Мировой рынок лакокрасочных материалов. Необходимость проведе­ния маркетинговых исследований на рынке лакокрасочных материалов в Республике Беларусь

Строительная отрасль является приоритетной в структуре национальной экономики. В Республике Беларусь ведется интенсивное жилищное строитель­ство – по количеству вводимого в эксплуатацию жилья на душу населения Бела­русь значительно опережает большинство стран СНГ.

Использование лакокрасочный материалов в строительстве и промыш­ленно­сти весьма широко, и спектр применения данной продукции огро­мен. На рынке сегодня представлен огромный ассортимент лакокрасочных ма­териалов: на любой вкус и бюджет. Объемы потребления лакокрасочных мате­риалов еже­годно только возрастают, не удивительно, что все большее количе­ство и оте­че­ственных и иностранных производителей стремятся занять на этом рынке свою нишу.

Для вывода строительства на современный уровень необходимо высокое качество не только строительно-монтажных, но и отделочных работ. В настоя­щее время около половины мирового рынка лакокрасочных материалов (46-48%) приходится на строительные лаки и краски. Поэтому все, что связано с ка­чеством, ассортиментом и технологией их применения. Привлекает к себе при­стальное внимание строителей.

Лакокрасочные материалы в строительной отросли решают две основные задачи: защищают поверхность материалов от разрушения под воздействием ат­мосферных факторов и выполняют эстетическую функцию.

Сегодня на рынке огромный выбор строительных и отделочных материа­лов, инженерных конструкций для зданий и строительных технологий. Немало­важным является умение ориентироваться в их многообразии, идти в ногу со временем.

Быстро меняющийся мир моды на интерьеры обуславливает и возрастаю­щий спрос дизайнеров и строителей к спектру красок. Как правило, рынок чутко и быстро откликается на эти требования, предоставляя все новые и новые воз­можности, ведь без красок не обходится ни один ремонт независимо от типа строения и назначения помещений.

Использование лакокрасочный материалов в строительстве и промыш­ленно­сти весьма широко, и спектр применения данной продукции огро­мен. На рынке сегодня представлен огромный ассортимент лакокрасочных ма­териалов: на любой вкус и бюджет. Объемы потребления лакокрасочных мате­риалов еже­годно только возрастают, не удивительно, что все большее количе­ство и оте­че­ственных и иностранных производителей стремятся занять на этом рынке свою нишу.

Мировые продажи лакокрасочных покрытий составляют 64 млрд. долл. в год. Как известно, мировой рынок лакокрасочных материалов на три четверти составляют фирмы из США, Западной Европы и Японии, которые серьезно кон­курируют друг с другом. Однако ежегодный рост сбыта их продукции в странах этих регионов составляет всего 2-3 процента. Наиболее перспективными сегодня признаны рынки Азии, Латинской Америки и Восточной Европы, в которой ежегодный рост составляет около 8 процентов.

Насыщение рынка лакокрасочных материалов, в свою очередь, приводит к необходимости консолидации фирм-производителей. Подобная концентрация позволяет крупным компаниям сохранять мощные позиции на рынке и в то же время не мешать малым и средним предприятиям, которые составляют боль­шинство и которые всегда имеют собственную нишу благодаря гибкой поли­тике и высокой специализации.

Агентство IRL (Лондон) опубликовало список 50 крупнейших произво­дите­лей лакокрасочной продукции Европы. В первую десятку, как и следовало ожидать, вошли международные транснациональные корпорации: BASF Group, Du Pont, Akzo Nobel, ICI Group, PPG Industries и другие.

А вот дальше идут в основном национальные компании. Из 50-ти компа­ний вошедших в рейтинг IRL Чехию представили восемь производителей, Рос­сия представлена шестью, Турция – четырьмя предприятиями.

Ситуация на рынке лакокрасочных материалов Республики Беларусь ха­рактеризуется избыточным для существующего платежеспособного спроса тем­пом роста предложения. Происходит стабилизация объемов потребления. Рост рынка сократился до 2-3 % в год. При этом продолжается рост импорта, кото­рый, начиная с 1998 года, непрерывно увеличивается.

