МБОУ Роженцовская средняя школа
МБОУ Роженцовская средняя школа
Горьковский автомобильный завод в годы Великой Отечественной войны
Автор:Киселева Кристина, 16 лет
МОУ Роженцовская СШ
Шарангского района
Нижегородской области
Руководитель:учитель
истории
Елена Леонидовна
Суслопарова
Адрес: 606851, Нижегородская область,
Шарангский район, с. Роженцово,
ул. Учительская, д.8а
Телефон:8 (831) 55-29-1-21
С. Роженцово
Год
План
1. Введение с. 3-4
2. 22 июня 1941 год. Радость или горе? с. 4-5
3. Люди «Все для фронта! Все для Победы!» с. 5-7
4. Патриотизм автозаводцев с. 7-10
5. Они заменили мужей с. 11-12
6. Технологии производства военных лет с. 12-16
7. «Хочешь врага победить на войне – план выполняй вдвойне и втройне!» с. 16-21
8. «Воздушная тревога!» с. 21- 25
9. Героические дни восстановления с. 26-28
10. Победа ковалась не только в цехах завода, но и в конструкторских бюро с. 28-31
11. Долгожданная Победа! с. 31-32
12. Вывод с. 32
13. Источники с.33
Введение
Актуальность данной темы на современном историческом этапе состоит в осмыслении героических событий Великой Отечественной войны, уточнении многих деталей боевых и трудовых подвигов наших земляков. История современных войн не знала другого примера, когда одна из воюющих сторон, понёсшая огромный урон, могла бы уже в годы войны разрешать задачи восстановления и развития сельского хозяйства, промышленности. Самоотверженный труд горьковчан, преданность Родине были продемонстрированы в эти годы лихолетья. Великая Отечественная война - одна из героических страниц в истории нашей страны. Этот период времени был проверкой жизнестойкости, выносливости и терпимости нашего народа, поэтому интерес к данному периоду не случаен.
Практическая значимость исследования данной темы состоит в использовании содержащихся в ней фактов, примеров, свидетельств тех далёких событий, обобщений и выводов для понимания норм и ценностей прошлого, феномена духа русского народа в деле воспитания будущих поколений.
******
История ОАО «ГАЗ» Нижнего Новгорода одна из славных страниц в истории страны. 1 января 2017 года акционерному обществу исполнилось 85 лет. За все эти годы Горьковский автомобильный завод (позднее ОАО "ГАЗ") прошёл огромный путь развития. Было освоено производство большого количества различных типов грузовых и легковых автомобилей, а также военной техники. Завод всегда стоял на передовых рубежах отечественного автомобилестроения.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны автозавод в кратчайшие сроки перестроился и начал давать фронту военную технику. Именно об этом тяжёлом периоде в истории завода я и хотела бы рассказать в моей работе. И, конечно, прежде всего, мой рассказ будет о людях, которые героически трудились в тылу на Горьковском автомобильном заводе.
"Всё для фронта, всё для победы" - под таким девизом работали, не жалея сил, автозаводцы все 1418 суровых военных дней. На место ушедших, на поле битвы мужчин встали женщины, подростки. Выполняя задания фронта, люди сутками не выходили из цехов.
За годы войны завод стал настоящей кузницей оружия: танки, самоходные установки, бронеавтомобили, боеприпасы, даже легендарные "Катюши" и многое другое вооружение рождалось в цехах.
На разбитых фронтовых дорогах горели "полуторки" и самоходки, уходили под лёд Ладоги, спасая жизни людей. Уходили в бессмертие.…Как и тысячи автозаводцев, не вернувшихся с Великой Отечественной. Как и тысячи автозаводцев, погибших на своих рабочих местах во время налётов фашистской авиации. Вечная им память!
Патриотизм автозаводцев
В час суровых испытаний сотни автозаводцев начали осаждать партком, комитет комсомола, военкомат. В своих заявлениях они просили направить их добровольцами на фронт, чтобы с оружием в руках выступить на защиту своей Родины. 22 июня от автозаводцев поступило более 100 заявлений, 23 июня - 160 заявлений, число их росло с каждым днём.
