Отчет о прибыли центра прибыли
Примечание: п.3=п.1-п.2;п.6=п.3-п.4-п.5;п.8=п.6-п.7;п.10=п.8-п.9.
Кроме того, на каждый центр прибыли следует отнести часть операционных расходов предприятия в целом, понесенных для его блага. Некоторые из этих расходов легко увязать с конкретным подразделением. В таблице на с. 441 приведены возможные обоснования базы распределения централизованных операционных расходов торгового предприятия. Некоторые операционные расходы (например, расходы предприятия на оплату юридических и аудиторских услуг, отчисления в государственные органы и другие организации, комплексные виды страхования) трудно проследить непосредственно до центров прибыли и распределить их можно только на производственной основе. С другой стороны, включение в отчеты центров прибыли неконтролируемых распределяемых (возможно, как процент от объема продаж) централизованных расходов, к которым внутренние структурные единицы не относятся, ка,к утверждают американские специалисты, может иметь свои плюсы. В этом случае руководители подразделений проявят больше интереса к тому, на что именно предприятие расходует деньги.
Распределение операционных расходов
Не следует чрезмерно усложнять процедуры распределения и перераспределения затрат между подразделениями. Главное, чтобы расчеты были понятны менеджеру и он мог исходя из динамики таких затрат обосновывать свои действия и принимать решения.
Относиться к оценке деятельности подразделений (центров прибыли) по отчетам о прибыли, доведенным до показателя операционной или даже чистой прибыли, нужно с осторожностью, поскольку использование произвольных методов распределения централизованных операционных расходов может привести к искажению операционной прибыли как показателя деятельности данного центра. По этой причине отчеты о прибыли могут иметь форму, несколько отличную от стандартной, приведенной в таблице на с. 442. При так называемом контрибуционном подходе подчеркивается вклад каждого подразделения в чистую прибыль всего предприятия и покрытие совокупных операционных расходов. Суть в том, что операционные расходы, относимые на центр прибыли, подразделяют на прямые (которые могут быть непосредственно и точно отнесены на данный центр) и косвенные (которые не могут быть непосредственно увязаны с центром). В этом случае в отчет о прибыли центра прибыли можно ввести новый промежуточный показатель (на котором может заканчиваться отчетность центра) — остаточный доход центра прибыли, рассчитываемый как разница между его валовой прибылью и его прямыми операционными расходами. Этот показатель дает более надежную и более увязанную с объектом учета информацию, чем операционная прибыль подразделения. Для предприятия, состоящего из двух подразделений, форма совмещенного отчета о прибыли представлена в таблице.
Отчет о прибыли
Примечание: п. 3 = п. 1 - п. 2; п. 5 = п. 3 - п. 4; п. 7 = п. 5-п. 6; п. 9 = п. 7 - п. 6; п. 11 = п.9-п.10.
Другой вариант альтернативного отчета о прибыли — форма, в которой вместо валовой прибыли отражается показатель маржинального дохода, что подчеркивает роль переменных затрат в формировании результативного показателя. Такая форма отчета о прибыли называется таблицей маржинального дохода.
В эту форму могут входить следующие показатели:
1. Чистая выручка с продаж подразделения (центра прибыли).
2. Переменные расходы (включая переменные расходы, входящие в производственную себестоимость реализованной продукции, и переменные операционные расходы; все они являются прямыми расходами).
3. Маржинальный доход подразделения (центра прибыли) (п. 1 — п. 2).
4. Прямые постоянные расходы (входящие и в себестоимость, и в операционные расходы).
5. Остаточный доход до косвенных расходов (п. 3 — п. 4).
6. Косвенные постоянные расходы (входящие и в себестоимость, и в операционные расходы).
7. Операционная прибыль подразделения (центра прибыли) (п. 5—п. 6).
Необходимо отметить, что показатель остаточного дохода до косвенных расходов позволяет более достоверно оценить вклад подразделения (центра прибыли), чем показатель остаточного дохода подразделения, ибо он снимает влияние произвольности распределения косвенных расходов, отнесенных на производственную себестоимость продукции центра прибыли (например, в производственную себестоимость его продукции могут входить распределенные на основе нормативов или другим образом затраты обслуживающих (вспомогательных) производственных центров).,
Таким образом, отчеты о прибыли, где сопоставляются соответствующие (как правило, контролируемые) величины затрат и поступлений центров прибыли,— этовторой уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной) управленческой отчетности.
Отчет центра инвестиций
Центр инвестиций можно рассматривать как совокупность центра затрат и центра прибыли. Поэтому к нему в равной мере применимы те же учетно-аналитические инструменты (или их комбинации), что и к центрам ответственности первых двух видов. А так как в отношении центров инвестиций часто делаются допущения, что они являются отдельными предприятиями, то обычно для каждого центра инвестиций подготавливаются традиционные финансовые отчеты предприятия.
Перед центральным аппаратом управления крупного децентрализованного предприятия обычно стоит задача, как оценить и сравнить результаты деятельности своих основных отделений (сегментов бизнеса), рассматриваемых в качестве центров инвестиций. Отделение, которое обладает большими активами, обычно зарабатывает больше по абсолютной величине, чем отделение с относительно небольшими активами. Поэтому по абсолютным величинам прибыли нельзя сравнивать деятельность разных отделений. Чтобы измерить относительную эффективность работы отделений, предприятие, как правило, использует специальный аналитический показатель«возврат на активы» (Return on Assets —
ROA)* илирентабельность активов. Принципиальная формула его расчета такова:
ROA = прибыль / активы.
