Производственные отношения - это организационные формы, прежде всего отношения собственности на средства производства
6. Основная проблема экономического развития. Альтернативный выбор в экономике. Кривая производственных возможностей.
Альтернативный выбор — отказ от чего-то, чтобы приобрести что-то еще, — отец альтернативных затрат. Он лежит в самой сердцевине управленческой работы. И он представляет собой что-то вроде парадокса. Чем больше вам сопутствует успех, тем больше альтернативные затраты, с которыми вы сталкиваетесь.
Кривая производственных возможностей (КПВ) - это модель, позволяющая определить экономические затраты на уровне экономики в целом. Предполагается, что экономика производит Производство первого откладывается на графике по оси X, второго - по оси Y. Если бы все имеющиеся в обществе два блага. ресурсы были направлены на производство блага X, то благо Y не выпускалось бы вовсе, и мы имеем точку М, лежащую на оси X. В противоположном случае получаем точку N на оси Y. Соединив эти две крайние точки, получаем КПВ (кривая MN).
Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.
7. Характеристика натурального хозяйства и становление товарного хозяйства. Основные черты товарного хозяйства.
1. НАТУРАЛЬНОЕ И ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
Истории известны два основных рода производства: натуральное и товарное. Они являются прямо противоположными друг другу и различаются по следующим критериям: а) по замкнутости или открытости хозяйства; б) по развитости (или неразвитости) общественного разделения труда; в) по форме общественного продукта; г) по видам экономических связей между производителями и потребителями благ и услуг. Поэтому при организации любого производства должны быть решены прежде всего такие вопросы: 1) для кого (каких потребителей) создавать блага; 2) как организовать труд всех изготовителей полезных вещей; 3) какую общественную форму примут производимые продукты труда; 4) как наладить хозяйственные связи между производством и потреблением. Наиболее просто эти вопросы решаются в натуральном хозяйстве. Натуральное Натуральное производство — такой его род, при производство котором люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. -82- Для системы натурального производства характерны следующие черты, выражающие сущность свойственных ему хозяйственных отношений. Во-первых, натуральное хозяйство - замкнутая система организационно-экономических отношений. Общество, в котором оно господствует, состоит из массы разобщенных и экономически изолированных друг от друга хозяйственных единиц (семей, общин, поместий). Каждая единица опирается на собственные производственные ресурсы и самообеспечивает себя всем необходимым для жизни. Она выполняет все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и завершая окончательной подготовкой их к потреблению. Данная черта организации хозяйства проявляется как тенденция в тех случаях, когда происходит натурализация производства на уровне микроэконом ики — в границах современных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, хозяйственных объединений и регионов, хотя внутри государства может существовать развитое товарное хозяйство. Все такие производственные единицы свертывают свои экономические связи с другими звеньями народного хозяйства и стремятся самостоятельно обеспечить себя всем необходимым. Иногда подобная тенденция охватывает макроэкономику. Отдельные государства проводят хозяйственную политику, известную под названием "автаркия". Под атаркией подразумевается создание замкнутого самодовлеющего хозяйства в рамках одной страны, что сопровождается разрывом традиционных экономических связей с другими странами. Стремление к автаркии проявляется и тогда, когда создаются высокие заградительные таможенные пошлины (денежные сборы с ввозимых и вывозимых товаров), что резко ограничивает ввоз в страну иностранных товаров. Это же имеет место иногда в замкнутых международных организациях, преследующих задачу самообеспечения и отказа от импорта наиболее важных промышленных, сырьевых и продовольственных товаров. Во-вторых, для натурального производства характерен ручной универсальный труд, исключающий его разделение на виды: каждый человек выполняет все основные работы. Материальной его базой служит простейшая техника (мотыга, лопаты, грабли и т.