Рынок сырья, материалов икомплектующих
Газированные энергетические напитки готовят с использованием доброкачественной питьевой воды, сахара, кофеина, таурина, группы витаминов В,пищевых органических кислот. Мы планируем добавления натуральных экстрактов природных энергетиков Гуарана и Женьшень.
Вода для приготовления безалкогольных напитков должна удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Помимо очистки на городских водоочистительных станциях, на заводе, где изготовляются напитки, воду подвергают дополнительной фильтрации через специальные фильтры.
В производстве газированных напитков важным элементом является их газирование. Насыщение углекислым газом производится под давлением жидкой углекислотой в особых аппаратах — сатураторах. В последних должны быть обеспечены герметичность и автоматизация процессов подачи воды и углекислоты, их смешение, а также выпуск воды в розлив.
Качество газированных напитков должно удовлетворять требованиям действующих стандартов ГОСТа. Напитки должны быть прозрачными, без осадка и посторонних частиц. В них не допускается содержания солей тяжелых металлов, мышьяка и консервирующих веществ. Содержание углекислоты должно быть не менее 0,4% (весовых). Во всех видах безалкогольных напитков не допускается применения каких-либо заменителей и суррогатов сахара. Для подкисления напитков применяются лимонная, винная и молочная пищевые кислоты, а для придания аромата — пищевые фруктовые эссенции.
Рассмотрим требуемые объемы потребления материальных затрат и закупочные цены, заложенные в проекте. Цены указаны с учетом доставки на завод.
В таблице 5.1 представлен перечень необходимого сырья для производства газированных энергетических напитков, а также указана средняя цена за единицу.
Таблица 5.1 – Перечень и стоимость необходимого сырья для производства энергетического напитка «FU*K»
Наименование | руб/кг |
Витамины группы D | 419,1 |
Инозитол | |
Аскорбиновая кислота (С) | 464,2 |
Пиридоксин (В6) | |
Витамин В12(Цианокобаламин) | |
L-карнитин | 3019,5 |
D-рибоза | |
Экстракт женьшеня | |
Экстракт гуараны |
Стоит отметить, что данный состав максимально экологичен и состоит из природных компонентов, что сейчас является основным требованием во многих товарных категориях. Данный состав всего на 1.02 руб., прибавляет к себестоимости данного продукта.
В таблице 5.2 представлен перечень и стоимость необходимых материалов для производства продукции ООО «TEAMSIX». Цены указанны на банки формата SLIM и SLIK. Так же планируется разливать напитки в тару 0,45л., это новый и современный стандарт, который только появляется в России и пока не используется на рынке энергетических напитков, позволяющий снизить себестоимость конечного продукта и соответственно цены для покупателя.
Таблица 5.2 – Перечень и стоимость необходимых материалов для производства энергетических напитков.
Наименование материалов | Ед. изм. | Средняя цена за ед., руб. |
Банка алюминиевая 0,45 | шт | 7,95 |
Крышка для укупоривания банки 0,45 | шт | 0,55 |
Банка алюминиевая 0,25 | шт | 7,1 |
Крышка для укупоривания банки 0,25 | шт | 0,3 |
Пленка т/у 470*110 | кг | 80,1 |
В России имеется большое количество производителей и поставщиков сырья и материалов для производства газированных энергетических напитков, которые могут предложить широкий ассортимент наименований товаров. Нами был выбран крупный оптовый поставщик с безупречной репутацией – «АМК Групп»
Важным фактором является то, что конкуренты могут повлиять на условия закупок, предложив поставщикам более выгодные условия для сотрудничества. Поскольку для ведения хозяйственной деятельности каждому предприятию нужны внешние поставки (сырьё, материалы), то возникает прямая зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих поставки указанных ресурсов. На рынке закупок предприятия больше всего интересуют условия получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т.д.). При наличии информации о закупках предприятия, конкуренты могут достаточно точно спрогнозировать сроки и объемы газированных энергетических напитков, которые будут произведены, а информация о ценах позволят понять их стоимость.
В настоящий момент достигнута договоренность о сотрудничестве ООО «TEAMSIX» и ООО «АМК Групп» относительно поставок благодаря широкому ассортименту товаров и приемлемым ценам поставщик может обеспечить значительную долю поставок необходимого сырья и материалов.
Конкуренция на рынкесбыта
Среди предприятий, наиболее успешно работающих в сфере производства газированных, энергетических, безалкогольных напитков в первую очередь необходимо отметить международные корпорации «Coca-Cola», «PepsiCO» и «RedBullGmbH», Global Functional Drinks AG.
ООО «TEAMSIX» на рынке производства газированных напитков имеется достаточное количество сильных конкурентов, поэтому динамично развивающемуся предприятию необходимо выделить свои сильные и слабые стороны. В дальнейшем это поможет определить преимущественное превосходство исследуемого предприятия в некоторых сегментах производства газированных напитков.
Таблица 5.3 – Сильные и слабые стороны ООО «TEAMSIX» относительно основных конкурентов
Показатели | Степень важности показателя (в баллах от1 до3) | Балльная оценка конкурентоспособности | ||||
Сильные стороны | ||||||
Использование новейшего оборудования мировых производителей | * | |||||
Соответствие напитков стандартам ГОСТа | * | |||||
Высокое качество продукции, способствующей укреплению здоровья человека | * | |||||
Возможность сбыта продукции в крупные торговые сети | * | |||||
Высокоэффективная маркетинговая составляющая продукта | * | |||||
Профессиональная команда | * | |||||
Итого | ||||||
Слабые стороны | ||||||
Собственная сырьевая база для производства основной продукции | * | |||||
Узкий ассортимент продукции | * | |||||
Отсутствие свободных финансовых средств у предприятия в данный момент | * | |||||
Неизвестность торговой марки на рынке | * | |||||
Итого |
Таким образом, предприятие имеет определенный запас конкурентных преимуществ на рынке, чтобы занять на нем соответствующую нишу.
