Лекция 18. Финансовая система и финансовая политика
1 Общее понятие о финансах и финансовой системе.
2Государственный бюджет и его функции в рыночной экономике.
3 Бюджетный дефицит и государственный долг.
4Налоги, их виды и функции.
5 Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты.
Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами.
Финансы – это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств или финансовых институтов через особые фонды и учреждения. Финансовые связи реализуются через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные фонды.
В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определенная и специально предназначенная сумма денежных средств. Финансы хозяйствующих субъектов – это совокупность связей между юридическими лицами (между предприятиями), между юридическими лицами и физическими лицами (населением).
Доходную часть финансов населения образуют доходы семей, расходную – различные виды расходов и сбережения населения. Сбережения образуют как бы отложенный спрос населения. Хранятся они в банках и образуют важный внутренний инвестиционный ресурс.
Государственные финансы формируют сложную структурную часть финансовой системы. Основным звеном финансов государства выступает государственный бюджет доходов и расходов. Используя бюджет, государство оказывает влияние на формирование межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, осуществляет распределение и перераспределение ВВП, экономически обеспечивает выполнение целевых комплексных программ НТП и национальных планов экономического роста. Государственные финансы обеспечивают обороноспособность и защиту.
Совокупность государственных мер по оптимизации развития экономических условий с использованием централизованных денежных ресурсов образует денежную политику государства. В целом финансовая политика призвана осуществлять распределительные и контрольные функции. Контроль доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми, таможенными органами, государственными и частными организациями аудита, которые организуют работу по взиманию налогов и следят за правильным порядком их уплаты.
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет – это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и автономных в бюджетном отношении учреждений и институтов.
В Российской Федерации достаточно сложная бюджетная система, включающая федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты и внебюджетные фонды. Каждый из этих бюджетов исполняется отдельно. В целом же они составляют консолидированный бюджет страны.
В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное строение: государственный и местный бюджет.
В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, РФ) имеются промежуточные звенья: бюджеты штатов, земель, субъектов федерации.
Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительная и контрольная.
Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций.
Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный Банк и другие органы.
К бюджету относятся различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количественному составу они не всегда включаются в состав бюджета, но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам: это пенсионные фонды, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов, субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Так, в рамках федерального бюджета СШа насчитывается более 800 подобных фондов.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфическое общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо она используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга. Состояние государственного бюджета отражается различным соотношением доходной и расходной его частей.
Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами, образует положительное сальдо бюджета, или профицит. Бюджет, в котором расходная и доходная части равны, является сбалансированным.
Состояние бюджета определяется тремя основными факторами:
- долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;
- стадией воспроизводственного цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;
- текущей политикой правительства в области бюджетных расходов и доходов, которая может игнорировать, либо в недостаточной степени учитывать долгосрочные цели социально-экономического развития.
В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.
Таблица 9 - Структура государственного бюджета (рассчитано в среднем по странам с развитой экономикой)
Доходы | % | Расходы | % |
1. Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др. 2. Доходы от государственной собственности, государственных предприятий, торговли и др. 3. Поступления фондов социального страхования, пенсионного и др. 4. Прочие доходы. | 85% 7% 7% 1% | 1. Здравоохранение, образование, пособия, субсидии; 2. Инвестиции, дотации фирмам, расходы на развитие аграрного сектора экономики, осуществление целевых программ; 3. На оборону; 4. На материальное обеспечение внешней политики, займы иностранным государствам; 5. Содержание аппарата государства, милиции, юстиции; 6. Платежи по государственному долгу; 7. Прочие расходы. | 50% 15% 12% 3% 10% 8% 2% |
Дефицит бюджета – категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.
Бюджетный дефицит отражает определённые изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений, однако качество самого дефицита может быть различным:
- дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства;
- дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;
- дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность государства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае – он явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.
Отсюда ясно, что в условиях не депрессивной, а динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное – эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен.
Государственный долг – это неизбежное порождение дефицита государственного бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объема теневой экономики, производственных расходов, потерь, хищений и т.п.
Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств. Внешний долг – это задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств и при его погашении приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты.
В целом же последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. С появлением долга появляется обязанность его управления. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного кредита, а также по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования (это выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов), либо путем конверсии и консолидации.
Конверсия – это изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности. Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.
Консолидация – это изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительства-заемщика и правительства-кредитора.
Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков
Налоги образуют основную часть доходной части государственных и местных бюджетов. Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства. В современных условиях налоги выполняют 2 основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция – основная. Используя ее, государство формирует денежные фонды. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений. По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги – это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную их часть образуют акцизы. По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и целевые – они используются строго на определенные цели (например, налоги на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.).
В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и др. платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему, в ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов.
Крупномасштабным мероприятием по стимулированию экономической конъюнктуры может служить крупное снижение налоговых ставок в начале 80-х гг. XX в. в США. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов.
Рисунок 37 – Кривая Лаффера
Кривая Лаффера – это зависимость между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок. Согласно рассуждениям Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы капиталозатрат, тормозит НТП, замедляет экономический рост.
При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения V увеличивается. Оптимальный размер ставки R1 обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет. В дальнейшем при повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают. А при 100%-ом налогообложении доход государства равен нулю, т.к. никто не хочет работать, не получая дохода.
Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику инвестиций. На каждом этапе своего развития государство определяет величину ресурсов, необходимых для исполнения доходной части бюджета. И здесь на первый план выступает правильный подход к определению налоговой ставки - неправомерное ее завышение или занижение способно значительно снизить прогнозируемую величину собираемых налогов.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения.
Государственные расходы представляют собой закупки государством товаров и услуг в целях выполнения государственных программ, включая оплату труда государственных служащих.
Трансферты представляют собой адресные целевые выплаты домохозяйствам (гражданам) без предоставления со стороны последних каких-либо товаров или услуг.
По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета, т.к. налоги представляют основные доходы государственного бюджета. Общее правило таково: государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая государственные расходы и (или) снижая налоги в периоды спада, и сдерживает его в периоды подъема, тем самым, сглаживая колебания экономического цикла. Соответственно различается экспансионистская, т.е. стимулирующая, и контрактивная или рестриктивная, т.е. сдерживающая фискальная политика. Особенно широкое распространение получила фискальная политика в качестве инструмента стабилизации во второй половине XX в., когда она получила теоретическое обоснование в рамках кейнсианской экономической доктрины. Различают дискреционную и автоматическую фискальную политику (рисунок 37).
Дискреционная фискальная политика – это политика, которая основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу, инфляцию. Примеры такого вмешательства можно найти в политике любого правительства.
Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры. Наиболее известными встроенным стабилизаторами является прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий. В период подъема вследствие роста доходов налоги начинают взиматься по более высоким ставкам, вследствие чего темп роста располагаемого дохода начинает отставать от темпа роста национального дохода, что сдерживает рост потребительского спроса. Кроме того, в результате роста доходов снижаются затраты государства на социальные пособия, в результате рост совокупного спроса сдерживается. В период спада, наоборот, совокупный спрос стимулируется.
Встроенными стабилизаторами является также изменение реального национального дохода, изменение уровня цен, изменение ставки процента.
Фискальная политика проводится государством и должна отвечать общественным целям:
1) сглаживанию колебаний экономического цикла;
2) повышению темпов экономического роста;
3) достижению высокого уровня занятости;
4) достижению умеренных темпов инфляции.
Рисунок 38 - Виды фискальной политики
Вопросы для самоконтроля
1 Дайте определение финансам. Что представляет собой финансовая система?
2 Что представляет собой государственный бюджет? Из чего складывается доходная часть бюджета? На что расходуются бюджетные деньги?
3 Что такое дефицит государственного бюджета? Каковы его причины и способы сокращения?
4 Что такое налог? Какие виды и функции налогов знаете?
5 Что показывает кривая Лаффера?
6 Дайте определение фискальной политики. Какие виды фискальной политики знаете?
Литература, рекомендуемая для изучения темы
1 Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – Гл. 6.
2 Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2009. - Гл. 22.
3 Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – Гл. 27.
4 Белолипецкий, В.Г. Финансы в современном воспроизводственном процессе / В.Г. Белолипецкий // Вестник Московского университета. Серия 6, «Экономика». – 2008. – №2. – С. 105.
2.3.6 Лекция 19. Кредитно-денежная (монетарная) политика: содержание, инструменты
1 Содержание денежно-кредитной политики.
2 Инструменты денежно-кредитной политики.
3 Связь денежно-кредитной политики с фискальной политикой
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий центрального банка (ЦБ) в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель данной формы регулирования - достижение равновесного и устойчивого развития экономики.