п.) и кустарный инструмент. Естественно, что при таких условиях трудовая деятельность является малопроизводительной, выпуск продукции не может сколько-нибудь значительно возрастать. Так происходит, допустим, на садово-огородном участке, где члены семьи обычно не делят между собой разные виды сельскохозяйственных работ. В-третьих, системе натурального хозяйства свойственны прямые экономические см» между производством и потреблением. Она развивается по формуле: "производство — распределение — потребление". То есть созданная продукция распределяется между всеми участниками производства и — минуя ее обмен — идет в личное и производственное потребление. Такая прямая связь обеспечивает натуральному хозяйству устойчивость. Натуральное хозяйство является исторически первым типом хозяйственной организации общества. Оно возникло в период становления первобытнообщинного строя, когда появились отрасли производства — земледелие и скотоводство. В наиболее чистом виде натуральное хозяйство существовало только у первобытных народов, когда они не знали общественного разделения труда, обмена и частной собственности. Натуральное хозяйство преобладало в экономике, которая основывалась на системе личной (внеэкономической) зависимости. Оно господствовало в рабовладельческих государствах, представлявших собой систему замкнутых, хозяйственно самостоятельных обществ, а также составляло одну из главных черт феодальной экономики. Богатство помещика образовывалось за счет многообразных натуральных повинностей и платежей. Натуральным является и хозяйство феодально зависимого крестьянина. В современных условиях натуральное хозяйство в значительной мере сохранилось в развивающихся странах, где преобладает доин-дустриальная экономика. Причем такое хозяйство сосуществует с товарным и капиталистическим производством в экспортных отраслях, связанных с мировым рынком. Хотя во многих развивающихся государствах началась ломка отсталой структуры народного хозяйства, еще в середине XX века в натуральном и полунатуральном производстве было занято 50-60 % населения. В нашей стране натуральное производство в особенности развито в личном подсобном сельском хозяйстве крестьян и на садсюо-огородных участках городских жителей. Согласно данным бюджетных обследований, в конце 80-х годов в СССР 12 млн. семей имели такие участки. Один участок давал в среднем в год 4,5 ц продукции. Из этого количества 91 % продукции семьи оставляли себе, 4 % отдавали родственникам и знакомым и только 5 % выделялось на продажу. 84- Один из парадоксов сегодняшней России состоит в том, «по после объявления в 1992 г. "движения к рынку" в ряде случаев началось движение в обратном направлении. Так, значительно увеличилось количество садово-огородных участков с натуральным производством (это — средство обеспечить себя остро необходимыми жизненными благами). Другой парадокс состоит в том, что вместо продвижения к рынку, многие регионы страны усилили хозяйственную автаркию, вводя запрет на вывоз продовольствия в иные регионы (так стремились улучшить снабжение продуктами местного населения). Однако натурализация хозяйственных связей имеет и отрицательные последствия — застой в экономике. Товарное хозяйство — такие общие организационно—экономические связи, которые могут обслуживать самые различные социально-экономические системы. Однако при этом объем и значение производства товаров и их обмена совсем не одинаковы. В силу этого товарное хозяйство имеет исторический характер: оно существенно изменялось на протяжении всей истории. Прежде всего важно выявить генезис (происхождение) товарного производства. Одной из причин его появления является общественное разделение труда. Начало здесь было положено крупным общественным разделением труда: первым (обособление в сельском хозяйстве земледелия и животноводства) и вторым (выделение ремесла из сельского хозяйства). Другой причиной является хозяйственное обособление людей для изготовления какого-то продукта. Данное-организацион-но-экономическое отношение органически дополняет общественное разделение труда: человек выбирает какой-то вид работы и превращает его в самостоятельную деятельность. Это, конечно, усиливает его зависимость от других товаровладельцев и порож- -86- дает необходимость обмениваться разнородной продукцией, устанавливать хозяйственные связи через рынок. Хозяйственное обособление людей тесно связано с формами собственности на средства производства. Так, оно является наиболее полным и даже абсолютным, когда товаропроизводитель — частный собственник. В меньшей мере обособление достигается, если какое-то имущество отдается в аренду — временное владение и пользование: тогда на какой-то период устанавливается монополия хозяйствования арендатора. Но одна частная собственность сама по себе не порождает товарно-рыночное хозяйство, как это видно на примере натурального производства при рабовладельческом и феодальном строе. Между тем формы собственности имеют прямое отношение к становлению видов товарного производства. В зависимости от степени развития отношений собственности и организационно-экономических отношений образуются два вида товарного производства. Исторически первым было простое товарное хозяйство крестьян и