Конкурентный рынок и рыночная система. Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка. Преимущества и «провалы» рынка.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition). Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Функции конкуренции
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель ( суверенитет потребителя ). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли ( позитивные санкции ). Это стимулирует технический прогресс;
-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка ( негативные санкции ).
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
- технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется ( инновация под давлением конкуренции) ;
- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей )( адаптация под давлением конкуренции ).
Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.
В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование конкуренции;
- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
- ограниченная по времени патентная защита (20 лет ) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
Основные модели рынка
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
1. Большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает, так называемую, совершенную конкуренцию.
2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.
3. Единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).
4. Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.
По Смиту сущность конкурентного поведения производителей составляло "честное"- без сговора - соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов.Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену, является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.
Что такое структура и инфраструктура рынка?
Рынок имеет собственную структуру и в связи с этим он является управляемым, что позволяет достичь поставленных целей. В связи с этим структуру рынка необходимо знать. Имеются также внешние факторы, влияющие на рынок, что означает наличие инфраструктуры. Ее использование предоставляет дополнительные возможности управления. Все это означает что, структура и инфраструктура рынка - есть рычаги управления.
Составляющими рынка являются:
- Идея. Любой рынок начинается с идеи, которая лежит в основе деятельности организации. Она его связующее звеном и задает динамику его развития.
- Элементы рынка, то есть то из чего он собственно и состоит. Это носители идей, которые взаимодействуя, претворяют ее в действительность. Элемент рынка является системой низкого порядка. Система рынка, в зависимости от втянутости в идею, может быть нуждающейся, субпотребляющей, системой потребителем и системой постпотребителем. Системы по качественным подразделяются на типы: макросистемы, микросистемы и моносистемы, которые и образуют многообразие элементов рынка.
- Связи между элементами, посредством которых осуществляются различные процессы. Это скрепляющее рынок звено, без которого существовали бы лишь отдельные хаотичные системы.
- Гомеостатический регулятор. Рынок по сути живая система, так как в его основе лежит идея. Ему характерны различные инстинкты: самосохранения, власти, взаимодействия. Инстинкт самосохранения избавляет его от неоднородных элементов, либо переводит их в однородные. Инстинкт власти влияет на расширение. Инстинкт взаимодействия заставляет элементы рынка максимально взаимодействовать друг с другом и тем самым развивать рынок. При помощи гомеостатического регулятора идея управляет рыночными процессами.
Структура и инфраструктура рынка.
Рынок имеет инфраструктуру, то есть внешние факторы, способные оказывать на него влияние. Большая часть энергии, задающая динамику, генерируется за пределами рынка. Инфраструктура рынка состоит из совокупности различных рейтингов, законодательной базы, индикаторов рынка, системы образования экспертов и многого другого. Размеры рынка зависят от инфраструктуры. Структура и инфраструктура рынка - его неотъемлемая составляющая.
Структура рынка недвижимости.
Под рынком недвижимости понимают совокупность устройств, которые обеспечивают отчуждение права собственности на недвижимость, формирование цен, перераспределение потоков инвестиций.
Структура рынка недвижимости включает в себя объекты недвижимости, то есть жилье (квартиры, частные жилые дома, дома отдыха), коммерческую недвижимость (гостиницы, мотели, магазины, офисные помещения, рестораны), промышленную недвижимость (гаражи, паркинги, заводские помещения), недвижимость социального и культурного назначения (больницы, церкви, школы), земельные участки.
Страховой рынок и его структура.
Страховой рынок представляет собой особую социально-экономическую среду, определенную сферу экономических отношений, в которых объектом купли-продажи является страховая защита. Основу развития страхового рынка составляет необходимость обеспечить бесперебойность воспроизводственного процесса посредством материальной помощи пострадавшим от непредвиденных обстоятельств. Рынок существует для страховой защиты общества страховыми организациями. Рынок возникает в связи с необходимостью удовлетворения страховыми организациями общественной потребности в предоставлении страховых услуг. Структуру страхового рынка можно рассматривать в территориальном и институциональном аспектах. В первом выделяют местный страховой рынок, а также национальный и мировой. Во втором выделяют акционерные, корпоративные, взаимные и государственные страховые компании. Страховой рынок по масштабу спроса и предложения подразделяется на внутренний и внешний.