Показатели рентабельности и методика ее расчета. Пути повышения прибыли и рентабельности.

1. Показатели рентабельности и методика их расчета

Общая величина прибыли, полученная предприятием, не может полностью характеризовать эффективность его производственно-хозяйственной деятельности, так как ее величина обусловливается размером предприятия. Поэтому возникает необходимость относительной характеристики прибыльности (доходности) предприятия в виде соизмерения полученной прибыли с величиной основного и оборотного капитала. Это соотношение, выраженное в процентах, характеризует рентабельность, т.е. степень прибыльности.

В соответствии с видами прибыли различают следующие показатели рентабельности:

-общая рентабельность; -рентабельность предприятия; -рентабельность собственного капитала; -рентабельность отдельных видов и продукции в целом; -рентабельность продаж.

Общая рентабельность Rобщ характеризует размер общей прибыли, получаемой на один рубль вложенных средств.

Рентабельность предприятия (Rnp) определяется как отношение чистой прибыли Пч к среднегодовой стоимости основного производственного и нормируемого оборотного капитала, %: Показатели рентабельности и методика ее расчета. Пути повышения прибыли и рентабельности. - student2.ru .

По данному показателю оцениваются результаты предприятия.

Рентабельность собственного капитала (Rрr) определяется отношением чистой прибыли (Пч) к величине собственного капитала Кс: Показатели рентабельности и методика ее расчета. Пути повышения прибыли и рентабельности. - student2.ru .

Рентабельность отдельных видов и продукции в целом (Rпрод) определяется отношением прибыли от реализации продукции (Прr) к ее полной себестоимости (Сп), %: Показатели рентабельности и методика ее расчета. Пути повышения прибыли и рентабельности. - student2.ru .

Данный показатель отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда.

Рентабельность продаж (оборота ) (Roб) рассчитывается отношением прибыли от реализации продукции к объему продаж

2. Пути повышения прибыли и рентабельности

Прибыль – это экономический показатель, который постоянно изменяется под влиянием различных факторов. Основными из них являются рост общего дохода предприятия и снижение текущих затрат. Факторы, оказывающие влияние на уровень продаж и издержек делятся на: внутренние и внешние. К внутренним факторам, прежде всего, относятся инновационная восприимчивость и предпринимательская активность руководителей и специалистов предприятия, которая реализуется посредством:

- разработки нового товара или товара более высокого качества, обладающего рыночной новизной; -внедрения новейшего оборудования и прогрессивных технологических процессов, новых видов сырья и материалов; -повышения конкурентоспособности товара;

- освоения новых рынков сбыта; -диверсификации производства; - снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости товара; -повышения эффективности использования основного и оборотного капитала; -применения управленческого учета для эффективного управления затратами и т.д.

В качестве внешних факторов, влияющих на прибыль, выступают: -формы и методы государственного регулирования экономики; - конъюнктура товарного рынка; -темп инфляции; -уровень цен на сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы и др.

95. Содержание и особенности инновационной деятельности организации. Результаты инновационной деятельности и их классификация.

1. Содержание и особенности инновационной деятельности предприят

Инновативность предприятияотражает его способность реагировать на изменения внешней среды путем выпуска новой или усовершенствования производимой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования систем организации и управления.

Два основных подхода к раскрытию содержания инновационной деятельности предприятия.

инновационная деятельность предприятияпредставляется в видепроцесса по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия).

В качестве основных этапов инновационной деятельности выступают: разработка, внедрение, освоение и коммерциализация инноваций. Реализация обозначенных этапов предусматривает следующие виды деятельности: 1. проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление образцов новой продукции, видов техники, новых конструкций и изделий, подбор необходимого сырья и материалов для изготовления новых видов продукции; 2. разработка технологического процесса изготовления новой продукции; 3. проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления новой продукции; 4. разработка и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств; 5. исследование, разработка или приобретение информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций; 6. подготовка, обучение, переквалификация персонала, необходимого для проведения НИОКР; 7. проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау; 8.

организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и др.