ремесленников, использующих при изготовлении продуктов свой труд и сравнительно простые орудия. В этом случае из-за низкой выработки работников сфера товарного производства и обращения развита недостаточно и зачастую соседствует с натуральным хозяйством, занимающим главные позиции в экономике. При капитализме появляется развитое товарное хозяйство, при котором наступает конец господству натурального производства, все продукты превращаются в товары. Предметом купли и продажи становится также труд, рабочие руки. На стадии классического капитализма развитое товарное хозяйство приняло всеобщий характер, поскольку все создаваемые полезные блага принимали товарную форму. Но на современной стадии производства под воздействием научно-технической революции, развития социальной инфраструктуры и участия государства в экономике выделился нетоварный сектор. В него вошло производство благ, в продвижении которых в сферу потребления не участвует рынок (это - фундаментальные научные исследования, бесплатные виды образования, основная продукция военно-промышленного комплекса и др.). Как мы увидим в следующем параграфе данной темы, нетоварные вещи и услуги, составляют особый класс благ. Товар.произ-во представл-ет собой такую форму обществен. хоз-ва.при которой продукты в производ.хоз-ых ячейках произво-лись не для собствен. потребления,а для продажи.В связи с этим между произ.-хоз. ячейками осущест-ся торгово-меновое движение продуктами труда,непрерв. обмен твоих продуктов на продукты др. производителей.Обмен продуктами труда осущест. формой отчуждения произво-лями своих продуктов и присвоение чужих прод-ов на основе эквивалентной возмедности при свободе выбора на рынке контрактов партнера. Товар. произ-во началось зарождатся в период разложения первоб.общиной эпохи и рабства и феодализма.Длительное время основой произ-хоз.ячейками товар.прои-во явл. отдельные семья ремеслеников.Такое товар.произ-во-простое прои-во ,основаное на личном труде и примитивном орудии труда.Оно на протяжении веков сосущество-ло с натураль-м хоз-ом,занимавшее господствующее положение. На основе простого товарн. произ-ва развилось капиталистичес.товар.прои-во ,которое основывалось на машию-фабрич.технологич. способе произ-ва и наемном труде.Оно осущест. в крупных хоз.ячейках,явл. юридическ.лицами.Капит.товар.произ-во вытесняло собой натур.хоз-во и явл. господстующ.формой обществен.произ-ва. |
8. Товар и его свойства. Двойственный характер труда, создающий товар. Закон стоимости.
1. Товар и его свойства
В натуральном хозяйстве производились вещи, блага. Благо – это вещь или услуга, которая удовлетворяет тем или иным человеческим потребностям. Благо может выступать в форме товара, который производится только при товарном производстве. Товар отличается от блага тем, что он удовлетворяет потребность человека посредством обмена, т.е. через акт купли-продажи.
В литературе блага часто делят на экономические и неэкономические. Экономическими признаются блага, существующие в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют.
Экономическое благо, предназначенное для обмена, признается товаром. При этом не обязательно, как считают некоторые современные западные экономисты, чтобы товар выступал как результат труда. Главное, утверждают они, что, товар предназначен удовлетворять потребность посредством обмена.
Действительно, блага, на которые не затрачен труд, могут приобретать форму товара (например, необработанная земля) и продаваться. Но в основном блага создаются благодаря производственной деятельности людей. Согласно трудовой теории стоимости, товар – это продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-либо человеческой потребности посредством обмена, т.е. путем купли-продажи. Не всякая вещь или благо (например, вода, воздух и т.п.), способные удовлетворять ту или иную потребность, является товаром. К товарам относится не все то, что удовлетворяет человеческие потребности, а только продукты человеческого труда. Но и продукты человеческого труда не всегда были и являются товаром. Если продукт производится для удовлетворения своих потребностей, то он не является товаром. Продукт человеческого труда становится товаром, когда он производится для удовлетворения потребностей других, т.е. когда он производится на продажу. В процессе осуществления акта купли-продажи отдельные члены общества вступают межу собой в отдельные отношения. Следовательно, товар – это общественная форма продукта труда.
Товары могут различаться в зависимости от характера удовлетворения потребностей. Они делятся на следующие виды.
1. Взаимозаменяемые продукты. Если растет потребление одного из них, то снижается использование другого.
2. Взаимодополняемые товары. Они сопутствуют друг другу, и потребность в них одновременно увеличивается или снижается.
