Спрос, предложении, рыночное равновесие
Основные вопросы темы^
А)Сущность рынка. Экономические агенты. Функции рынка. Виды рынков.
Б).Закон спроса. Неценовые факторы спроса.
В).Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
Г).Рыночное равновесие. Равновесие в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах. Влияние фиксированных цен на рыночное равновесие.
А).Сущность рынка. Экономические агенты. Функции рынка. Виды рынков
В самом общем виде рынок можно определить как всякий институт или механизм отношений между покупателями (потребителями) и продавцами (производителями) по поводу обмена всей массы произведенных товаров и услуг. Рынок означает добровольную взаимную передачу прав собственности субъектами, которые могут выбирать партнеров по сделке, и ее условия. Необходимая и безусловная предпосылка существования рынка – это товарный характер производства. Товар – это экономическое благо, предназначенное для обмена путем купли-продажи.
Товар обладает двумя свойствами полезность (потребительной стоимостью) – способностью удовлетворять какую-либо потребность людей и ценой, характеризующей пропорции обмена данного товара на другой товар (деньги).
Первым необходимым условием возникновения и существования товарного производства, а следовательно, и рынка, является общественное разделение труда – обособление различных видов производственной деятельности.
Второе условие возникновения и существования товарного производства – это экономическая (хозяйственная) самостоятельность производителей, дающая им возможность принимать независимые решения по поводу того, что, как и для кого производят. Такую независимость дает частная собственность. Специализация на производстве определенного продукта и частная собственность на него делают необходимым обмен производимыми продуктами. Третьим условием существования товарного производства является обмен как форма связи между специализированными и обособленными производителями.
Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и действующих в соответствии с ними в процессе производства, распределения обмена и потребления экономических благ, называют экономическими агентами, или хозяйствующими субъектами. Экономическим агентом может быть как отдельное лицо, так и несколько или множество лиц. В производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ участвуют три основных хозяйствующих субъекта. Этими хозяйствующими субъектами (экономическими агентами) являются: домашние хозяйства, фирмы и государство.
Домашнее хозяйство – хозяйствующий субъект, деятельность которого направлена на удовлетворение собственных потребностей. К домашним хозяйствам относят отдельных лиц и семьи. Основные виды деятельности домашних хозяйств: предложение факторов производства, находящихся в их частной собственности; потребление полученного дохода от продажи факторов производства и сбережение части этого дохода.
Фирма (предприятие) – это хозяйствующий субъект, представляющий собой одного владельца факторов производства или, как правило, их объединение, основными функциями которого является: закупка факторов производства, производство и реализация экономических благ, поддержание и развитие производственной базы (инвестирование).
Государство – это все государственные организации и учреждения, в функции которых входит производство общественных благ, удовлетворяющих коллективные потребности; перераспределение части доходов и ресурсов общества; проведение политики, направленной на повышение эффективности экономики в целом и др.
Современная экономическая наука исходит из теории рационального поведения субъектов, т.е. стремления его к максимизации полезности в условиях ограниченности ресурсов.
Рынок выполняет следующие функции: 1) посредническую, 2) информационную, 3) ценообразующую, 4) регулирующую, 5) санирующую.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющие цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.
Ценообразующая функция - это формирование цен на товары и услуги. Цены отражают полезность товара и издержки на его производство.
Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей изменять объемы производства, снижать затраты, улучшать качество продукции. Санирующая функция проявляется в том, что рынок очищает экономику от неэффективно работающих производителей.
Рыночная экономика представляет собой совокупность огромного количества самых разнообразных рынков, для которых характерны определенные отличительные черты и которые можно объединить в определенные группы (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Виды рынков
Критерий группировки | Вид рынка |
Вид рыночного продукта | товаров и услуг, труда, капитала, научно-технических разработок, земли, ценных бумаг, валюты и т.п. |
Региональная принадлежность | местные, региональные, общенациональные, мировые |
Степень развитости конкуренции | совершенной и несовершенной конкуренции |
Масштабы продаж | оптовой торговли, розничной торговли |
Степень соблюдения законности | легальные, нелегальные, «теневые», «черные» |
Степень участи государства | саморегулирующиеся, регулируемые, деформированные |
Необходимым условием нормального функционирования рынков является наличие рыночной инфраструктуры – совокупности отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке.
Основные элементы инфраструктуры современного рынка:
- биржи (товарные, фондовые, валютные биржи труда и т.п.);
- аукционы, ярмарки;
- кредитная система и коммерческие банки;
- информационные технологии и средства деловой коммуникации;
- рекламные агентства и т.д.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое товарное производство и каковы предпосылки его возникновения?
2. По каким критериям можно сгруппировать все рынки?
3.Что такое инфраструктура рынка и что она в себя включает
Б). Закон спроса. Неценовые факторы спроса.
Спрос (Qd) – это количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов.
Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой (P) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении – растет.
Qd = f (P)<O
Закон спроса представлен кривой спроса (см. рис.2.1)
Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цены на товар. Если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на него. Эффект замещения показывает взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими товарами и спрос на первый товар упадет. Например, если цена на кирпич возрастает, то потребители будут предъявлять больший спрос на дерево и меньший на кирпич.
Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителя купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.
Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы (детерминанты спроса), приводящие к изменению спроса при данных ценах.
Неценовые факторы, влияющие на спрос
- Предпочтения потребителей (вкус и мода).
- Уровень дохода.
- Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то существуют прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой – обратная.
- Количество и состав покупателей на рынке.
- Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров.
Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. Изменение цены товара приводит к изменению величины спроса и движению вдоль кривой спроса, а неценовые факторы приводят к изменению спроса и к смещению кривой спроса (рис. 2.2)
Если неценовые факторы приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к Dl). Спрос при постоянной цене (Pl) возрастает от Ql к Q2.
Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D2). Спрос при постоянной цене (Pl) сокращается от Ql к Q2.
Общий закон спроса не носит абсолютного характера. Существуют исключения из него:
1. Спрос на низкокачественные товары первой необходимости может расти и при увеличении цены. Эта ситуация называется эффектом Гиффенг.
2. Эффект сноба отражает ту величину спроса, на которую он упадет, если другие люди увеличат потребление этого товара. Такой вид спроса характеризует стремление людей, которые не хотят быть «как все». С другой стороны, спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, т.к. богатый покупатель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений (эффект Веблена).
3. Эффект «цена – показатель качества» характеризует субъективное мнение покупателей , обусловленное предположением, что более высокая цена говорит о лучшем качестве товара.
4. Если покупатели видят, что цена на какой-то товар стала расти, то они полагают, что в следующем периоде цена возрастет еще больше, то они будут увеличивать спрос на этот товар, называемый товаром спекулятивного спроса.
В). Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
Предложение (Qs) – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени. Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому изменение цены (P) влечет за собой однонаправленное изменение предложения (Qs), т.е. при увеличении цены предложение растет, при снижении – падает.
Закон предложения представлен на рис. 2.3.
Qs =f (P)>O
Кривая предложения (S) характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения:
- величина издержек производства товара. Чем выше издержки (затраты), тем меньше объем предложения. В свою очередь, уровень издержек производства зависит от применяемой технологии и цен ресурсов, используемых в данном производстве;
- налоги субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращает издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.
- наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара субститута или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара;
- количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д. Увеличение числа фирм в отрасли приведет к увеличению рыночного предложения;
- ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.
Изменение объема предложения в результате изменения цены товара ведет к движению вдоль кривой предложения (рис. 2.3). Изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения (рис. 2.4).
При данной цене на товар предложение равно Q1. Снижение, например, цен на ресурсы уменьшит издержки производства, и при тех же ценах на товар производители предложат его больше: Q2>Q1. Кривая S сместится в положение S1. При удорожании ресурсов издержки производства возрастут и предложение при тех же ценах на товар уменьшится: Q1<Q2. Кривая S сместится в положение S2.
Г). Рыночное равновесие. Равновесие в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах. Влияние фиксированных цен на рыночное равновесие
Если свести вместе кривые спроса и предложения на одном графике (рис. 2.5), то получим модель, которую экономисты называют «Крест Маршалла», в честь автора, предложившего его в конце XIX в. Кривые пересекаются в одной точке – точке Е – точке рыночного равновесия. Цена, при которой спрос равен предложению называется равновесной Pe, а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров – равновесным QE.
При цене равновесия Pe спрос равен предложению и равновесный объем равен Qe. Если на рынке устанавливается цена выше равновесной P1, то (предложение больше спроса) возникает излишек, равный Q1 Q2. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.
При цене ниже равновесной P2 спрос больше предложения, возникает дефицит, равный Q3 Q4, который порождает конкуренцию между покупателями, и они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается, рынок движется к равновесию. Таким образом, рынок выступает как саморегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие. Способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием внутренних сил называется устойчивостью, или стабильностью рынка. В случае изменения спроса и предложения под влиянием неценовых факторов рыночное равновесие будет достигаться при других значениях равновесной цены и равновесного объема. Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем (рис. 2.6).
При увеличении спроса (рис. 2.6 a) и цена, и равновесный объем возрастают (P2>P1 и Q2>Q1); при снижении спроса (рис. 2.6 б) и цена, и равновесный объем сокращаются (P2<P1 и Q2<Q1).
Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесное количество продукции: если предложение увеличивается, то цена равновесия снизится, а равновесный объем возрастает; если предложение сократится, то равновесная цена возрастает, а равновесный объем сократится (рис 2.7).
Увеличение предложения (рис. 2.7 а) снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объем (P2<P1 и Q2.>Q1); уменьшение предложения (рис. 2.7 б) увеличивает цену и снижает равновесный объем (P2>P1 и Q2<Q1).
В зависимости от временных возможностей производителей и степени эластичности предложения в экономике различают три типа равновесия.
Мгновенное равновесие – возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично.
Краткосрочное равновесие – при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей нагрузки имеющихся мощностей.
Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли.