Классификация затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям

По степени однородности все затраты подразделяются на простые (одноэлементные) и комплексные. Простые затраты имеют однородное содержание: сырье и материалы, топливо, энергия, амортизация, заработная плата. Комплексные расходы включают разнородные элементы. К ним относятся, например, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, общецеховые расходы и др.

По признаку зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные. К переменным (пропорциональным) относятся затраты, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства. Эти затраты включают: расходы на основные материалы, режущий инструмент, основную заработную плату, топливо и энергию для технологических целей и др. Условно-постоянными (непропорциональными) являются расходы, размер которых не зависит от изменения объема производства. К ним относятся: заработная плата административно-управленческого персонала, расходы на отопление, освещение, амортизация и т.п.

Себестоимость продукции характеризуется показателями, выражающими: а) общий объем затрат на всю произведенную продукцию и выполненные работы предприятия за плановый (отчетный) период - себестоимость товарной продукции, сравнимой товарной продукции, реализованной продукции; б) затраты на единицу объема выполненных работ - себестоимость единицы отдельных видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции вспомогательных цехов), затраты на 1 руб. товарной продукции, затраты на 1 руб. нормативной чистой продукции.

Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции - это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

В зависимости от объема включаемых затрат различают цеховую, производственную и полную себестоимость. В цеховую себестоимость входят затраты отдельных цехов на изготовление продукции. Она является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета. Производственная себестоимость охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы. Полная себестоимость продукции включает все затраты, связанные с ее производством и реализацией. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов и исчисляется только по товарной продукции.

Снижение себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик. К сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.

Сметы затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещений. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен.

Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен, состоит из элементов, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные их группы.

В системе цен каждая отдельная цена и каждая группа цен находится во взаимосвязи со всеми другими ценами. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как это повлечет за собой изменения в целом ряде цен. Это обусловлено единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма хозяйствования и всех субъектов, действующих на рынке.

По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен.

Виды цен в зависимости от сфер торговли. На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операции и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

В сложившейся российской торговой практике было принято различать цены применительно к продукции производственно-технического назначения и так называемые отпускные цены применительно к продукции потребительского назначения.

Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере - предприятиям, организациям, предпринимателям.

Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.

Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Закупочные цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин "закупочные цены" можно трактовать гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.

Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

- индикатор, отражающий конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);

- регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д.

В связи с этим можно рассмотреть следующие функции цены на рынке:

1) измерительная. Цена показывает количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги;

2) соизмерительная. Используя данную функцию цены, можно сравнивать товары, дифференцировать их на дорогие и дешевые, сопоставлять ценности разных товаров;

3) учетная. Мир товаров с помощью цен переводится из натурально-вещественной в стоимостную форму. На макро- и микроуровне все показатели исчисляются в стоимостной форме. Цена становится вспомогательным инструментом учета. Она выступает также как инструмент расчета относительных показателей: рентабельности изделий, фондоотдачи и т. п. В связи с этим цена участвует в формировании основных финансово-экономических показателей предприятия, измеряемых в денежном выражении, и используется для анализа, прогнозирования и планирования основных производственных и обменных процессов. Цена является и показателем конъюнктуры рынка, отражает основные процессы, происходящие па нем;

4) регулирующая. Цена является инструментом регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Играет регулирующую роль и в распределении ресурсов, так как цены ресурсов ориентируют предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономию дорогих. Государство иногда использует эту функцию цены в своих целях с помощью налогов, дотаций и фиксирования цен на отдельные виды товаров или услуг;

5) социальная. Цена — фактор уровня жизни населения, влияющий на объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп, она является главной составляющей инфляционных процессов. От уровня и динамики цен зависит прожиточный минимум и потребительский бюджет семьи, поэтому социальная реакция на колебания цен весьма остра;

6) стимулирующая. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений. Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень побуждает к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов, с одной стороны, и рациональному поведению потребителей (спроса) — с другой.

Цена является инструментом образования прибыли, фактором налогообложения - цен на аренду квартир. В систему экономического стимулирования кроме цены включены, как известно, базирующиеся на цене экономические рычаги: прибыль, рентабельность, налоги. В современных рыночных условиях основным орудием конкурентной борьбы становится цена, а конкуренция — основная движущая сила производства;

7)распределительная. Распределение и перераспределение доходов происходит через уровень цен, их структуру, соотношение. Могут устанавливаться разные уровни цен для различных потребителей (для предприятий различных форм собственности, для промышленных потребителей и населения), могут достигаться более высокие или низкие цены за счет включения или невключения налогов (НДС, акциз). Перераспределительное ценообразование не есть явление, характерное только для государственного регулирования. Монополия также осуществляет перераспределительное ценообразование за счет присвоения чужих прибылей, как и олигополия в виде картеля, когда производители договариваются о монопольном уровне цены.