3. Независимые блага, или, иначе говоря, не сопряженные, «самостоятельные» товары. Потребности в этих вещах никак не связаны между собой
Товар обладает двумя свойствами:
· потребительской стоимостью
· стоимостью
Карл Маркс
Первоначально товар предстал перед нами как нечто двойственное: как потребительная стоимость и меновая стоимость. Впоследствии обнаружилось, что и труд, поскольку он выражен в стоимости, уже не имеет тех признаков, которые принадлежат ему как созидателю потребительных стоимостей. Эта двойственная природа содержащегося в товаре труда впервые критически доказана мною[45]. Так как этот пункт является отправным пунктом, от которого зависит понимание политической, то его следует осветить здесь более обстоятельно.
Возьмём два товара, например один сюртук и 10 аршин холста. Пусть стоимость первого вдвое больше стоимости последних, так что если 10 аршин холста = w, то сюртук = 2 w.
Сюртук есть потребительная стоимость, удовлетворяющая определённую потребность. Для того чтобы создать его, был необходим определённый род производительной деятельности. Последний определяется своей целью, характером операций, предметом, средствами и результатом. Труд, полезность которого выражается таким образом в потребительной стоимости его продукта, или в том, что продукт его является потребительной стоимостью, мы просто назовём полезным трудом. С этой точки зрения труд всегда рассматривается в связи с его полезным эффектом.
Как сюртук и холст — качественно различные потребительные стоимости, точно так же качественно различны между собой и обусловливающие их бытие работы: портняжничество и ткачество. Если бы эти вещи не были качественно различными потребительными стоимостями и, следовательно, продуктами качественно различных видов полезного труда, то они вообще не могли бы противостоять друг другу как товары. Сюртук не обменивают на сюртук, данную потребительную стоимость на ту же самую потребительную стоимость.
В совокупности разнородных потребительных стоимостей, или товарных тел, проявляется совокупность полезных работ, столь же многообразных, разделяющихся на столько же различных родов, видов, семейств, подвидов и разновидностей, одним словом — проявляется общественное разделение труда. Оно составляет условие существования товарного производства, хотя товарное производство, наоборот, не является условием существования общественного разделения труда. В древнеиндийской общине труд общественно разделён, но продукты его не становятся товарами. Или возьмём более близкий пример: на каждой фабрике труд систематически разделён, но это разделение осуществляется не таким способом, что рабочие обмениваются продуктами своего индивидуального труда. Только продукты самостоятельных, друг от друга не зависимых частных работ противостоят один другому как товары.
Итак, в потребительной стоимости каждого товара содержится определённая целесообразная производительная деятельность, или полезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда. В обществе, продукты которого, как общее правило, принимают форму товаров, т. е. в обществе товаропроизводителей, это качественное различие видов полезного труда, которые здесь выполняются независимо друг от друга, как частное дело самостоятельных производителей, развивается в многочленную систему, в общественное разделение труда.
Для сюртука, впрочем, безразлично, кто его носит, сам ли портной или заказчик портного. В обоих случаях он функционирует как потребительная стоимость. Столь же мало меняет отношение между сюртуком и производящим его трудом тот факт, что портняжный труд становится особой профессией, самостоятельным звеном общественного разделения труда. Там, где это вынуждалось потребностью в одежде, человек портняжил целые тысячелетия, прежде чем из человека сделался портной. Но сюртук, холст и вообще всякий элемент вещественного богатства, который мы не находим в природе в готовом виде, всегда должен создаваться при посредстве специальной, целесообразной производительной деятельности, приспособляющей различные вещества природы к определённым человеческим потребностям. Следовательно, труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь.
Потребительные стоимости: сюртук, холст и т. д., одним словом товарные тела, представляют собой соединение двух элементов — вещества природы и труда. За вычетом суммы всех различных полезных видов труда, заключающихся в сюртуке, холсте и т. д., всегда остаётся известный материальный субстрат, который существует от природы, без всякого содействия человека. Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т. е. может изменять лишь формы веществ[46]. Более того. В самом этом труде формирования он постоянно опирается на содействие сил природы. Следовательно, труд не единственный источник производимых им потребительных стоимостей, вещественного богатства. Труд есть отец богатства, как говорит Уильям Петти, земля — его мать[47].