В современных условиях важное значение в решении проблем коммерциализации инноваций имеет патентно-лицензионная деятельность предприятий, связанная с оформлением патентов и продажей лицензий на промышленное или коммерческое использование объектов промышленной собственности.

В рамках комплексного подхода инновационная деятельность – это деятельность по проведению изменений во всех сферах хозяйственной деятельности предприятия для адаптации к внешней среде с целью достижения эффективности функционирования и обеспечения развития.

Инновационная деятельность предприятий обладает рядом особенностей: 1. высокой степенью неопределенности результата и, соответственно, риска; 2. значительным отставанием момента получения результата от времени осуществления затрат; 3. особым значением человеческого фактора. Успех инноваций во многом зависит от личностных данных участников процесса, их научно-технической компетенции, творческой активности, мотивации труда; 4. необходимостью концентрации значительных финансовых ресурсов, особенно для осуществления масштабных инноваций; 5. высокими затратами на начальных этапах и стадиях освоения нововведений; 6. высокой стоимостью новых видов продукции и услуг, что создает трудности для распространения инноваций.

Инновационная активность - уровень инновационной активности предприятия определяется количеством видов выполняемой инновационной деятельности, ее качественными характеристиками и результативностью.

2. Результаты инновационной деятельности и их классификация.

Специфика инновационной деятельности требует особых подходов к ее управлению, которые реализует инновационной менеджмент, представляющий особый процесс управления инновационной деятельностью предприятия и ее результатами, включающий функции планирования, маркетинга, организации, контроля и анализа эффективности инновационной деятельности.

Принципы современного инновационного менеджмента: 1. комплексность – создание системы (организационной структуры, инновационного маркетинга, планирования, контроля и анализа), позволяющей максимально эффективно использовать преимущества инноваций; 2. перманентность, что предполагает создание постоянно функционирующей инновационной базы, позволяющей максимально результативно использовать ресурсы для внедрения инноваций; 3. целеполагание и стратегическое планирование инновационных процессов для согласования предприятия с целями конкретных инновационных проектов; 4. сочетание централизации в определении стратегических приоритетов и источников финансирования инновационной деятельности и децентрализации в области исследования и разработки, инновационного маркетинга, организации и оперативного управления инновационными проектами; 5. коллегиальность в принятии важнейших решений и обеспечение участие всех звеньев управления и сотрудников в процессе планирования нововведений и инноваций.

В целях повышения эффективности функционирования предприятия инновационная деятельность должна обеспечивать: 1. наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей; 2. конкурентоспособность предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства, достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии. Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств; 3. эффективность в широком спектре радикальности нововведений и гибко приспосабливаться как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями; 4. организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.

В настоящее время в стратегиях многих предприятий происходит определенная переориентация, т.е. переход от всемерного использования экономического эффекта крупномасштабного производства к более целенаправленной инновационной стратегии. Нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности.

96. Сущность и виды инвестиций. Особенности инвестиционной деятельности организации.

1. Сущность и виды инвестиций

Инвестиции – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

Целью инвестиционных вложений получение чистых выгод в будущем за счет расширения собственной предпринимательской деятельности, приобретения новых предприятий; диверсификации деятельности вследствие освоения новых областей бизнеса.

Инвестиции можно классифицировать по различным признакам: в зависимости от содержания инвестируемых ресурсов, по инвесторам и объектам инвестиционной деятельности, формам собственности, характеру участия предприятия в инвестиционном процессе, периоду инвестирования. В зависимости от: 1. содержания экономических ресурсов, инвестируемых в развитие предприятия, выделяют: денежные средства, имущество, имущественные права, права пользования землей и другие ценности; 2. инвестора и формы собственности различают: инвестиции юридических и физические лиц (в том числе иностранные); государства, международных организаций, что соответствует частной и государственной формам собственности. Частные инвестиции характеризуют вложения средств физических лиц и предпринимательских организации негосударственных форм собственности (в том числе иностранных). Государственные инвестиции – это вложения средств государственных предприятий, а также средств государственного бюджета разных его уровней и государственных бюджетных фондов; 3. объекта инвестиционной деятельности: недвижимое имущество (основные средства), ценные бумаги (акции, облигации, банковские депозиты и др.), имущественные права на промышленную и интеллектуальную собственность; 4. характера участия предприятия в инвестиционном процессе выделяют прямые и непрямые инвестиции. При прямом инвестировании инвестор принимает непосредственное участие в выборе объекта вложения капитала. Во втором случае за него это делает финансовый посредник или инвестиционный фонд. Непрямые инвестиции связаны с приобретением ценных бумаг.