В перераспределительных процессах в экономике цена — не единственный фактор. Даже более существенную роль играет финансовая система. Изучая функции цены, следует отметить, что если другие элементы хозяйственного механизма (кредитный, финансовый) воздействуют на экономические процессы, как правило, административными методами, то цена всегда влияет на экономические интересы, т. е. это более тонкий инструмент. Производитель не в силах отменить налоги, зато он имеет массу способов манипулирования ценой за счет множества ее составляющих.

Планирование прибыли и рентабельности

Цель: Составить план по прибыли и рентабельности.

Задачи: Определить доходы, прибыль. Рассчитать точку безубыточности предприятия, построить график и сделать выводы по предполагаемому финансовому положению предприятия.

. ПРИБЫЛЬ

превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении. Различают полную, общую прибыль, называемую валовой (балансовой); чистую прибыль, остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений; бухгалтерскую, рассчитываемую как разницу между ценой (доходами от продажи) и бухгалтерскими издержками, и экономическую прибыль, которая учитывает вмененные, альтернативные издержки. Обычно экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину некомпенсированных собственных издержек предпринимателя, не учтенных в себестоимости, в которые иногда включают упущенные возможности. Кроме того, возможны издержки, не отраженные в балансе.

Различают

бухгалтерская прибыль — разница между ценой реализации (доходами от продажи) и бухгалтерскими издержками;

экономическая прибыль — учитывает дополнительные издержки, такие как некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, в том числе «упущенная выгода», затраты на «стимулирование» чиновников, дополнительные премиальные работникам.

Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько рублей прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

Таблица 6.4 Калькуляция себестоимости программирования ПП

Продукт План разработки ПП, шт. Материалы и комплектующие с транспортно-заготовительными расходами Основная заработная плата программистов Дополнительная заработная плата программистов Страховые взносы Итого прямые затраты на разработку ПП (себестоимость программирования)
На един., руб. На выпуск, тыс. руб. На един., руб. На выпуск, тыс. руб. На един., руб. На выпуск, тыс. руб. На един., руб. На выпуск, тыс. руб. На един., руб. На выпуск, тыс. руб.
 
Оповещатели                      
СИЗОД                      
Пожарные гидранты                      
Огнетушители                      

Таблица 6.5 Полная себестоимость программного продукта и оптовая цена

Наименование продукта План производства, шт. Материалы и комплектующие с транспортно-заготовительными расходами Расходы на содержание оборудования Амортизация ОС Общепроизводственные расходы Заработная плата управленческого персонала ЕСН и обязательные отчисления
На единицу, руб. На выпуск, тыс. руб. На единицу, руб. На выпуск тыс. руб. На единицу руб. На выпуск тыс. руб. На единицу, руб. На выпуск, тыс. руб. На единицу руб. На выпуск, тыс. руб. На единицу, руб. На выпуск, тыс. руб.
Оповещатели                          
СИЗОД                          
Пожарные гидранты                          
Огнетушители                          
Итого                          

Продолжение таблицы 6.5

Прочие общехозяйственные расходы Производственная себестоимость Коммерческие расходы Полная себестоимость Нормативная прибыль Оптовая цена (ПП), руб.
На единицу, руб. На выпуск, тыс. руб. На единицу, руб. На выпуск, тыс. руб. На единицу, руб. На выпуск, тыс. руб. На единицу, руб. На выпуск, тыс. руб. На единицу, руб. На выпуск, тыс. руб.
Оповещатели                    
СИЗОД                    
Пожарные гидранты                    
Огнетушители                    

Таблица 6.6 Смета затрат на производство

№ п./п. Наименование затрат Сумма, тыс. руб.
1. Материальные затраты  
2. Затраты на оплату труда и страховые взносы  
3. Амортизация основных средств  
4. Прочие затраты  
5. Итого затрат на производство  
6. Затраты на работы и услуги, не включаемые в валовую продукцию (-)  
7. Итого производственная себестоимость товарной продукции  
8. Коммерческие расходы  
9. Полная себестоимость товарной продукции  
10. Товарная продукция в оптовых ценах предприятия (без НДС)  
11. Прибыль от производства товарной продукции  

Таблица 6.7 Себестоимость реализованной продукции

Наименование изделий Объем продаж (штук) Полная себестоимость одного изделия (руб.) Себестоимость проданных товаров (тыс. руб.)
Оповещали      
СИЗОД      
Пожарные гидранты      
Огнетушители      
Итого

Таблица 5.7 Фонд заработной платы служащих по плану на 2012 год

№ п/п Производственно-управленческие функции Оклад по должности за месяц (руб.) Численность (чел.) Фонд заработной платы за год (тыс. руб.)
Руководитель проекта    
Менеджер продукта    
Менеджер проектирования    
Технологии качества    
Инженер    
Экономист Бухгалтер    
  Итого Х  