Горячей любовью к своей Родине, глубокой верой в победу над врагом было проникнуто коллективное письмо автозаводцев своим товарищам, отъезжавшим на фронт. Опубликованное 1 июля 1941 г. на страницах областной газеты "Горьковская коммуна" и заводской многотиражки, оно призывало крепить единство фронта и тыла, отдать все силы на разгром врага: "Провожая вас в Красную Армию, мы обещаем работать так, чтобы дать нашей армии в избыточном количестве снарядов, пулемётов, танков, самолётов, автомобилей. … А если завтра страна призовёт нас в ряды Красной Армии, мы так же, как и все, с оружием в руках пойдём беспощадно бить врага. У станков нас заменят жёны, матери, сёстры".
Ярким проявлением патриотизма, готовности автозаводцев встать на защиту Родины явилось создание народного ополчения. По велению сердца в народное ополчение шли люди разных возрастов и профессий. Всех их объединяло единое стремление - с оружием в руках отстоять свободу и независимость Отечества. За короткое время ополченцами стали около 10 тысяч автозаводцев. После напряжённого рабочего дня, несмотря на усталость, они обучались стрелковому делу, умению владеть винтовкой, пулемётом, гранатой.
В настоящий штаб по подготовке боевых резервов превратился по существу комитет комсомола завода. Сотни комсомольцев отправлялись на работу инструкторами ПВХО и руководителями групп самозащиты. В цехах создавались специальные комсомольско-молодёжные отряды по охране промышленных объектов, по борьбе с пожарами, со шпионами и диверсантами, с вражескими парашютными десантниками. Автозаводцы брали шефство над военными госпиталями, помогая медперсоналу ухаживать за раненными бойцами, выступали с концертами художественной самодеятельности, готовили подарки защитникам Родины.
Война резко изменила условия и задачи работы предприятий промышленности и транспорта. Необходимо было в кратчайший срок перестроить промышленность на военный лад, максимально использовать все резервы и возможности для обеспечения победы над врагом. Горьковские автомобилестроители в кратчайшие сроки должны были перейти на выпуск лёгких танков, танковых моторов, броневиков, миномётов, боеприпасов.
Директором завода в это время был Иван Кузьмич Лоскутов (родился в 1900 году). Член партии с 1919 года, участник гражданской войны. Окончил Ленинградский политехнический институт. С 1934 года он в коллективе горьковских автомобилестроителей. Его жизненный путь от рядового конструктора до директора крупнейшего предприятия страны характерен для многих автозаводцев. И. К. Лоскутов работал в Министерстве электростанций СССР и Госплане РСФСР. Дважды награждён орденом Ленина и другими орденами и медалями Союза ССР.
Перестройка предприятия шла по строго разработанному графику. По новому плану разместили в цехах оборудование, пересмотрели технологическую цепочку изготовления узлов и деталей. Сами изготовляли новые инструменты, штампы, приспособления.
Заводы города и области ("Красное Сормово", "Красная Этна", Горьковский металлургический, Павловский автобусный, Кулебакский металлургический и другие) оказывали большую помощь в своевременной поставке броневых корпусов танков, проката металла, нормалей, шофёрского инструмента, различных материалов.
Проявляя величайшее упорство, энергию, инициативу, коллектив Горьковского автозавода успешно осваивал новые производственные процессы, непрерывно наращивал выпуск танков и танковых моторов, миномётов и боеприпасов. Невероятным могло казаться раньше, что человек способен непрерывно работать 20-30 часов. Но когда Родина оказалась в опасности, рабочие, выполняя задания фронта, сутками не выходили с завода. Однажды поломался зубонарезной станок, на ремонт которого требовался недельный срок. Производственный график срывался. Исправить положение взялась бригада Николая Батурина. 36 часов непрерывной работы - и дефицитная деталь была сдана на сборку точно в намеченное время. В литейном цехе вышла из строя печь. Рискуя жизнью, электрик Н. К. Сорокин вместе со своим помощником А. В. Луповым взялись отремонтировать печь, не охлаждая её. В асбестовых костюмах они трижды проникали внутрь печи. В тот же день она была отремонтирована. Срочный военный заказ был выполнен в срок.