Перейдём теперь от товара как предмета потребления к товарной стоимости.
Согласно нашему предположению, сюртук имеет вдвое бо́льшую стоимость, чем холст. Но это только количественная разница, которая нас пока не интересует. Мы напомним поэтому, что если стоимость одного сюртука равна двойной стоимости 10 аршин холста, то 20 аршин холста имеют ту же самую величину стоимости, что один сюртук. Как стоимости, сюртук и холст суть вещи, имеющие одну и ту же субстанцию, суть объективные выражения однородного труда. Но портняжничество и ткачество — качественно различные виды труда. Бывают, однако, такие общественные условия, при которых один и тот же человек попеременно шьёт и ткёт и где, следовательно, оба эти различные виды труда являются лишь модификациями труда одного и того же индивидуума, а не прочно обособившимися функциями различных индивидуумов, — совершенно так же, как сюртук, который портной шьёт сегодня, и брюки, которые он делает завтра, представляют собой лишь вариации одного и того же индивидуального труда. Далее, ежедневный опыт показывает, что в капиталистическом обществе, в зависимости от изменяющегося направления спроса на труд, известная доля общественного труда предлагается попеременно, то в форме портняжества, то в форме ткачества. Это изменение формы труда не совершается, конечно, без известного трения, но оно должно совершаться. Если отвлечься от определённого характера производительной деятельности и, следовательно, от полезного характера труда, то в нём остаётся лишь одно, — что он есть расходование человеческой рабочей силы. Как портняжество, так и ткачество, несмотря на качественное различие этих видов производительной деятельности, представляют собой производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов рук и т. д. и в этом смысле — один и тот же человеческий труд. Это лишь две различные формы расходования человеческой рабочей силы. Конечно, сама человеческая рабочая сила должна быть более или менее развита, чтобы затрачиваться в той или другой форме. Но в стоимости товара представлен просто человеческий труд, затрата человеческого труда вообще. Подобно тому как в буржуазном обществе генерал или банкир играют большую роль, а просто человек — очень жалкую[48], точно так же обстоит здесь дело и с человеческим трудом. Он есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием. Простой средний труд, хотя и носит различный характер в различных странах и в различные культурные эпохи, тем не менее для каждого определённого общества есть нечто данное. Сравнительно сложный труд означает только возведённый в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определённое количество простого труда[49]. Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленным обычаем. Ради простоты в дальнейшем изложении мы будем рассматривать всякий вид рабочей силы непосредственно как простую рабочую силу, — это избавит нас от необходимости сведения в каждом частном случае сложного труда к простому.
Не случайно выбрал Маркс подобное начало для изучения капиталистического способа производства. Товар и деньги возникли в глубокой древности и обслуживали различные общественные системы. Однако, по мере развития производства и обмена товар становиться экономической клеточкой, из которой затем возникает капитализм. Поэтому, не поняв природы товара и денег, нельзя понять как законы и логику развития капитализма, так и формы использования товарно-денежных отношений в условиях социализма. По этой причине я начну своё исследование теории стоимости с объяснения понятия товара и анализа его свойств.
Центральной категорией теории товарного производства и теории стоимости, как её составляющей, является товар, которому исторически и логически предшествует категория “благо”. Благо это всё то, что заключает в себе определённый положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.
Для понимания благ большое значение имеет их классификация. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ. Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.
1) Материальные блага включают: естественные дары природы, продукты производства. Иногда к материальным благам относятся и отношения по присвоению материальных благ. Их объединяет тот факт, что они полезны.
2) Нематериальные блага - эта блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере.
Особое значение имеет разделение благ на экономические и неэкономические.
К экономическим благам относятся те, которые являются объектом или результатом экономической, деятельности, то есть которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями, в то время, как неэкономические блага предоставляются природой без приложения человеком усилий.
Специфической формой экономического блага является товар. Таким образом товар, это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. По определению К. Маркса “товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая благодаря своим свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Природа этих потребностей, - порождаются ли они желудком, или фантазией, - ничего не изменяет в деле.” Фридрих Энгельс также отмечает, что: “ Для того, чтобы стать товаром продукт должен быть передан в руки того, кому он служит в качестве потребительской стоимости. Посредством обмена”. Отсюда мы видим, что товар, это ни что иное, как продукт труда, предназначенный для обмена. Из этого следует, что товар, как таковой обладает двумя свойствами:
а) Способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.
