Частное и общее равновесие: постановка проблемы
Познакомившись с частичным равновесием, мы вправе поставить вопрос: а чем оно отличается от общего?
На первый взгляд, ничем: действительно, в обоих случаях мы сталкиваемся с равенством спроса и предложения и кажется, что различие сводится к n-мерности пространства, которое подвергается анализу.
Однако нелишне вспомнить, что исследование частичного равновесия опиралось на предположение caeteris paribus (лат - при прочих равных). Скажем, мы определяли зависимость выбора потребителя (при данной величине его дохода) от цены товара, игнорируя то влияние, которое этот выбор окажет на цену и данного товара, и сопряжённых с ним.
Анализ общего равновесия заставляет нас отказаться от допущения о независимости рынков отдельных товаров и услуг. Иными словами, мы переходим от принципа "при прочих равных" к принципу "всё зависит от всего", что означает: изменение любой переменной влечёт за собой изменение многих других переменных. Ранее мы уже исследовали эти изменения, но по отдельности; теперь нам предстоит собрать их воедино.
Это позволяет рассматривать частичные рынки в качестве элементов единой системы, сети, каждая часть которой связана со всеми остальными. Каждый рынок испытывает влияние изменений на других рынках и в виде обратной связи влияет на них.
И здесь нас подстерегает опасность: вдруг функциональные зависимости, связывающие разные ранки, делают в принципе невозможным общее равновесие? А что, если равновесие на одних рынках несовместимо с равновесиями на других?
А может быть, общее равновесие возможно, но оно не единственное (вплоть до бесконечной множественности подобных равновесий)?
Если мы вспомним, что экономическая теория является не только позитивной, но и нормативной, то мы вправе задаться ещё одним вопросом: а насколько справедливым является установившееся общее равновесие в экономической системе? Ведь доходы домохозяйств зависят, с одной стороны, от количества ресурсов в хозяйстве; а с другой стороны, - от их распределения. Это означает, что общее равновесие сопряжено с существованием как богатых, так и бедных, а также счастливых и несчастливых (мы не ставим, разумеется, знак равенства между богатыми и счастливыми, равно как и между бедными и несчастными). Исследование различных состояний общего экономического равновесия привело к формированию специальной теории - теории благосостояния.
Что происходит в обществе, не достигающем общего равновесия? Настоятельная потребность ответить на этот вопрос вылилась в создание особой ветви экономической теории - макроэкономики, о которой речь пойдёт дальше. Но сначала…
Модель общего равновесия
Общее равновесие - такое состояние экономики, когда спрос равен предложению на всех частичных конкурентных рынках одновременно
Первым, кто занялся поиском ответов на поставленные вопросы, был француз Леон Вальрас. Он предложил модель общего равновесия, условием достижения которого является выполнение условий равновесия спроса и предложения на всех частичных конкурентных рынках одновременно.
Мы уже познакомились в теме 2 с регулирующей ролью рыночных цен, которые подают сигналы как потребителям о необходимой коррекции спроса, так и производителям о необходимости изменять выпуск в соответствии с изменившимся спросом.
Например, увеличение стоимости установки стационарных телефонов приведёт к уменьшению объёма спроса на услуги телефонизации, спроса на телефонные аппараты; заставит потребителей переключиться на мобильную связь, что вызовет рост спроса на мобильные аппараты и цены как на них, так и на мобильные услуги. Вслед за этим уменьшится спрос на труд занятых производством и установкой стационарных телефонных аппаратов, а вслед за этим - и их заработная плата, что вызовет отток работников из этих сфер; вследствие этого зарплата начнёт увеличиваться. Но, с другой стороны, увеличится спрос на занятых в сфере производства мобильников и сопровождения мобильной связи, а, следовательно, и их заработная плата. Этот процесс будет сопровождаться притоком занятых из других отраслей, что снизит заработную плату в отрасли. И так далее…(см. рис. 6.1)
Рис. 6.1. Взаимосвязь рынков
Предыдущий 12345678Следующий
Рис. 6.1. А
Рис. 6.1. Б
Рис. 6.1. В
Рис. 6.1. Г
Рис. 6.1. Д
Рис. 6.1. Е
Рис. 6.1. Ж
Рис. 6.1. З
В условиях свободной конкуренции все участники обмена максимизируют полезность, что приводит к выравниванию спроса и предложения (т.е. установлению равновесия) на всех рынках. Это равновесие достигается методом проб и ошибок, "нащупыванием".
В качестве доказательства используем метод "от противного". Представим себе, что изначально цены на частичных рынках не совпадают с равновесными. Это приведёт к образованию дефицитов на одних рынках и излишков на других. Вслед за этим дефицитные рынки столкнутся с ростом цен, а избыточные - с их падением (не следует забывать, что рынки конкурентны!). Изменения цен будут продолжаться до тех пор, пока не будет "нащупан" равновесный вектор цен.
Из экономической практики
Своеобразным "побочным продуктом" модели общего конкурентного равновесия стала теория директивно-планового управления социалистической экономикой. "Невидимая рука рынка", выполнявшая специфическую роль аукциониста, нащупывавшего "золотую середину", была замещена государственным плановым органом, а процесс "нащупывания" превратился в итеративную процедуру согласования плана и цен.
Модель общего равновесия, как следует из её описания, обходится без регулирования процесса рыночного обмена извне. Однако если в обществе не производится и не приобретается ни одного блага - в рыночной системе координат (т.е. через куплю-продажу), то, строго говоря, мы находимся в состоянии общего равновесия, пусть и депрессивного, нулевого. Риторическим будет выглядеть вопрос, соответствует ли такое равновесие эффективному распределению ресурсов. Это означает, что мы подошли к необходимости рассмотреть модель общего равновесия под углом зрения эффективного распределения ресурсов, т.е. нас интересует не только наличие общего равновесия, но и его характер.