Удельный вес конкурентов в обороте рынка.Рынок производства энергетических напитков в России достаточно диверсифицирован и обладает средней конкуренцией. Для того, чтобы определить удельный вес конкурентов в обороте рынка страны, был рассчитан удельный вес группы предприятий – конкурентов в общем объеме производства энергетических напитков в России. Крупные предприятия имеют по несколько филиалов, расположенных в разных районах страны, некоторые насчитывают более десятка отделений, поэтому такие крупные холдинги занимают лидирующие позиции. Многие предприятия по масштабам будут превышать показатели ООО «TEAMSIX», что дает им преимущество в количестве производимой продукции. Однако, предприятие может динамично развиваться и занять свою нишу на федеральном уровне.
и |
Технологический уровень предприятий - конкурентов.Технологический уровень конкурентов ООО «TEAMSIX» достаточно высок. Конкуренты располагают не только автоматическими и полуавтоматическими линиями розлива энергетических напитков, но и оборудованием, которое может выполнить полный процесс производства, включая мойку бутылок, укупорку бутылок. Такая производственная линия может сэкономить сырье и время, улучшить санитарные условия, повысить производительность и экономическую прибыль.
ООО «TEAMSIX», выходя на национальный рынок, имеет большой потенциал для конкурентной борьбы. Планируется приобретение современного оборудования для производства напитков высокого качества, а также серьезные финансовые вложения в брендирование и рекламу. Разработана линейка уникальных для российского рынка энергетических напитков, как по составу, так и по маркетинговой составляющей напитков «FUKK», производимых из натуральных ингредиентов. Данные факторы будут способствовать ООО «TEAMSIX» добиться высоких количественных и качественных показателей деятельности.
Цены конкурентной продукции и используемые конкурентами способы стимулирования сбыта.Рынок энергетических напитков является средне насыщенным. Цены на энергетические напитки складываются под влиянием большинства предприятий России. Поэтому все предприятия, в том числе конкуренты ООО «TEAMSIX», работают в рыночных условиях и ориентируются на уровень рыночных цен. Таким образом, существенных отличий цен на продукцию ООО «TEAMSIX» и других предприятий наблюдаться не будет. Первый год планируется выведение продукции по ценам ниже рынка для демпингового завоевания ниши рынка, это становится возможным с учетом запаса маржинальности напитка. Натуральность напитка и сильная маркетинговая составляющая проекта будет давать дополнительный стимул сбытовой политике.
Сбытовая политика предприятий построена с различными стратегиями. ООО «TEAMSIX» придерживается стратегии продажи энергетических напитков «круглый год», с учетом не сильной подверженности сезонности спроса, соответственно это не потребуетналичия большихмощностей по хранению продукции.
Проблемы каналов сбыта.
Одна из проблем российских производителей энергетических напитков – жестокая борьба за каналы сбыта, так как сегодня ритейлеры диктуют свои условия производителям. Роль этого игрока рынка становится настолько значимой, что в некоторых регионах уже можно говорить о том, что они формируют рынок и диктуют правила игры.
Таблица 5.4 - анализ субъектов рынка сбыта России по направлению энергетические напитки.
Используя свое монопольное положение, «сетевики» всеми силами стараются не просто диктовать свои требования к объему, ритмичности и срокам поставок, они стремятся полностью контролировать поставщиков.
Среди примеров такого «поведения» со стороны сетей достаточно привести замораживание цен в одностороннем порядке, требование предоставления минимальной цены в городе, многочисленные штрафы, требование сделать крупный фиксированный взнос на депозит сети, где он должен храниться в течение всего времени действия договора и другие.
Требования «монополистов сбыта» вполне понятны и объясняются растущей конкуренцией между сетями и борьбой за покупателя. Они борются за увеличение показателей доходности с квадратного метра своей торговой площади, у каждого ритейлера существует определенная норма доходности, ниже которой нельзя опускаться. А с другой стороны, их
«терроризируют» покупатели, которые хотят большой ассортимент, качество и минимальные цены (потребитель также развивается вместе с рынком и начинает диктовать свои условия).
Кроме того, большинство магазинов не имеют больших складских площадей: товары выставляются непосредственно в торговом зале. Этим объясняются жесткие требования к поставке.
Очевидно, что ритейлеры очень заинтересованы в надежных поставщиках, с которыми им будет удобно работать и главное, они готовы отдать им предпочтение. Профессиональная команда ООО «TEAMSIX» сможет себя зарекомендовать, как надежный поставщик, за счет большого опыта работы с крупными сетями. Удобным будет считаться тот поставщик, у которого будет наилучшим образом организована логистика и учет поставляемых товаров.
Таким образом, точку взаимного интереса и выгоды для поставщика и ритейлера надо искать в лучших условиях поставки товара, в большей четкости работы. Чтобы соответствовать этим задачам производителям (в т.ч. ООО «TEAMSIX») необходимо:
1. Доставлять товар быстрее и дешевле остальных игроков вотрасли.
2. Предлагать лучшие условия дилерам и розничным сетям, причем с каждым работатьиндивидуально.
3. Точно планировать и прогнозировать закупки, складские площади, финансовые средства.
4. Поддерживать широкий ассортимент и складские запасы, адекватныеспросу.