Структура и инфраструктура рынка. функции рынка

Рынок имеет определенную структуру.

Структура рынка– это внутреннее строение рынка, соотношение его отдельных элементов, удельный вес этих элементов в общем объеме рынка. Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются: экономическое назначение объектов рыночных отношений, географическое положение, характер продаж, степень ограничения конкуренции и др.

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений различают рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, рынок рабочей силы, финансовый рынок. Эти виды рынка подразделяются на различные сегменты или субрынки. Сегмент – это часть рынка, выделенная на основе какого-либо признака.

2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой.

3. По характеру продаж – оптовый и розничный.

4. По степени ограничения конкуренции – рынок совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Эти модели рынка подробно рассматриваются в темах 8-9 в связи с анализом поведения фирмы в условиях совершенной и не совершенной конкуренции. В данной теме дадим им лишь определение.

Совершенная конкуренция — это модель рынка, которая соответствует ряду требований:

• наличие большого числа независимо действую­щих конкурирующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции (менее 1% общих про­даж);

• конкурентные фирмы производят стандартизо­ванную продукцию и, следовательно, отсутствуют осно­вания для неценовой конкуренции, покупателям безраз­лично, продукцию какой фирмы покупать,

• конкурентные фирмы не могут устанавливать ры­ночную цену, они только приспосабливаются к ней, это условие вытекает из первых двух,

• не существует никаких препятствий (законода­тельных, технологических, финансовых и др.) для сво­бодного вхождения новых фирм в отрасль и выхода из нее.

Чистая монополия — это модель рынка, которая характеризуется ря­дом черт:

• фирма является единственным производителем продукта, не имеющего заменителя;

• контролируя общий объем предложения, фирма диктует цену товара;

• вступление новых конкурентов в отрасль заблоки­ровано техническими, экономическими, юридическими моментами.

Монополистическая конкуренция — это модель рынка, которая характеризуется следующими чертами:

• наличие относительно большого числа независи­мо действующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции; в типичном случае раз­мер рыночной доли фирмы составляет от 1 до 10%;

• фирмы производят товар, обладающий исключи­тельными качествами или характеристиками, которые служат основанием для предпочтения их товара товару конкурирующих фирм; это является основой неценовой конкуренции;

• фирмы не считаются с реакцией соперников при выборе цен на свои товары и объемов годовых продаж;

• сравнительная легкость вступления в отрасль спо­собствует появлению конкуренции со стороны новых фирм.

Олигополия — это модель рынка, которая характеризуется следующими чертами:

• наличие наибольшего числа фирм, господствую­щих на рынке однородного или дифференцированного продукта;

• каждая фирма при установлении объемов про­даж, цены, учитывает реакцию своих конкурентов;

• появление новых фирм затруднено или невоз­можно.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, то есть вспомогательных отраслей и организаций.

Инфраструктура рынка- это совокупность учреждений, фирм, обеспечивающих функционирование рыночных отношений. Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынкапредставлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые валютные биржи, банки, страховые компании, фонды и т.д.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т.д. Кроме этого, успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информационных и консультативных служб, учреждений контроля и ревизии.

Сущность рынка находит свое проявление в его функциях – регулирующей, стимулирующей и дифференцирующей.

Наши рекомендации