* Часто этот показатель называют «возврат на вложения» (Return on Investment — ROI), однако последний имеет и второе значение, связанное с анализом проектов капитальных затрат и дисконтированием соответствующих денежных потоков, что может запутать читателя.
Хотя ROA прост в расчете, существует несколько альтернативных методов его исчисления. Главное их различие состоит в том, как определяются показатели «прибыль» и «активы».
Для оценки и сравнения результатов деятельности отделений в расчет часто принимаются следующие базы активов:
1) суммарные активы, непосредственно идентифицируемые с отделением;
2) операционные (используемые) активы: п. 1 минус незанятые активы; активы, купленные для будущего использования;
3) оборотный капитал (текущие активы минус текущие обязательства) плюс другие активы (основные средства); при этом исключается часть текущих активов (оборотных средств), финансируемых краткосрочными кредиторами.
Если ROA применяется для оценки деятельности менеджеров отделений (что впоследствии служит основанием для их вознаграждения), то в качестве базы активов используют активы отделения, находящиеся под непосредственным контролем данного менеджера (контролируемые или управляемые активы).
Во всех случаях используются средние величины активов за период.
Серьезный вопрос — в какой оценке включать в расчет амортизируемые активы (здания, оборудование и др.). Возможны два варианта:
А. По чистой балансовой стоимости, т.е. за вычетом накопленного износа (остаточная стоимость).
Б. По полной первоначальной стоимости.
Аргументы за вариант А:
• согласуется с отражением активов в балансе;
• согласуется с расчетом прибыли отделения, включающим износ в издержки.
Аргументы против варианта А:
• позволяет ROA возрастать вместе с устарением активов;
• приобретение новых, замещающих активов может оказать отрицательное воздействие на ROA.
Аргументы за вариант Б:
• исключает факторы возраста и методов износа, влияющие на ROA;
• позволяет заменять оборудование на новое с минимальным отрицательным влиянием на ROA.
Аргументы против варианта Б:
• не согласуется ни с отчетом о прибыли, ни с балансом, так как игнорирует износ;
• включает двойной счет, так как первоначальная стоимость плюс возмещение этой стоимости (через износ) включены в общую величину активов; как следствие искажается величина ROA.
На практике большая часть предприятий используют в расчетах ROA остаточную стоимость.
Другая проблема связана с тем, что в условиях инфляции балансовые оценки (первоначальная и остаточная) долгосрочных активов не отражают их реальной стоимости. Если предприятие не использует всеобъемлющую систему учета инфляции, то выходом из такого положения может быть отражение некоторых активов по восстановительной стоимости (стоимости замены), или стоимости возможной реализации, или же их пересчет на индекс общего уровня цен (или индексы цен отдельных активов).
Для оценки и сравнения результатов деятельности отделений показатель прибыли в формуле ROA может определяться как:
1) операционная прибыль отделения (прибыль до выплаты процентов и налогов на прибыль), учитывающая распределенные на отделения операционные расходы предприятия в целом.
2) остаточный доход до косвенных издержек.
Если ROA служит для оценки менеджеров отделений, то следует использовать контролируемую прибыль (начиная с остаточного дохода до косвенных расходов и исключая любые затраты и поступления, не контролируемые данным менеджером).
Таким образом, один и тот же показатель рентабельности активов (ROA) может определяться по-разному. Предприятие может прибегнуть к одному из вариантов его расчета или параллельно к нескольким в зависимости от того, какие цели и критерии выбирает высшее руководство. Если ROA берут для сравнения работы и рентабельности разных отделений, необходимо применять единую методику определения составляющих «прибыли» и «активов». Для оценки конкретного менеджера отделения можно разработатьиндивидуальный ROAс учетом специфики ситуации.
Формулу ROA можно расширить и углубить по смыслу:
Первый множитель называютрентабельностью продаж (Return on Sales — ROS). Второй — оборотом активов (инвестированных активов), или оборотом вложения. При первом взгляде на такую формулу ROA кажется, что величина продаж нейтральна, так как она появляется в качестве знаменателя в расчете рентабельности продаж и числителя — в расчете оборота активов. Математически можно исключить величину продаж. Однако так не делают по следующим причинам:
• это не отразит тот факт, что ROA есть функция двух переменных: рентабельности продаж и оборота активов;
• это не отразит тот факт, что изменение в объеме продаж влияет на рентабельность продаж, оборот активов и ROA, поскольку величина продаж связана с величиной прибыли и активов;
• рентабельность продаж и оборот активов сами по себе полезные показатели, которые можно отразить в отчетности.
Показатель ROS предпочитают предприятия с относительно низким уровнем инвестиций в здания, оборудование и другие долгосрочные активы (по отношению к объему продаж). Например, основные японские торговые компании большее значение придают показателю рентабельности продаж, чем показателю рентабельности активов. Эти компании имеют годовые обороты во много раз больше, чем их активы.
Нельзя сказать однозначно, что показатели рентабельности активов и остаточной прибыли наилучшие из всех возможных с точки зрения оценки результатов деятельности центров инвестиций. Реальные оценки своих зарубежных отделений крупнейшими транснациональными компаниями (корпорациями) (ТНК) приведены в таблице.
Показатели отделений (центров инвестиций) крупнейших ТНК
Продолжение
Источник: Business International Corporation, Evaluating the Performance of International Operations.— New-York, 1989.
Таким образом, специальные плановые и фактические аналитические показатели, рассчитываемые для оценки деятельности центров инвестиций, составляюттретий уровень внутрихозяйственной (внутрифирменной) управленческой отчетностив рамках системы учета по центрам ответственности.