Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)— это хозяйственная предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Согласно законодательству Российской Федерации все хозяйствующие субъекты, функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции.
Особое место в ВЭД занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП), объединяющая предпринимателей, различные ассоциации и фонды. ТПП содействует деловому сотрудничеству с зарубежными партнерами: представляет интересы своих членов в различных международных организациях, патентует изобретения, проводит экспертизы, организует выставки, защищает права предпринимателей в международных арбитражных судах, создает единую информационную систему, формирует негосударственный реестр предприятий и предпринимателей и выполняет другие функции.
Механизм регулирования ВЭД разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в котором предусмотрены следующие методы регулирования:
§ таможенно-тарифные;
§ нетарифные.
Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД определяется перечнем основных документов, необходимых для таможенного оформления:
· счет-фактура, в котором указываются наименование (перечень) экспортируемой или импортируемой продукции, цена за единицу, количество и общая стоимость;
· паспорт сделки экспортера (импортера) или бартерной сделки, оформляемой в уполномоченных банках;
· сертификат соответствия ГОСТу Российской Федерации (для товаров, требующих подтверждения безопасности);
· сертификат прохождения товара по требованию таможенных органов в необходимых случаях;
· лицензии для лицензируемых товаров.
Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России. В отдельных документах — Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» — таможенные механизмы уточняются.
Таможенный тариф — система ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары. Он выполняет следующие функции:
§ фискальную — обеспечивает пополнение доходной части бюджета;
§ защитную — предохраняет национальную экономику от чрезмерной конкуренции;
§ регулирующую — оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая развитие других.
Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основу которой составляет Гармонизированная система описания и кодирования товаров (СТС) — международная товарно-статистическая номенклатура.
В России используются импортный и экспортный тарифы, хотя в отдельных странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен 1 января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо- и пиломатериалы и др.
Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусматривает три уровня ставок таможенных пошлин:
· базовый — для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования нации (PHБ);
· максимальный — для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, для которых не используется РНБ (например, из Эстонии), а также для товаров, страна происхождения которых не установлена; эти ставки больше базовых;
· минимальный — для товаров из развивающихся стран (Албании Бразилии, Вьетнама, Турции и др. — всего 130 стран); эти ставки меньше базовых.
Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран (Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. — всего 47 стран) и из стран СНГ — участниц Таможенного союза (России, Белоруссии, Казахстана).
Сумма таможенной пошлины (ТП) при ввозе-вывозе товара определяется в процентах от таможенной стоимости товара (ТС):
ТП = ТС × П/ 100,
где П — ставка таможенной пошлины, %.
Наиболее распространенным методом определения таможенной стоимости является метод оценки по цене сделки с ввозимым товаром. На практике таможенной стоимостью признается стоимость, указанная в счете-фактуре.
Помимо тарифных используются нетарифные методы регулирования — различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья людей, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и др.
К нетарифным методам регулирования относятся:
§ лицензирование, т.е. выдача специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров — лицензий. Лицензии бывают разовыми и генеральными (сроком на один год). Лицензированию подлежат квотируемые товары, специфические товары, товары двойного назначения, монополия на торговлю которыми установлена государством;
§ квотирование (определение квоты) — запрет и ограничение экспорта и (или) импорта. Применяется как защитные меры, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству определенных товаров, и соответствует правилам мировой торговли, установленным ГАТТ/ВТО. В России процедура принятия таких мер предусмотрена Порядком проведения расследования, предшествующего введению защитных мер, утвержденным 21 декабря 1995 г.