б) Пригодность к обмену.
Способность товара удовлетворить ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость.
Это свойство присуще всем товарам. Характер потребностей может быть при этом самым различным (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения.
Потребительская стоимость имеет три формы проявления: а) количество; б) натуральная форма; в) качество. Последнее - это степень полезности данной потребительской стоимости, степень её соответствия потребности, её пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.
Следует отличать потребительную стоимость товара от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве. Продукты труда в натуральном хозяйстве являются потребительной стоимостью для самих производителей, а товары обладают потребительной стоимостью для других, т.е. общественной потребительной стоимостью. Потребительная стоимость товара переходит к непосредственному производителю только посредством обмена.
Производительность труда определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени. Она выражается формулой:
ПТ= К
В
где ПТ - производительность труда;
К - количество произведенной продукции;
В - время, затраченное на производство продукции.
Практически производительность труда измеряется либо путём деления объёма произведенной продукции на затраченное время, либо путём деления затраченного рабочего времени на объём произведённой продукции. В связи с этой пропорцией. Маркс вывел следующую математическую зависимость: “ Величина стоимости товара изменяется, таким образом, прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда, находящего себе осуществление в товаре”.
Из этого следует, что более производительный труд за данный промежуток времени всегда создаёт большую стоимость, чем менее производительный.
Таким образом, мы можем теперь увидеть, что закон стоимости несёт в себе следующие функции:
1) Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых.
2) Обуславливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми.
3) Стимулирует снижение затрат.
4) Регулирует распределение труда по сферам производства.
5) Проявляется как закон цен - в основе цен лежит стоимость. Его функции осуществляются как при равенстве цены со стоимостью, так и при их расхождении.
6) Создаёт основы стоимостного или рыночного механизма регулирования пропорций производства.
Итак стоимость есть общественное, а не природное свойство вещей; она выражает собой общественное отношение товаропроизводителей, опосредованное через вещи. Как показывает исторический опыт, стимулы и давление, создаваемые законом стоимости, весьма действенны и эффективны. И последствия и примеры действия закона стоимости не ограничиваются экономической сферой, но проявляются и в социальной сфере.
бительные стоимости[50].
9. Эволюция форм стоимости и возникновение денег.
Стоимость как свойство товара непосредственно ни осязать, ни видеть нельзя. Как абстрактный труп, воплощенный в товаре, стоимость нс имеет прямого выражения. Ни от человеческого непосредственного восприятия скрыты и многие другие сушностныс свойств;! вешен, а не только стоимость. Например, изменения тяжести, температуры, напряжения физических тел человек может вообще не чувствовать. Иногда он прибегает к приборам и с их помощью выявляет величину этих свойств. По движению ртутною столбика градусника становится видимым изменение температуры физических тел, благодаря металлическим гирям и пружинам в весах измеряется их масса, вольтметрами и амперметрами — напряжение и сила тока в электрической цепи и т. д. Таким образом, косвенно соотнося свойства тел с механизмом прибора, выявляют их внутренние свойства.
Стоимость как внутреннее неосязаемое свойство товаров тоже может быгь выражена лишь относительно — через соотношение с другими предметами. Но как общественное
свойство товаров она выражается не через какие-то приборы, как у физических тел, а через определенную ({юрму производственного отношения. Такой формой является товарный
обмен.
Простая форма стоимости
Простой обмен товара на товар есть вместе с тем и простая форма относительного выражения стоимости. В нем х Ti выражает свою стоимость в у Tz. Первый товар находится в относительной форме стоимости, а второй является э квивалентом этой стоимости. Он находится поэтому в эквивалентной форме стоимости. Первый товар в уравнении простого обмена х Ti = у Т2 играет активную роль — он выражает свою стоимость. Второй Tz выполняет пассивную роль: он служит относительной мерой стоимости первого товара Ti.