Основными задачами денежно-кредитной политики являются:
1) обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов;
2) выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;
3) воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег.
Особенностью денежно-кредитных методов является то, что с их помощью государство стремится воздействовать преимущественно на совокупное предложение. Наиболее активный элемент при этом – влияние (через кредит) на мотивы, связанные с инвестированием. Для сравнения отметим: наиболее активная сторона финансового регулирования – воздействие (через прямые и косвенные субсидии) преимущественно на потребление благ.
Субъектами данного механизма регулирования выступают центральный банк и коммерческие банки.
В рамках денежно-кредитной политики центральный банк выполняет две основные функции:
- обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой. Данная система – важнейший элемент инфраструктуры рынка.
- воздействие на кредитную деятельность коммерческих банков (в интересах макроэкономической политике).
Согласно принятым в странах с развитой рыночной экономикой законам, деятельность ЦБ должна быть нацелена на выполнение задач экономической политики правительства. В то же время данный кредитный центр может иметь различные статусы относительно правительства. В ряде случаев он полностью подотчетен, иногда имеет небольшую самостоятельность, а порой занимает достаточно независимое положение.
Определенная степень самостоятельности даются центральному банку на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт заданных стран, особый статус дает центральному банку право не быть безропотным исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.
Оперируя в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия. В этом – аналогия с общими принципами действия государства в экономике. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым методом (пример из области финансовой политики – субсидии государства) (рисунок 39).
Прямые методы кредитного регулирования представляют собой действия ЦБ по ограничению динамики кредитования. В некоторых европейских странах ЦБ имеет право вводить пределы по вложению коммерческими банками своих ресурсов в небанковском секторе.
Рисунок 39 – Методы кредитной политики
Косвенные методы включают несколько вариантов.
1 Учетная политика. На основании закона ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которому он выдает кредиты коммерческим банкам. Происходит своего рода регулирование «цены кредита». Получая данные ресурсы, коммерческие банки направляют их далее – другим субъектам экономики (естественно, по еще более высокому проценту).
С помощью ставки процента ЦБ оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капитала. «Дорогой» кредит ограничивает спрос на заемные ресурсы (со стороны предпринимательского сектора). В итоге сокращаются их инвестиции, деловая активность в стране падает.
К такому «охлаждающему» результату правительство стремится во время «перегрева» конъюнктуры (наличия чрезмерно высоких темпов экономического роста). Эта цель государства обусловлена тем, что повышенные темпы роста сопряжены с нарастающим совокупным спросом, а это – по логике – неизбежно ведет к усилению инфляции.
«Дешевый» же кредит создает у частного сектора стремление к инвестициям (через покупку акций, оборудования, строительства новых производственных корпусов и т.д.). Подобая ситуация желательна в тот период, когда экономика находится в стадии спада.
Регулирование с помощью политики учетной ставки имеет определенные границы. Действенность этой операции может снижаться, если активность банков-заказчиков невелика. Это может происходить в тех случаях, когда коммерческие банки имеют солидные резервы и относительно редко обращаются за дополнительными кредитными ресурсами в ЦБ.
Учетная ставка выполняет информационную роль. Меняя ставку, ЦБ дает частному сектору сигнал о желательной активизации или, наоборот, сдерживании деловой энергии. Если частный сектор не реагирует, в дело пускаются более жесткие рычаги, например операции на открытом рынке.
2 Операции на открытом рынке. ЦБ проводит куплю и продажу в большинстве случаев государственных ценных бумаг на открытом рынке, например на бирже. Цель, которая при этом преследуется, - регулирование количества денег, находящихся в обороте в данной стране.
В ходе продажи ценных бумаг коммерческими банками у них изымаются избыточные балансовые резервы. В итоге денежная масса в обращении сокращается. В случае покупки ценных бумаг у коммерческих банков ЦБ оплачивает их стоимость и тем самым вводит в народнохозяйственный оборот дополнительную массу денег.
3 Политика минимальных резервов представляет собой резервирование части активно коммерческих банков в ЦБ. При этом преследуется две цели:
- страховка кредитной системы страны;
- воздействие ЦБ на объем кредитных ресурсов коммерческих банков.
Согласно законодательству, все банки обязаны держать примерно 20№ своих активов в распоряжении ЦБ. Данные средства размещены в форме бессрочных вкладов. Доля, причитающаяся для хранения в ЦБ, называется «нормой резерва». В России данную операцию начали практиковать с 1990 г. В настоящее время норма резерва составляет 15 – 20 %.