Таблица 5.8 Сводный фонд заработной платы работников предприятия по плану на 2012 год

Фонд оплаты труда Сумма (тыс. руб.)
Всего, в том числе  
1. Производственного персонала  
- основные – по разработке программных продуктов  
- вспомогательные – по сопровождению после продажи ПП  
- служащие  
2. Непроизводственного персонала  

Таблица 5.9 Сводный план по труду и заработной плате на 2012 год

№ п\п. Показатели Ед. изм. Значение
1. Всего по предприятию    
Численность работников Чел.  
Фонд заработной платы Тыс. руб.  
2. Производственная деятельность    
Объем продаж в оптовых ценах (без НДС) Тыс. руб.  
План производства в оптовых ценах (без НДС) Тыс. руб.  
Численность работников по разработке и сопровождению ПП Чел.  
Фонд заработной платы работников по разработке и обслуживанию ПП Тыс. руб.  
Производительность труда (выработка на 1 работника) Руб./чел.  
Среднемесячная заработная плата 1 работника за месяц Руб.  
3. Непроизводственная деятельность    
Фонд заработной платы Тыс. руб.  
Средняя заработная плата за месяц Руб.  

Таблица 6.1 Расчет амортизации основных средств

Наименование объекта ОС Кол-во Первоначальная стоимость, тыс. руб. Срок полезного использования, лет Сумма амортизации, тыс. руб.
ПЭВМ    
Принтер    
Сканер    
Станки    
ККМ    
Стол    
Сейф    
Факс    
Шкаф    
Кресло    
Транспортное средство    
Другое оборудование        

Таблица 6.2 Расчет расхода электроэнергии

Наименование оборудования Установленная мощность, Кв/ч Число единиц оборудования, шт. Время использования оборудования, час. Расход электроэнергии, кВт/час Коэффициент использования мощности Цена за КВТ/ч, руб. Затраты на электроэнергию, тыс. руб.
ПЭВМ 0.4 0,75 2.6 6333.6
Принтер 0.3 0,75 2.6 4750.2
Сканер 0.35 0,75 2.6 5541.9
Станки 1.5 0,75 2.6 33251.4
ККМ 0.4 649.6 0,75 2.6 1266.72
Факс 0.3 2923.2 0,75 2.6 5700.24

Таблица 6.3 Расчет потребности в материалах и их стоимости по изделиям на весь объем

Программный продукт М1 М2 М3 Стоимость материала по учетной цене, руб.
Пожарные рукава        
Огнетушители        
Пожарные гидранты        
Оповещатели        

Таблица 6.8 План по прибыли

Наименование показателей Плановый период
Доходы по обычным видам деятельности  
1. Выручка от продажи продукции (работ, услуг) за минусом НДС, акцизов, (тыс. руб.)  
Пожарные рукава  
Огнетушители  
Пожарные гидранты  
Оповещатели  
2. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) (тыс. руб.)  
Пожарные рукава  
Огнетушители  
Пожарные гидранты  
Оповещатели  
3. Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) (тыс. руб.)  
4. Прочие доходы по плану (тыс. руб.)  
5. Прочие расходы по плану (тыс. руб.)  
6. Прибыль (убыток) до налогообложения (тыс. руб.)  
7. Платежи в бюджет  
8. Чистая прибыль  
9. Рентабельность продукции (%)  
10. Рентабельность продаж (%)  

Таблица 6.9 Затраты на производство и реализацию продукции

Состав затрат Продукция
Пожарные рукава Огнетушители Пожарные гидранты Оповещатели
Условно – постоянные затраты всего, (тыс. руб.): в том числе:        
         
         
         
         
         
         
         
         
итого        
Условно – переменные затраты всего, (тыс. руб.): в том числе:        
         
         
         
         
         
         
         
итого        

Таблица 6.10 Маржинальный доход, порог рентабельности

Наименование показателей Ед. изм. План
1. Выручка от реализации продукции Тыс. руб.  
2. Условно-постоянные расходы на весь объем Тыс. руб.  
3. Условно-переменные затраты на весь объем Тыс. руб.  
4. Маржинальный доход Тыс. руб.  
5. Цена по изделиям Руб.  
Пожарные рукава    
Огнетушители    
Пожарные гидранты    
Оповещатели    
6. Условно-переменные затраты на 1 ед. по изделиям Руб.  
Пожарные рукава    
Огнетушители    
Пожарные гидранты    
Оповещатели    
7. Точка безубыточности по изделиям Шт.  
Пожарные рукава    
Огнетушители    
Пожарные гидранты    
Оповещатели    
8. Порог рентабельности Тыс. руб.  
Пожарные рукава    
Огнетушители    
Пожарные гидранты    
Оповещатели    

Наши рекомендации