Сущность, функции цены и ценообразующие факторы.

Цена – это стоимость товара, выраженная количеством денег, которое приходится платить при покупке товара.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Она выступает важнейшим экономическим рычагом, с помощью которого государство может воздействовать на развитие экономики в целом, отдельного производства и его структуры, конкуренции товаропроизводителей и конкурентоспособность товара, научно-технический прогресс.

Цена выполняет ряд функций:

Ø Учетная. В цене отражается стоимость сырья, материалов и т.д. Имеется возможность определить, сколько ресурсов затрачено на производство продукции. Это позволяет использовать цену при определении оптимального размера предприятия, уровня его специализации, объема необходимых инвестиций на освоение новой продукции, потерь от брака.

Ø Стимулирующая.Проявляется в формировании экономической заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, улучшении упаковки, снижении издержек производства. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции.

Ø Регулирующая. Выражается в том, что на основе уровня цен регулируется спрос по отдельным видам товаров.

Ø Распределительная. Заключается в перераспределении части валового дохода между отраслями экономики; предприятием, бюджетом и внебюджетными фондами.

Виды цен:

По способу установления

v Регулируемые цены – это цены на продукцию, устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая предприятием, индивидуальным предпринимателем с учетом установленных ограничений (продукты питания, лекарственные средства, древесина и т.д.).

v Фиксированные цены – это твердые цены на определенный перечень продукции, размер которых устанавливается государством (хлеб, молоко, детское питание, виноводочные изделия, услуги естественных монополий).

v Свободные цены – это свободно устанавливаемые цены предприятиями, организациями и т.д., которые складываются под воздействием спроса и предложения.

По принадлежности к определенной отрасли

v Отпускная цена предприятия-изготовителя – цена, по которой изготовители продукции продают ее потребителям, возмещая свои издержки производства. Она включает себестоимость продукции, прибыль и сумму косвенных налогов.

v Оптоваяцена – цена, по которой предприятие продает продукцию оптовыми партиями. Она состоит из отпускной цены, оптовой надбавки, косвенных налогов.

v Розничнаяцена – цена, по которой продукция реализуется населению, предприятиям и включает в себя оптовую цену, торговую наценку и косвенные налоги.

v Закупочные цены – цены на с/х продукцию, по которым она реализуется производителями.

v Тарифына грузо- и пассажироперевозки – плата за их перемещение.

3. непосредственно связанные с торговлей

v Базисная цена – цена, зафиксированная в протоколе согласования или договоре.

v Биржевая цена – цена на товары, реализуемые через биржу.

v Договорная цена – цена, установленная по договоренности между продавцом и потребителем продукции, зафиксированная в договоре.

v Контрактная цена – цена, применяемая при поставках продукции из-за рубежа или за рубеж, в валюте

v Твердаяцена – цена, которая согласовывается при заключении контракта и не подлежит пересмотру в ходе его выполнения.

v Демпинговая цена –цена продажи товара за границей, уровень которой ниже чем на отечественном рынке.

4. по территориальному признаку:

· Единые,

· региональные.

5. по времени действия:

v Текущие, меняются в соответствии с изменениями ситуации на рынке

v Сезонные цены, действующие в течение определенного периода.

v Скользящие, устанавливаемые на товар с длительным сроком изготовления.

Виды и структура цен продукции.

Виды цен:

По способу установления

v Регулируемые цены – это цены на продукцию, устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая предприятием, индивидуальным предпринимателем с учетом установленных ограничений (продукты питания, лекарственные средства, древесина и т.д.).

v Фиксированные цены – это твердые цены на определенный перечень продукции, размер которых устанавливается государством (хлеб, молоко, детское питание, виноводочные изделия, услуги естественных монополий).

v Свободные цены – это свободно устанавливаемые цены предприятиями, организациями и т.д., которые складываются под воздействием спроса и предложения.

Наши рекомендации