Релевантный подход в управлении
В предыдущей главе уже говорилось о релевантной информации, в частности о доходах и затратах. (Напомним также, что тема релевантного подхода к выбору альтернативы в процессе принятия управленческого решения кратко описана в главе 6 части I.) Поясним, что релевантными могут быть только доходы и затраты, во-первых, относящиеся к будущему управленческому решению и, во-вторых, отличающиеся по вариантам. Следовательно, фактические (исторические) данные сами по себе не являются релевантными, они не будут полезными при выработке решения и могут вообще не рассматриваться при обсуждении альтернатив. Прошлое мы изменить не можем. Прошлые данные о затратах тем не менее необходимы как основная база для прогнозирования величины и поведения будущих затрат.
Релевантный подход позволяет в процессе принятия управленческого решения сконцентрировать внимание только на релевантной информации, что при значительных объемах данных облегчает и ускоряет процесс выработки наилучшего решения.
Пример. Допустим, что решается вопрос о модернизации производственной линии с целью экономии прямых трудозатрат (труда операторов). Рассматриваются только два варианта — модернизировать или нет. Есть следующие данные: затраты на модернизацию составляют 30 000 ДЕ; проектный объем продаж не изменится в случае принятия любого варианта и останется на уровне 200 000 ед., решение не повлияет и на цену реализации (10 ДЕ за единицу), а также на норму расхода основных материалов (5 ДЕ на единицу); прогнозные прямые трудозатраты в варианте «модернизировать» составят 1,8 ДЕ на единицу, в варианте «не модернизировать» они составляют 2 ДЕ на единицу продукции. Все данные представим в таблице:
Определение релевантности выручки и затрат
(де)
Из анализа данных таблицы следует, что выбор решения «модернизировать» приведет к уменьшению затрат и при прочих равных условиях к увеличению прибыли на 10 000 ДЕ.
Релевантные данные, т.е. данные, различающиеся по двум вариантам,— это только прямые трудозатраты (их экономия и была основной целью управления) и затраты на саму модернизацию. Все остальные показатели не являются релевантными относительно данной проблемы, поскольку не изменяются по вариантам. Результаты анализа, конечно, совпадают.
В данном примере мы взяли небольшое число показателей. Теперь представьте, что в реальной жизни для выбора наилучшего решения из предлагаемых альтернатив необходимо принять во внимание значительное число показателей. Понятно, что рассмотрение только релевантной информации ускорит и облегчит выбор.
Разница в затратах и доходах по альтернативным вариантам называетсяприростными затратами и доходами,а такжедифференциальными, или чистыми, релевантными затратами и доходами. В нашем примере приростные затраты составляют 10 000 ДЕ.
В отчеты, составляемые для руководства, бухгалтер может включать только релевантную информацию, конечно, не забывая вкусы, запросы и привычки конкретного руководителя. Как мы уже говорили ранее, метод, при котором для сравнения альтернативных проектов используются данные об отклонениях по статьям доходов и расходов, называется приростным анализом. Отчет, составленный с применением этого метода, облегчает оценку вариантов для принимающего решения, сокращает время, необходимое для анализа и выбора лучшего варианта действий.
Релевантный подход к типичным хозяйственным ситуациям
Специальный заказ
Руководство часто сталкивается с проблемой: принять или нет специальный заказ по цене ниже нормальной рыночной и иногда даже по цене ниже себестоимости. Такой заказ — это обычно большое количество однородной продукции, которая продается «гуртом» (упакована в большой контейнер). Поскольку руководство не ожидало такого заказа и он является одноразовым, случайным событием, его нельзя включить в прогнозы продаж (доходов и расходов) на последующие годы. Предприятие может его принять, только если позволяют производственные мощности.
Пример. Корпорация «Ратман Спортинг Гуде» производит спортивное оборудование. Компания «Олимп» располагает разветвленной сетью магазинов. Она предложила корпорации «Ратман» специальный заказ на производство 30 000 бейсбольных мячей с отгрузкой гуртом в упаковке по 500 мячей в один ящик. «Олимп» предлагает цену 2,45 ДЕ за один мяч.
Бухгалтерия «Ратман» представила следующие данные: прогнозный годовой объем производства составляет 400 000 мячей; годовой объем текущего года — 410 000 мячей; максимальная производственная мощность корпорации ограничена 450 000 мячей.
Дополнительные данные:
Продолжение
Должна ли корпорация «Ратман Спортинг Гуде» принять предложение компании «Олимп»?
На первый взгляд складывается впечатление, что не следует принимать этот специальный заказ, так как предлагаемая цена 2,45 ДЕ за один мяч меньше не только обычной цены корпорации (4 ДЕ), но и полной себестоимости (3 ДЕ).
Не следует торопиться с таким выводом. Необходимо провести сравнительный анализ двух вариантов: без спецзаказа и с учетом, спецзаказа. Такой анализ с использованием отчетности при маржинальном подходе представлен в таблице.