Финансовая система и финансовая политика

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений как части общих экономических отношений. Финансовая система включает в себя все институты государственных финансов в их взаимодействии с кредитными учреждениями. Через финансы государство оказывает огромное влияние на весь процесс воспроизводства, на распределение, перераспределение национального дохода, на развитие производительных сил в целом. В системе государственных финансов особое место занимает государственный бюджет, то есть централизованный фонд денежных ресурсов, которым распоряжается правительство страны для осуществления своих социально-экономических функций. Государственный бюджет принимается первоначально государственной думой в нескольких чтениях, затем передается на утверждение в высшую палату российского парламента — в Совет Федераций, а затем поступает на подпись к президенту страны. После этого государственный бюджет становится главным финансовым законом государства. В государственном бюджете должна быть определена главная стратегическая линия развития экономики на очередной год, а также определены основные экономические приоритеты. После этого определяются конкретные объемы государственного финансирования расходных статей бюджета.

Бюджет в собственном смысле слова — это роспись доходов и расходов в денежной форме на определенный срок, чаще всего на год. С одной стороны, бюджет — это соотношение между доходами и расходами, а с другой стороны, — это совокупность, запас, количество финансовых ресурсов и средств, которыми располагает государство, предприятие, семья или человек, которые могут быть использованы на определенные цели. Государство использует бюджетные средства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, на государственное регулирование экономики, на антикризисную и внешнеэкономическую политику. Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий всё многообразие государственных функций. Госбюджет состоит из 2 частей: его доходной, или дебетовой, части и его расходной, или кредитовой части.

По общепризнанной классификации, основные расходные статьи госбюджета подразделяются на:

1. расходы на государственное управление,

2. военные расходы,

3. расходы на предпринимательскую деятельность государства,

4. расходы на проведение внешнеэкономической деятельности государства,

5. расходы на социальные программы,

6. расходы на НИОКР.

Важной частью государственных расходов является содержание всех звеньев государственного аппарата: министерств, ведомств, агентств, палат и т. д. Количество управленческих чиновников имеет тенденцию к устойчивому непрерывному росту, хотя современная Россия стала значительно меньше бывшего СССР, количество государственных чиновников в России стало не меньше, а больше, чем было в СССР. При этом уровень эффективности управления национальной экономикой резко снизился.

Значительный удельный вес в расходах государства во всех странах занимают военные расходы. Они идут на материально-техническое обеспечение армии, на содержание армейского аппарата и контрактных подразделений.

Определенное количество предприятий (около 30%) и после проведенной приватизации находятся в руках и на содержании государства. Это, в первую очередь, предприятия таких стратегически важных отраслей, как оборона, космос, энергетика.

Государственные расходы на НИОКР связаны с необходимостью государственной поддержки научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности. К социальным программам относятся расходы на содержание нетрудоспособных, пенсии, стипендии, пособия, на государственное здравоохранение и образование, связь, транспорт и охрану окружающей среды. Растущее многообразие функций государства ведет к тому, что масштабы государственных расходов увеличиваются быстрыми темпами. Так, например, в США за ХХ век государственные расходы выросли в 350 раз, а в интервале с 1980 года по 1990 год расходы госбюджета США удвоились с 433 млрд. долларов до 877 млрд. долларов.

Важнейшим источником доходной части госбюджета являются налоги. В настоящее время от 80 до 90% госбюджета формируются за счет налогов. Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государственными и местными органами власти с предприятий, предпринимателей, населения. Налоги взимаются преимущественно в денежной форме. Налоги поступают частично в общегосударственные, а частично — в республиканские областные городские и местные бюджеты. Бенджамин Франклин — один из авторов Декларации независимости США, утверждал, что в этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов. Различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги являются налогами на прибыль предприятий и на доходы частных лиц. Налоги на частные лица начинаются с определенного минимума доходов (необлагаемого налогами минимума). В России это минимальный размер оплаты труда. МРОТ связан с прожиточным минимумом, с минимальной потребительской корзиной в расчете на одного человека. К прямым налогам относятся: подоходный налог (13%) — единый налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на имущество, налог на «сделки с капиталом», т. е. налог на доходы от операций с ценными бумагами. В ряде случаев законодательные органы или правительство принимают решения об освобождении определенных категорий людей, предприятий, отдельных видов деятельности от налогов или об уменьшении налоговых ставок. Налоговая ставка — это размер налога на единицу обложения. В практике разных стран встречаются твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Наряду с прямыми налогами в наполнении госбюджета активную роль играют косвенные налоги, которые включаются в цену товара или услуги и которые платит потребитель соответствующих товаров и услуг. Среди косвенных налогов выделяются: налог с оборота товаров широкого народного потребления, к которым относятся в том числе продовольствие, а среди продовольственных товаров выделяется в этом смысле вино-водочная продукция. Именно в цене вино-водочных изделий заключен большой процент налога с оборота. Это обстоятельство позволило журналистам назвать налог с оборота «пьяным налогом». С давних времен государство активно пополняло свой бюджет за счет продажи алкогольной продукции. Недавние попытки сократить государственную продажу вино-водочных изделий в целях сокращения ее потребления привели к тому, что этот вид продукции стали производить нелегальные «левые» производители, и доходы пошли в их карман, а не в бюджет государства. Нелегальная алкогольная продукция отличается крайне низким качеством и является опасной для жизни потребителя в прямом смысле слова, поэтому на повестке дня сейчас стоит вопрос о возвращении к государственной винной монополии.

