Макро- и микросегментация рынка.
Анализ рыночной сегментации и выявление новых рыночных сегментов также являются задачей специалистов в области маркетинга при осуществлении рыночных исследований. Сегментация рынка представляет собой одну из важнейших отличительных особенностей маркетинговой концепции. Классификация товарных рынков на уровне стран и регионов в качестве одного из принципов их изучения представляет собой макросегментацию товарного рынка как единого целого. Углубление исследования рыночных возможностей предполагает необходимость дальнейшего членения рынков в зависимости от групп потребителей потребительских свойств товаров , что в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации, или микросегментации. Под сегментацией можно понимать подразделение конкретого рынка(или каких либо частей его) на сегмент, различающиеся как по хар-ру требований потребителя, так и по своей реакции на те или иные виды маркетиногового воздействия(цену, рекламу и т.д.)Другими словами сегментация рынка или фокумирование-это деление потребителей с их многочисл-ми и сложными потребностями на узкие, однородные по характ-мтребований к товару и реакции на маркетинговые меры группы.Макросегментация, делящая рынки по регионам, странам, их степени индустрилизации и т.д. Микросегментация , определяющая группы потребителей в рамках одной страны или района по более детальным критериям. Основные критерии сегментации:1.географические(климат, рельеф); 2.демографические(численность населения,уровень рождаемости, возрастная пирамида, плотность населения) 3.экономические(темпы роста ВНП, уровень доходов населения, уровень потребления, уровень сбережения) 4.социальные и культурные(социальные происхождение, социальное положение, профессия, образование) 5.психогрфические (черты характера, привычки, образ жизни, мотивы поведения)
Сегментациярынка – это разделение рынка на четкие группы потребителей, для каждой из кот. могут потребоваться отдельные товары. Сегментирование- деят-ть, направл. на более точный выбор целевого рынка.
Сов-ть действующих за пределами компании субъектов и сил, кот-е влияют на развитие и поддержание службами Марк-га выгодных взаимоотношений с целевыми клиентами формирует Марк-ю среду. Делится на микросреду и макросреду.
Микросреда-факторы,имеющие непосредственное отно-ние к п/п и опр-щие его возм-ти по обслуживанию клиентуры. В состав микросреды входят высшее руков-во,фин-е службы, службы материал.-тех снабжения,произв-я служба и бухгалтерия,поставщики,посредники,клиентура(заказчики),конкуренты,контактные аудитории(группы,проявляющие интерес к п/п и оказывающие влияние на его способность достигать поставл-х целей).
Макросреда-факторы соц-го хар-ра,оказ-щие влияние на микросреду п/п и марк-е решения п/п. К ней относятся:демографические,экономические,природные,научно-технич-е,политические,социо-культурные,международные.
К.п.,фирма направляет свои усилия на обслуживание одной или нескольких групп потребителей, отличающихся общностью потребностей или характер-к. Это характерно для целевого маркетинга.
Осн-ми его мероприятиями явл-ся: сегментация рынка, выбор целевого сегмента, позиционирование товара.
Множ. сегмен-я – направл. на один и более сегментов рынка.
Целевой рынок – это наиболее привлекат. участок рынка, на кот. фирма сосредотач. свои усилия сцелью наибролее полной реализацией маркет. возможностей. Выбор его по: емкость, доступность, устойчивость, прибыльность, совместимость, защищенность, экономичность.
Сегментация рынка-процесс деления потребителей на группы на основе различий в потреб-ях и реакции на маркет-е меропр-ия.
Позиционирование товара-опр-ние места предложенного товара на рынке, создание такого имиджа товара, кот-ый позволит ему занять в сознании покупателя достойное место ,отличающееся от положения товаров конкурентов. Оно связано с работой с сознанием потенц-х потребителей и работой с товаром.
Процедура позиционирования : 1. выбор критериев (потребит. признаки товара, соотношение цена-качество, повышение значимости, престижности); 2. определение показателей по выбранным критериям (в рез-те рыночного тестирования или экспертным путем), 3. построение карты восприятия (способ представления процессов позиционирования с использованием нескольких оценочных показателей. Она характер-ет предпочтит. комбинации выгод, кот. руководств-ся потребители при выборе того или иного товара). 4. перепозиционир-ие – действия на пересмотр позиции товара в восприятии потребителей целевого рынка.