Главным признаком классификации является объект вложения капитала, на основании которого выделяют реальные (прямые), финансовые (портфельные) инвестиции и интеллектуальные.

Реальные (прямые) инвестиции – любое вложение денежных средств в реальные активы, связанное с производством товаров и услуг для извлечения прибыли.

Финансовые (портфельные) инвестиции – вложения денежных средств в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными и корпоративными компаниями, а также государством, с целью получения прибыли. Они направлены на формирование портфеля ценных бумаг.

Интеллектуальные инвестиции или инвестиции в нематериальные активы предусматривают вложения в развитие научных исследований, повышение квалификации работников, приобретение лицензий на использование новых технологий, прав на использование торговых марок известных фирм и т.п.

2.Особенности инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность предприятия включает следующие составные части:

разработка инвестиционной стратегии; стратегическое планирование; инвестиционное проектирование; анализ проектов и фактической эффективности инвестиций.

Особенности инвестиционной деятельности предприятия заключаются в следующем:

1. Инвестдеятельность предприятия является составной частью общей экономической стратегии развития предприятия за счет расширения объема или обновления состава его активов, что достигается в процессе различных форм инвестдеятельности.

Они характеризуются двумя показателями: сумма валовых инвестиций и сумма чистых инвестиций предприятия.

Валовые инвестиции – это общий объем инвестирования средств в определенном периоде деятельности предприятия, направленных на создание, расширение или обновление основных средств, приобретение нематериальных активов, прирост запасов товарно-материальных ценностей.

Чистые инвестиции – это сумма валовых инвестиций за определенный период, уменьшенная на сумму амортизационных отчислений за этот же период.

2. Циклический характер инвестиционной деятельности, который обусловлен необходимостью возмещения морального и физического износа основных средств, а также расширения производства, происходящего через определенные промежутки времени. За этот период происходит предварительное накопление финсовых средств.

3. Разновременность инвестиционных затрат и результатов. Существует три основные формы протекания инвести процесса: последовательное, параллельное, интервальное.

4. Возможность возникновения инвестиционных рисков. Эти риски связаны, прежде всего, с изменениями, происходящими во внешней среде (налоговой системе, рыночной конъюнктуре, валютном регулировании и т.д.).

Для предприятия источниками осуществления инвестиц деятельности могут служить:

собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные ресурсы инвестора, которые включают в себя первоначальные взносы учредителей в момент организации предприятия и часть денежных средств полученных в результате хозяйственной деятельности, т.е. за счет прибыли, амортизационных отчислений, средств, выплачиваемых органами страхования т.п.;заемные финансовые средства инвестора, в качестве которых выступают банковский кредит, инвестиционно-налоговый кредит, бюджетный кредит и др.;-привлеченные финансовые средства инвестора, средства, полученные от продажи акций, паевых и иных взносов юридических лиц и работников предприятия – денежные средства, поступающие в порядке перераспределения их из централизованных инвестиционных фондов концернов, ассоциаций и других объединений предприятий; средства иностранных инвесторов, предоставляемые в форме финансового участия в уставном капитале совместных предприятий, а также форм прямых вложений в денежной форме международных организаций.

Самофинансирование – это финансирование инвестиционной деятельности полностью за счет собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников.

Кредитное финансирование используется, как правило, в процессе реализации краткосрочных инвпроектов с высокой нормой рентабельности инвестиций.

Долевое финансирование представляет собой комбинацию нескольких источников финансир. Это самая распространенная форма финансирования инвестдеятельности, она может применяться при реализации разнообразных инвестпроектов.


Наши рекомендации