Если записать форму простого обмена тотара на товар в более конкретном виде, как 1 т пшеницы ~- 30 м ткани, то одна тонна пшеницы стоит 30 м TK.IHU. Ткань будет мерой стоимости пшеницы. Однако так все выглядит с позиции владельца пшеницы, покупающего ткань. Но положение меняется, если это же уравнение обмена выразить с позиции владельца ткани, который приобретает пшеницу. Уравнение обмена запишется в обратном порядке: 30 м ткани == 1 т пшеницы. Тогда ткань выразит свою стоимость, а пшеница будет эквивалентом. Следовательно, простой обмен товара на товар нс имеет определенного постоянного выражения формы стоимости. Она воплощается то в ткани, то в пшенице. В случайном обмене и форма стоимости случайна.
Пропорция обмена товаров (меновая стоимость) зависит от четырех факторов.
Во-первых, от величины стоимости обмениваемого товара. Предположим, что стоимость производства пшеницы увеличилась из-за неурожая вдвое. Тогда 1 т пшеницы в обмене будет стоить не 30, а 60 м ткани. Следовательно, относительное выражение стоимости одного товара в другом изменяется прямо пропорционально се величине.
Во-вторых, оп-юситсльное выражение стоимости тогара зависит от стоимости товара-эквивалента. Допустим, что стоимость пшеницы нс изменилась, но увеличились вдвое затраты абстрактного труда на производство ткани. Тогда i т пшеницы будет обмениваться уже нс на 30 м ткани, как вначале, а только на 15 м. Отсюда следует, 'по величина относительного выражения стоимости товара обратно пропорциональна изменению стоимости товара-эквивалента.
5 Ь. ф. Aluipceu
В-третьих, если стоимости обмснивае.1ых товаров изменяются в о
динаковой пропорции, то величина относительного выражения стоимости обмениваемого товара нс изменится, она останется той же. Это тот случай, когда изменение величины внутреннего свойства товара (его стоимости) нс находит отражения в форме его выражения.
В-четвертых, относительное выражение стоимости количественно будет отличаться от изменения величин стоимости обоих товаров, если это изменение произошло в разной пропорции. В таком случае пропорция обмена может быть рассчитана из первых двух случаев. Оба они могут быть выражены функциональной зависимостью относительной кпи меновой стоимости:
ViI=/(VVi, Wz)*.
Меновая стоимость V.i прямо зависит от стоимости обмениваемого товара и обратно — от стоимости товара-
:ЖНН!х1ЛСН'П1.
В обмене ToitapoB вырезаются оба его свойства: потрс-бтелык.я стоимость и стоимость. Первый обмениваемый товар для покупателя воплошает потребительную стой мость — ii нашем примере Ti пшеница. Второй товар, на который покупается пшеница. 1. с. ткань, выражает меру стоимости обмениваемого товара-пшеницы. Таким образом, единство потребительной стоимости и стоимости внешне выразилось как уравнение двух товаров, обмениваемых в определенной пропорции.
В этом уравнении эквивалентная форма товара имеет три выражения внутреннего противоречия товара:
1) потребительная стоимость товара-эквивалента становится выражением стоимости обмениваемого товара Ti:
2) конкретный труд, затраченный на производство товара-эквивалента, выступает мерой абстрактного труда обмениваемого товара:
3) частный труд, затраченный на создание товара-экви-кщснта, является мерой общественного труда, воплощенного в обмениваемом товаре.
Следовательно, протшюрсчис товара выражается как единство противоположностей двух обмениваемых товаров.
* Дефис ninny неэаниснмоС! переменкой (W) означает ее обратную, отрицательную сня-зь с функцией.
Развернутая форма стоимости
Развитие рынка в результате общественного разделения труда и специализации производств;! приводят к тому, что каждый товар может обмениваться нс на один случайный, а на ряд других товаров, wo может быть выражено так: 1 т пшеницы = 30 м ткани, или = 4 овиам, или = 1 бочонку меда и т. д. В этом случае мерой стоимости пшеницы выступает каждый из этих товаров. Форма стоимости товара становится многообразной. Она развернута в потребительных стоимостях противостоящих ему товаров. Поэтому относительное выражение стоимости во всем многообразии потребительных стоимостей всех других товаров и называется развернутой формой стоимости.
Ее особенность состоит ц том, что реализация товаров может наталкиваться на нежелание покупателей приобрести конкретную потребительную стоимость. Продавец пшеницы в нашем примере желал бы обменять ее на ткань, но ее [•шаде