спроса на товар 1 отрицательна, это означает, что потребитель хочет потребить меньше товара 1, чем имеет; иными словами, он хочет предложить товар 1 рынку. Отрицательная величина чистого спроса — это просто величина предложения.

Для целей экономического анализа большее значение имеет валовой спрос, поскольку именно он в конечном счете интересует потребителя. Но чистый спрос есть то, что реально демонстрируется рынком, и поэтому он ближе к тому, что понимает под спросом и предложением неспециалист.

Бюджетное ограничение

В первую очередь нам надо рассмотреть то, какой вид принимает теперь бюджетное ограничение. Что ограничивает конечное потребление потребителя? Стоимость товарного набора, который он приносит домой, должна быть равна стоимости товарного набора, с которым он пришел на рынок. Или, алгебраически:

p1x1 + p2x2 = p1w1 + p2w2.

Мы могли бы выразить уравнение данной бюджетной линии и через валовой и чистый спрос, представив его в виде

p1(x1 — w1) + p2(x2 — w2) = 0.

Если величина (x1 — w1) положительна, мы говорим, что данный потребитель является чистым покупателем или чистым потребителем товара 1; если она отрицательна, мы говорим, что он является чистым продавцом или чистым поставщиком товара 1. Таким образом, в приведенном выше уравнении утверждается, что стоимость того, что потребитель покупает, должна быть равна стоимости того, что он продает, и это представляется вполне разумным.

Мы могли бы также представить бюджетную линию с учетом начального запаса и в виде, сходном с описанным нами ранее. Теперь для этого потребуются два уравнения:

p1x1 + p2x2 = m

m = p1w1 + p2w2.

При заданных ценах стоимость запаса и, следовательно, денежный доход потребителя также оказываются заданными.

Каков графический вид данной бюджетной линии? Задавая цены, мы тем самым задаем денежный доход и получаем точно такое же уравнение бюджетной линии, как и раньше. Следовательно, наклон бюджетной линии, как и прежде, должен быть задан отношением —p1/p2, поэтому единственной проблемой является определение местоположения линии.

Местоположение линии можно определить, воспользовавшись следующим простым наблюдением: набор начального запаса всегда находится на бюджетной линии. Иными словами, одно из значений (x1, x2), удовлетворяющих уравнению бюджетной линии, есть x1 = w1 и x2 = w2. Набор начального запаса всегда доступен потребителю, поскольку сумма, которую он может израсходовать, в точности равна стоимости запаса.

Сведение этих фактов воедино показывает, что бюджетная линия имеет наклон —p1/p2 и проходит через точку начального запаса. Это изображено на рис.9.1.

чистый спрос и валовой спрос - student2.ru

Рис. 9.1 Бюджетная линия. Бюджетная линия проходит через точку начального запаса и имеет наклон —p1/p2.  

Если задано такое бюджетное ограничение, потребитель, как и прежде, может выбрать оптимальный потребительский набор. На рис.9.1 показан пример оптимального потребительского набора — набор ( чистый спрос и валовой спрос - student2.ru , чистый спрос и валовой спрос - student2.ru ). Как и раньше, он удовлетворяет условию оптимальности, состоящему в том, что предельная норма замещения равна отношению цен.

В данном конкретном случае чистый спрос и валовой спрос - student2.ru >w1, а чистый спрос и валовой спрос - student2.ru <w2, так что потребитель является чистым покупателем товара 1 и чистым продавцом товара 2. Чистый спрос — это просто чистая величина покупки или продажи двух товаров. Вообще говоря, потребитель решает, быть ему покупателем или продавцом, в зависимости от относительных цен двух товаров.

Изменение начального запаса

В рамках проведенного нами ранее анализа потребительского выбора мы изучали, каким образом меняется оптимальное потребление с изменением денежного дохода при неизменных ценах. Подобный же анализ можно провести и здесь, задав вопрос, как меняется оптимальное потребление с изменением начального запаса при неизменных ценах.

Предположим, например, что начальный запас изменяется с (w1, w2) до некоторой другой величины ( чистый спрос и валовой спрос - student2.ru , чистый спрос и валовой спрос - student2.ru ), так что

p1w1 + p2w2>p1 чистый спрос и валовой спрос - student2.ru + p2 чистый спрос и валовой спрос - student2.ru .

Данное неравенство означает, что новый начальный запас ( чистый спрос и валовой спрос - student2.ru , чистый спрос и валовой спрос - student2.ru ) стоит меньше старого — денежный доход, который потребитель мог бы получить, продав запас, меньше.