Характеризуя данный метод, следует сказать, что по сравнению с другими вариантами регулирования он считается «грубым». В нем меньше выражена рыночная ориентация, например в сравнении с операциями на открытом рынке.
Обобщая, можно сказать, что наибольший эффект в процессе регулирования дает:
а) использования широкого спектра методов;
б) применение их в целесообразной последовательности (от более мягких – к более жестким) в зависимости от реакции коммерческим банков.
4 Добровольные соглашения. Центральный банк стремится порой к заключению деловых соглашений с коммерческими банками. Этот метод позволяет принимать операционные решения быстро и без особого бюрократизма.
Резюмируя обзор денежно-кредитной политики, можно сделать следующие выводы:
а) в процессе своей реализации кредитная политика проявляет целый ряд эффективных сторон, однако имеются и очевидные «пробелы» (Приложение Ж);
б) денежно-кредитные методы воздействия на экономику (равно как и финансовые) имеют двойственную природу: с одной стороны они являются механизмом реализации экономической политики государства, С другой – это самостоятельное направление макроэкономического регулирования.
Сочетание денежно-кредитной политики и фискальной политики используется тогда, когда предложение денег растет для того, чтобы предотвратить возрастание ставки процента.
Центральный Банк печатает деньги для покупки ценных бумаг, а затем правительство покрывает с их помощью свой бюджетный дефицит. Альтернатива между денежной и фискальной политикой как инструментами стабилизационной политики – это сложный вопрос. Важно рассмотреть, как они влияют на рост совокупного спроса. В этом отношении существует отчетливое различие между денежной и фискальной политикой. Денежно-кредитная политика оказывает воздействие при стимулировании процентнозависящих компонентов совокупного спроса, особенно инвестиционных расходов.
Убедительное доказательство этому – быстрый и сильный эффект влияния денежно-кредитной политики на жилищное строительство. Фискальная политика напротив оказывает воздействие через покупку государством товаров и услуг или через изменение налогов и трансфертов (под государственными расходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на прибыль корпораций, отчисления на социальное обеспечение).
В переходных экономиках, в т.ч. и российской, выбор оптимального сочетания курсов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политик затрудняется рядом специфических обстоятельств:
1) отсутствует необходимый опыт макроэкономического регулирования вообще и опыт координации действий правительства и Центрального Банка;
2) объективно сложная проблема укрепления доверия к экономической политике правительства и Центрального Банка;
3) отсутствуют необходимые социальные условия для обеспечения успешного антиинфляционного сдерживания ценой увеличения безработицы.
Например, отсутствие в России развитой инфраструктуры рынка труда, которая позволила бы вытесненным из производства работникам быстро получить новые профессии и новые рабочие места, делая социально рискованным проведение жесткой антиинфляционной политики по методике “шоковой терапии”.
В экономической политике России отрабатывается практика использования обоих инструментов. В процессе реформирования неизбежно усилилась роль денежно кредитных мер, то есть монетарной политики. Причина: без такой ориентации не могла начаться сама реформа. Преобладание финансовых рычагов в регулировании в течение 1985 – 1992 гг. не могло дать старта коренным преобразованиям.
В то же время повышение значимости денежно0кредитных мер не привело к сокращению масштабов функционирования финансового механизма. Отечественная экономика (особенно такие сфера, как ВПК, аграрный и социальный секторы) продолжает существовать в значительной мере лишь за счет бюджетного финансирования.
Вопросы для самоконтроля
1 Назовите цели и объекты монетарной политики.
2 Охарактеризуйте основные инструменты денежно-кредитной политики.
3 Какова специфика взаимодействия финансовой и кредитной политики?
Литература, рекомендуемая для изучения темы
1 Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – Гл. 8,12.
2 Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003 . - Гл. 26.
3 Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2009. - Гл. 20.
4 Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА – М, 2002.
5 Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – Гл. 25.
6 Фетисов, Г. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила / Г. Фетисов // Вопросы экономики. – 2008. - №11. – С. 4-25.
7 Улюкаев, А.В. Макроэкономическая ситуация и задачи денежно-кредитной политики на этапе инвестиционного роста / А.В. Улюкаев // Вестник Московского университета. Серия 6, «Экономика». – 2009. - №1. – С. 14-25.