В Беларуси около 50 % выпускаемых строительных красок приходится на 7-8 предприятий , которые составляют основ отечественной лакокрасочной про­мышленности. Всего в республике имеется более 100 предприятий, выпус­каю­щих лакокрасочную продукцию.

Важным критерием, влияющим на спрос на лакокрасочную продукцию, является соотношение цена/качество, которое зависит от многих факторов. Важ­нейшим фактором, имеющим значение не только для производителей лакокра­сочных материалов, но и для их потребителей, является состояние рынка сырье­вых компонентов.

Следует отметить, что переход к еще более широкому выпуск лакокра­соч­ных материалов сдерживается отсутствием отечественного производства це­лого ряда сырьевых компонентов. Применение импортного сырья для производ­ства лакокрасочных материалов существенно повышает стоимость готовой про­дук­ции отечественных производителей.

Существенным для республики стало и то, что импортеры, не имея реаль­ной перспективы увеличения поставок готовой продукции материалов в Бела­русь, гибко реагируют на такую ситуацию: они предпринимают практиче­ские шаги по строительству лакокрасочных производств на территории Бела­руси.

Конкурентная борьба заставляет предприятия пересматривать свои взгляды на ассортимент и качество выпускаемых материалов. Предприятия стали активно внедрять в производство акриловые материалы для строительства (грунтовки, шпатлевки, фасадные и внутренние краски, краски для отделки и обработки древесины и т. д.). Увеличивается выпуск продукции в мелкой фа­совке, улучшается внешний вид и полиграфическое исполнение упаковки, рас­ширяется ассортимент материалов.

Несмотря на то, что более половины лакокрасочной продукции выпуска­ется группой ведущих предприятий, расположенных в центральном и западном регионах Беларуси, значительная доля прироста объемов достигается за счет создания новых предприятий и фирм. Для них этот вид деятельности крайне привлекателен, т. к. уровень рентабельности лакокрасочных производств со­ставляет 40-60 %.

В настоящее время, в основном, организуются мелкие предприятия про­из­водительностью 100-500 т в год. Именно таких предприятий – большинство в республике. Они, как привило, имеют заводы по производству сухих смесей, выпускают достаточно широкую номенклатуру и занимаются строительно-мон­тажными работами.

За последнее десятилетие повысился не только общий выпуск лакокра­соч­ных материалов, но и значительно улучшились условия для развития техниче­ского потенциала и научного обеспечения лакокрасочных производств. Сегодня предприятия республики, самостоятельно развивая научную базу и, ра­ботая в тесном контакте с потребителем, разрабатывают и выпускают современ­ные вы­сококачественные лакокрасочные материалы. В результате на отечест­венном рынке лакокрасочной продукции появились местные материалы, состав­ляющие достойную конкуренцию импортным.

Важным достижением последнего десятилетия в области научно-техниче­ского маркетинга и научно-технического менеджмента является корен­ное изме­нение подходов к проблеме реализации готовой продукции. Практиче­ски во всей стране сформирована современная динамическая дилерская и марке­тинго­вая сеть. Созданные и функционирующие в Беларуси дилерские фирмы, как правило, хорошо оснащены материально, имеют современные базисные склады, широко используют прогрессивные методы маркетинга, рекламу, ин­формацион­ное обеспечение, делают первые попытки технического сопровожде­ния прода­ваемой продукции. Принципиально новым в последние годы является создание сети специализированных магазинов по продаже лакокрасочной про­дукции.

К сожалению, в республике нет аналитиков, которые могли бы прогнози­ровать спрос на лакокрасочную продукцию. Но, ориентируясь на развитие рос­сийского рынка (на 2000-2006 гг. они достигли роста производства более 5 % в год), перспективы белорусского рынка лакокрасочных материалов выглядят весьма оптимистично.

В связи с этим возникает необходимость изучения конъюнктуры рынка лакокрасочных материалов Республики Беларусь для определения возможных путей снижения импорта данных материалов.

Предметом маркетинговых исследований в рамках данного дипломного проекта является анализ конъюнктуры рынка лакокрасочных материалов Рес­публики Беларусь. Для этого использовались кабинетные, частично полевые, количественные, аналитические исследования.

Наши рекомендации