Это графически показано на рис.9.2: бюджетная линия сдвигается внутрь. Поскольку то же самое происходит при сокращении денежного дохода, отсюда можно сделать те же два вывода, что сделали мы при исследовании случая сокращения денежного дохода. Во-первых, при начальном запасе ( чистый спрос и валовой спрос - student2.ru , чистый спрос и валовой спрос - student2.ru ) благосостояние потребителя определенно ниже, чем при старом начальном запасе, поскольку возможности его потребления сократились. Во-вторых, характер изменения спроса потребителя на каждый товар будет зависеть от того, является ли этот товар нормальным товаром или товаром низшей категории.

Например, если товар 1 — нормальный товар и начальный запас потребителя изменяется таким образом, что его стоимость сокращается, можно заключить, что спрос потребителя на товар 1 будет уменьшаться.

Случай возрастания стоимости начального запаса представлен на рис.9.2B. Следуя логике приведенной выше аргументации, мы можем заключить, что если происходит параллельный сдвиг бюджетной линии наружу, благосостояние потребителя должно возрасти. На языке алгебры, если начальный запас изменяется с (w1, w2) до ( чистый спрос и валовой спрос - student2.ru , чистый спрос и валовой спрос - student2.ru ) и p1w1 + p2w2<p1 чистый спрос и валовой спрос - student2.ru + p2 чистый спрос и валовой спрос - student2.ru , то новое бюджетное множество потребителя должно содержать в себе его старое бюджетное множество. Этим в свою очередь подразумевается, что оптимальный выбор потребителя при новом бюджетном множестве должен предпочитаться его оптимальному выбору при старом начальном запасе.

чистый спрос и валовой спрос - student2.ru

A Уменьшение стоимости начального запаса B Увеличение стоимости начального запаса
Рис. 9.2 Изменения в стоимости начального запаса. В случае A стоимость начального запаса уменьшается, в случае B растет.  

Над этим моментом стоит немного поразмыслить. В гл. 7 мы утверждали, что сам факт более высокой стоимости одного набора по сравнению с другим еще не означает, что данный набор будет предпочтен другому. Это, однако, справедливо лишь для набора, который должен потребляться. Если же потребитель может продать товарный набор на конкурентном рынке по постоянным ценам, он всегда предпочтет набор большей стоимости набору меньшей стоимости просто потому, что набор большей стоимости принесет ему больше дохода и поэтому больше возможностей потребления. Следовательно, начальный запас, имеющий более высокую стоимость, будет всегда предпочитаться начальному запасу с более низкой стоимостью. Как мы далее увидим, из данного простого наблюдения вытекает ряд важных следствий.

Рассмотрим еще один случай: что произойдет, если p1w1 + p2w2 = p1 чистый спрос и валовой спрос - student2.ru + p2 чистый спрос и валовой спрос - student2.ru ? В этом случае бюджетное множество совершенно не изменяется: благосостояние потребителя одинаково и при (w1, w2), и при ( чистый спрос и валовой спрос - student2.ru , чистый спрос и валовой спрос - student2.ru ), и оптимальный выбор потребителя должен быть тем же самым. Начальный запас лишь переместился вдоль исходной бюджетной линии.

Изменения цен

Ранее, когда мы изучали изменения спроса при изменениях цены, мы принимали гипотезу о том, что денежный доход потребителя остается постоянным. Теперь, когда денежный доход определяется стоимостью начального запаса, такая гипотеза выглядит неразумной: если стоимость товара, который вы продаете, изменяется, ваш денежный доход безусловно изменится. Следовательно, в случае наделенности потребителя начальным запасом изменение цен автоматически подразумевает изменение дохода.

Порассуждаем вначале на эту тему с позиций геометрии. Нам известно, что при снижении цены товара 1 бюджетная линия становится более пологой. Поскольку набор начального запаса всегда доступен, это означает, что бюджетная линия должна повернуться вокруг точки начального запаса, как показано на рис.9.3.

В этом случае потребитель первоначально выступает продавцом товара 1 и остается им даже после снижения цены. Что можно сказать о благосостоянии этого потребителя? В представленном графически случае потребитель после изменения цены оказывается на более низкой кривой безразличия, чем раньше, но всегда ли это будет так? Ответ дает нам применение принципа выявленных предпочтений.