Другим видом косвенного налога является фискально-монопольный налог. Это налог на товары, производство которых является исключительной монополией государства, например, изделия из драгоценных камней и металлов, а также оружие.

Разновидностью косвенных налогов являются и таможенные пошлины. Они взимаются при перевозке товаров через государственную границу. Особенно важную роль в современных условиях играют импортные пошлины. Журналисты небезосновательно называют прямые налоги налогами на богатых, а косвенные налоги — налогами на бедных. В западных и особенно Скандинавских странах государство основной упор в налоговой политике делает на прямые налоги, взимаемые с предприятий и доходов высокооплачиваемых групп населения. Так, например, Швецию называют страной шведской модели социализма или страной с капитализмом в производстве, но с социализмом в распределении. Под этим подразумевается прогрессивное прямое налогообложение корпораций и наиболее высоких доходов граждан, которые шведское государство имеет возможность потратить на поддержку наименее обеспеченных граждан своей страны. Эти меры фискальной политики позволяют поднять платежеспособнный спрос шведского населения, а высокий платежеспособный спрос, как известно, является важнейшим стимулом для развития национальной экономики.

В России же наоборот в налоговой политике государства акцент сделан не на прямые, а на косвенные налоги. А это в условиях крайне низких доходов основной массы населения ведет к его дальнейшей предельной дифференциации. В связи с этим современную Россию журналисты называют «одна страна, но два народа», имея в виду 10% новых богатых русских и остальное старое русское бедное население. Такая государственная политика приводит к перекосам в потребительском спросе населения, к дальнейшему снижению платежеспособного спроса основной массы населения. Это приводит к резкому снижению стимулов развития национальной экономики и ее постепенной деградации.

Одной из важных проблем фискальной политики является проблема полноты взимаемости налогов. С этим вопросом в российской экономике далеко не все в порядке. Это связано с тем, что теневая экономическая деятельность не приносит государству налоговых поступлений. Призывы же к производителям выйти из тени остаются без ответа. Крупные легальные компании и фонды также не доплачивают государству налогов. Так, например, одним из пунктов обвинения М. Ходорковского и возглавляемого им «ЮКОС»’» является обвинение в неуплате налогов государству на огромные суммы. Такие же обвинения можно было бы предъявить и другим олигархам и возглавляемым ими компаниям. Странно, что даже те компании, где существенная часть капитала принадлежит государству, как например, ГАЗПРОМ, также не доплачивают государству налогов. Существуют различные способы сокрытия доходов от налогообложения. Например, искусственные банкротства предприятий, которые являются банкротами только для официальных налоговых органов. Способом ухода от налогообложения является регистрация предприятий в свободных экономических зонах. Налоговые льготы и моратории на уплату налогов на определенный срок якобы необходимы для развития этих зон и регионов. Однако, на практике такие меры вовсе не приводят к развитию этих регионов. Недополучение государством налоговых поступлений связано и с большим количеством налоговых льгот, которыми обладают ряд фондов и общественных организаций, имеющих право коммерческой экономической деятельности. Такие фонды и организации, как Российский фонд спорта, Организация воинов-афганцев и т. д., которые имеют значительные доходы от реализации алкогольной и табачной продукции, тем не менее имеют существенные налоговые льготы. Еще одной причиной недополучения существенных налоговых средств является недостаточная транспарентность, т. е. прозрачность современной российской экономики.

Налоги должны играть в экономике не только фискальную функцию пополнения государственного бюджета денежными ресурсами, но также и стимулирующую функцию. Налоги должны быть стимулятором и регулятором экономической активности воздействия на воспроизводственные процессы. Налоги не должны убивать материальной заинтересованности производителей в результатах своего труда. Государство также должно вести непримиримую борьбу скриминальным рэкетом, вымогательством в отношении частных предпринимателей, обеспечивать экономическую и личную безопасность последних.

Ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы, называется дефицитом государственного бюджета, который правительство пытается восполнить за счет дополнительной денежной эмиссии, а также за счет внутренних и внешних займов. Эти меры зачастую приводят к обострению такой экономической проблемы, как инфляция, о которой будет сказано отдельно. В условиях госбюджетного дефицита правительство прибегает также к снижению государственных расходов. Это называется секвестром расходных статей государственного бюджета.

Вопросы для повторения:

1. Что представляет собой государственный бюджет?

2. Кем он принимается?

3. Что такое защищенные и незащищенные расходные статьи госбюджета?

4.Почему предприятия стремятся, особенно сейчас, уклониться от уплаты налогов?

5. Что такое рэкет?

Лекция 9

Наши рекомендации