чистый спрос и валовой спрос - student2.ru

  Уменьшение цены товара 1. Понижение цены товара 1 вызывает поворот бюджетной линии вокруг точки начального запаса. Если потребитель остается продавцом, его благосостояние должно понизиться. Рис. 9.3

Если потребитель остается продавцом, его новый потребительский набор должен лежать на жирной части новой бюджетной линии. Но эта часть новой бюджетной линии находится внутри исходного бюджетного множества: до изменения цены потребитель мог выбрать любой из этих наборов. Следовательно, согласно принципу выявленных предпочтений все эти наборы хуже исходного потребительского набора. Поэтому можно сделать вывод, что если цена товара, продаваемого потребителем, снижается, а потребитель решает остаться продавцом, благосостояние данного потребителя должно понизиться.

Что если цена продаваемого потребителем товара снижается и потребитель решает стать покупателем этого товара? В этом случае благосостояние потребителя может и повыситься, и понизиться — сказать наверняка невозможно.

Обратимся теперь к случаю, когда потребитель выступает чистым покупателем товара. В этом случае все происходит как раз наоборот: если потребитель является чистым покупателем товара, цена этого товара возрастает, а потребитель решает остаться покупателем, то его благосостояние определенно ухудшится. Но если рост цены побудит потребителя стать продавцом, может произойти и то, и другое — его благосостояние может и повыситься, и понизиться. Данные утверждения следуют из простого применения принципа выявленных предпочтений подобно тому, как это было сделано в случаях, описанных выше, но стоит самостоятельно нарисовать соответствующий график, чтобы убедиться, что логика этих рассуждений вам понятна.

Выявленные предпочтения позволяют нам также отметить ряд интересных моментов, касающихся принятия решения о том, оставаться ли при изменении цен покупателем или же стать продавцом. Представим себе, что потребитель, как на рис.9.4, выступает чистым покупателем товара 1, и подумаем, что происходит, если цена товара 1 снижается. В этом случае бюджетная линия, как видно из рис.9.4, становится более пологой.

Как обычно, нам в точности неизвестно, купит ли потребитель больше товара 1 или меньше — это зависит от его вкусов. Однако кое-что мы можем сказать наверняка: потребитель по-прежнему будет чистым покупателем товара 1 — он не сменит этой роли на роль продавца.

Откуда нам это известно? Посмотрим, что произошло бы, если бы потребитель переключился на новую роль. В этом случае его потребительский набор лежал бы где-то на жирной части новой бюджетной линии на рис. 9.4. Но все эти потребительские наборы были доступны ему и при исходной бюджетной линии и он отверг их в пользу набора ( чистый спрос и валовой спрос - student2.ru , чистый спрос и валовой спрос - student2.ru ). Таким образом, набор ( чистый спрос и валовой спрос - student2.ru , чистый спрос и валовой спрос - student2.ru ) должен быть лучше любого из указанных наборов. И при новой бюджетной линии ( чистый спрос и валовой спрос - student2.ru , чистый спрос и валовой спрос - student2.ru ) является доступным потребительским набором. Итак, какой бы набор ни потреблял данный потребитель при новой бюджетной линии, этот набор должен быть лучше, чем ( чистый спрос и валовой спрос - student2.ru , чистый спрос и валовой спрос - student2.ru ), и, следовательно, лучше, чем любые точки на жирной части новой бюджетной линии. Сказанное означает, что потребление x1 данным потребителем должно находиться справа от точки его начального запаса, т.е. что потребитель должен оставаться чистым покупателем товара 1.

чистый спрос и валовой спрос - student2.ru

  Снижение цены товара 1. Если данный индивид выступает покупателем и цена того, что он покупает, снижается, он остается покупателем. Рис. 9.4

Опять-таки наблюдения такого рода в равной степени применимы и к тому лицу, которое является чистым продавцом товара: если цена продаваемого товара растет, потребитель не переключится на роль чистого покупателя. Мы не можем сказать наверняка, будет ли данный потребитель потреблять больше или меньше того товара, который он продает, но мы знаем, что он по-прежнему будет продавать его, если цена растет.

9.5. Кривые "цена—потребление" и кривые спроса

Как вы помните из гл. 6, кривые "цена—потребление" показывают все комбинации обоих товаров, на которые может предъявить спрос данный потребитель, а кривые спроса показывают взаимосвязь между ценой некоего товара и количеством спроса на него. В точности те же построения сохраняют силу и в случае наделенности потребителя начальным запасом обоих товаров.

Рассмотрим, например, рис.9.5, на котором изображены кривая "цена—потребление" и кривая спроса для некоего потребителя. Кривая "цена—потребление" всегда проходит через точку начального запаса, поскольку при какой-то цене начальный запас становится набором спроса; т.е. при каких-то ценах потребитель в оптимуме предпочтет не торговать.

чистый спрос и валовой спрос - student2.ru

A Кривая "цена—потребление" B Кривая спроса

Рис. 9.5 Кривая "цена—потребление" и кривая спроса. Это два способа изображения взаимосвязи между набором спроса и ценами при наличии начального запаса.  

Как мы видели, потребитель может решить быть покупателем товара 1 при одних ценах и продавцом товара 1 — при других. Следовательно, кривая "цена—потребление" будет обычно проходить слева и справа от точки начального запаса.

Кривая спроса, изображенная на рис.9.5, есть кривая валового спроса, она показывает совокупное количество товара 1, которое хотел бы потребить потребитель. Кривая чистого спроса изображена на рис.9.6.

Обратите внимание, что чистый спрос на товар 1 при некоторых ценах обычно бывает отрицательным. Это происходит тогда, когда цена товара 1 становится столь высока, что потребитель предпочтет стать продавцом товара 1. При какой-то цене потребитель переключается на новую роль — из чистого покупателя товара 1 превращается в чистого продавца этого товара.

Кривую предложения принято рисовать в положительном квадранте, хотя на самом деле разумнее было бы считать предложение просто отрицательным спросом. Здесь мы последуем традиции и графически построим кривую чистого предложения нормальным способом, считая предложение величиной положительной, как на рис.9.6.

чистый спрос и валовой спрос - student2.ru

A Чистый спрос B Валовой спрос CЧистое предложение

  Валовой спрос, чистый спрос и чистое предложение. Использование кривых валового и чистого спроса для отображения поведения потребителя в отношении спроса и предложения. Рис. 9.6

Алгебраически чистый спрос на товар 1, d1(p1, p2) есть разность валового спроса x1(p1, p2) и начального запаса товара 1, когда эта разность положительна, т.е. когда потребитель хочет иметь больше данного товара, чем имеет:

d1 (p1, p2) = чистый спрос и валовой спрос - student2.ru x1(p1, p2)-w1 , если данная величина положительна; , если она принимает другие значения.

Кривая чистого предложения есть разность того количества товара 1, которое есть у данного потребителя, и того количества данного товара, которое он хочет иметь, когда эта разность положительна:

s1 (p1, p2) = чистый спрос и валовой спрос - student2.ru w1-x1(p1, p2) , если данная величина положительна; , если она принимает другие значения.

Все, что нам удалось установить в отношении свойств поведения потребителя как покупателя, непосредственно относится и к поведению потребителя как поставщика товаров, потому что предложение есть не что иное как отрицательный спрос. Если кривая валового спроса всегда нисходяща, то и кривая чистого спроса будет нисходящей, а кривая предложения — восходящей. Подумайте о следующем: если вследствие роста цены чистый спрос становится более отрицательным, то чистое предложение станет более положительным.

И снова уравнение Слуцкого

Рассмотренные выше применения принципа выявленных предпочтений удобны, но, в действительности не дают ответа на главный вопрос: как реагирует спрос на товар на изменение его цены? В гл. 8 мы видели, что при сохранении постоянным денежного дохода и в случае нормального товара снижение цены должно вести к увеличению спроса.

Ловушкой служат слова " при сохранении постоянным денежного дохода". Случай, рассматриваемый в настоящем параграфе, с необходимостью предполагает изменение денежного дохода, поскольку при изменении цены непременно произойдет изменение стоимости начального запаса.

В гл. 8 нами было описано уравнение Слуцкого, позволяющее разложить изменение спроса, вызванное изменением цены, на эффект замещения и эффект дохода. Эффект дохода мы связывали с изменением покупательной способности при изменении цен. Но теперь с изменением цены покупательная способность может меняться по двум причинам. Первая — та, которая учтена в формулировке уравнения Слуцкого: когда цена падает, например, вы можете купить столько же товара, сколько потребляли раньше, и при этом у вас еще останутся лишние деньги. Назовем этот эффект обычным эффектом дохода. Второй эффект, однако, является новым. Изменение цены товара вызывает изменение стоимости вашего начального запаса и вследствие этого изменяет ваш денежный доход. Например, если вы — чистый продавец товара, то снижение его цены сократит ваш денежный доход непосредственно, так как при продаже своего начального запаса вы не сможете выручить за него столько же денег, что и раньше. Мы будем иметь те же эффекты, что и прежде, плюс дополнительный эффект дохода, вызванный влиянием цен на стоимость набора начального запаса. Назовем его эффектом дохода, связанным с начальным запасом (далее по тексту используется чаще встречающееся в литературе сокращенное название данного эффекта — просто эффект начального запаса — прим. науч. ред.)

В ранее рассмотренной нами форме уравнения Слуцкого сумма денежного дохода принималась неизменной. Теперь нам приходится беспокоиться о том, как изменяется денежный доход с изменением стоимости начального запаса. Таким образом, при расчете общего эффекта изменения цены уравнение Слуцкого примет вид:

общее изменение спроса = изменение спроса вследствие эффекта замещения + изменение спроса вследствие обычного эффекта дохода + изменение спроса вследствие эффекта начального запаса.

Два первых эффекта нам знакомы. Как и раньше, будем обозначать через Dx1 — общее изменение спроса, через D чистый спрос и валовой спрос - student2.ru — изменение спроса, вызванное эффектом замещения, и через D чистый спрос и валовой спрос - student2.ru — изменение спроса, вызванное обычным эффектом дохода. Подставив эти обозначения в приведенное выше "словесное уравнение", получим уравнение Слуцкого в форме отношений изменений:

чистый спрос и валовой спрос - student2.ru = чистый спрос и валовой спрос - student2.ru — x1 чистый спрос и валовой спрос - student2.ru + эффект начального запаса. (9.1)

Как будет выглядеть последний член этого уравнения? Точное выражение для него мы выведем ниже, но вначале разберемся, о чем тут идет речь. С изменением стоимости начального запаса изменится денежный доход, и это изменение денежного дохода вызовет изменение спроса. Следовательно, эффект начального запаса будет состоять из двух членов:

эффект начального запаса = изменение спроса при изменении дохода*

* изменение дохода при изменении цены. (9.2)

Сначала посмотрим на второй эффект. Поскольку доход определяется как

m = p1w1 + p2w2,

получаем

чистый спрос и валовой спрос - student2.ru .

Это говорит нам, как изменяется денежный доход при изменении цены товара 1: если у вас имеется для продажи 10 единиц товара 1 и его цена повышается на 1$, то ваш денежный доход возрастет на 10$.

Первый член уравнения (9.2) есть просто изменение спроса при изменении дохода. Для него уже имеется выражение: это D чистый спрос и валовой спрос - student2.ru /Dm — изменение спроса, деленное на изменение дохода. Таким образом, эффект начального запаса задан выражением

эффект начального запаса = чистый спрос и валовой спрос - student2.ru чистый спрос и валовой спрос - student2.ru = чистый спрос и валовой спрос - student2.ru w1. (9.3)

Подставив уравнение (9.3) в уравнение (9.1), получаем окончательный вид уравнения Слуцкого:

чистый спрос и валовой спрос - student2.ru = чистый спрос и валовой спрос - student2.ru + (w 1 — x1) чистый спрос и валовой спрос - student2.ru .

Это уравнение может быть использовано для ответа на поставленный выше вопрос. Нам известно, что эффект замещения всегда имеет отрицательный знак — противоположный направлению изменения цены. Предположим, что товар нормальный, так что D чистый спрос и валовой спрос - student2.ru /Dm> 0. Тогда знак совокупного эффекта дохода зависит от того, является ли данный индивид чистым покупателем или чистым продавцом рассматриваемого товара. Если данный индивид — чистый покупатель нормального товара и цена этого товара растет, то потребитель, безусловно, купит его меньше. Если потребитель — чистый продавец нормального товара, то знак совокупного эффекта дохода неопределенный: он зависит от величины (положительной) совокупного эффекта дохода, сопоставленной с величиной (отрицательной) эффекта замещения.

Как и раньше, каждое из этих изменений может быть представлено графически, хотя график при этом становится довольно запутанным. Обратимся к рис.9.7, на котором изображено разложение эффекта цены по Слуцкому. Общее изменение спроса на товар 1 показано перемещением из A в C. Оно слагается из трех различных перемещений: эффекта замещения, представленного перемещением из A в B, и двумя эффектами дохода. Обычный эффект дохода, представленный перемещением из B в D, есть изменение спроса при сохранении денежного дохода неизменным, иными словами, — это тот самый эффект дохода, который мы изучали в гл. 8. Но поскольку стоимость начального запаса с изменением цены меняется, теперь имеется дополнительный эффект дохода: из-за изменения стоимости начального запаса меняется денежный доход. Это изменение денежного дохода вызывает сдвиг бюджетной линии назад внутрь, так что она проходит через набор начального запаса. Данный эффект начального запаса представлен изменением спроса при перемещении из D в C.

Наши рекомендации