Они заменили мужей
Перестройка производства на военный лад самым тесным образом была связана с проблемой кадров. Тысячи автозаводцев ушли воевать, а фронт настоятельно требовал все новой продукции. На автозаводе, как и по всей стране, развернулось мощное патриотическое движение женщин за овладение производственными профессиями. Они заменили мужей и братьев, встали к станкам, настойчиво овладевали новыми специальностями, сутками не покидали цехов, выполняя военные заказы. Только за первый месяц войны на завод пришли более 1500 домохозяек. Практически не было такой профессии, которую бы не освоили советские патриотки.
Когда Анна Мельникова проводила своего отца, кузнеца по профессии, на фронт, она стала трудиться на его месте. Упорство и настойчивость позволили ей достигнуть высокой выработки. Анна систематически выполняла по две с половиной нормы в смену. В октябре 1941 года, соревнуясь с кузнецом Н. К. Горбуновой, она установила рекорд. На штамповке готовой детали она выполнила пять норм, а её сменщица - четыре. Стала кузнецом и Анна Ложкина. Работая в бригаде знатного кузнеца Е. В. Куратова, молодая смазчица после смены подолгу задерживалась у ковочных машин, следила за работой нагревальщиков и кузнецов, овладевала их профессиональными секретами. Анна в совершенстве овладела сложной профессией, впоследствии ей было присвоено звание лучшего кузнеца завода. Сборщица стержней литейного цеха Софья Ефремова, выполняя срочный заказ фронта, четверо суток не выходила из цеха. Одной из первых на автозаводе она была награждена орденом Ленина. Более пятисот женщин в короткий срок успешно овладели сложными "мужскими" профессиями - стали кузнецами, сталеварами, нагревальщиками, формовщиками и т.д.
Среди автозаводцев, награжденных в конце 1941 года за самоотверженный труд орденами и медалями, было немало женщин. Среди них станочница цеха шасси П. Е. Мокшина, фрезеровщица Н. В. Воробьёва, стерженщица Т. И. Масленникова, прессовщица Д. К. Емельянова, строгальщица М. В. Малышева, сварщица А. В. Александрова и другие.
Вновь вставали к станкам ветераны труда, старые производственники, которые находились до войны на заслуженном отдыхе. Одними из первых вернулись на завод Анурин, Болдырев и другие.
Но и в конструкторских бюро
Победа Красной Армии под Курском завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной Войны. К ноябрю было освобождено почти советской территории, захваченной немецко-фашистскими оккупантами. Но, несмотря на это для победы необходимо было не ослаблять, а наоборот ещё более наращивать темпы производства новых видов вооружений. Именно поэтому на Горьковском автомобильном продолжались бои за дальнейшее увеличение выпуска продукции.
По всей стране были известны доблестные дела фронтовой бригады Василия Шубина. Её коллектив добился в один из дней невиданной на заводе рекордной выработки. Производственное задание было выполнено на 1134%. Он сам дал за смену 25 норм, затыловщик Василий Пыльнов выполнил задание на 1778%, шлифовальщик Евгений Родионов - на 1186%. Такая высокая производительность возникала в результате правильно организованного труда, уплотнения рабочего дня, внедрения рационализаторских предложений, перехода на многостаночное обслуживание, совмещение профессий. Бригадир в совершенстве владел четырьмя специальностями, Е. Родионов и В. Пыльнов - тремя. За годы войны В. Шубин выполнил 24 годовые нормы. За военные годы бригада изготовила сверхплановой продукции почти на 1 миллион рублей.
Коллектив завода с честью справлялся со своими обязательствами. Производственная программа IV квартала 1943 года по товарной продукции была выполнена на 121%. Годовой план был завершён досрочно, 17 декабря. По итогам всесоюзного социалистического соревнования в 1943 году автозаводцам 9 раз присуждалось переходящее Красное знамя ГКО и первая премия.
Творческая мысль рабочих, инженеров, техников настойчиво изыскивала неиспользованные внутренние резервы, выдвигала новые эффективные предложения по совершенствованию технологического процесса, рационализации труда, увеличению выпуска боевой продукции. Это было тем более необходимым, так как производственная программа на 1944 год по сравнению с предыдущим годом была увеличена автозаводу на 25%.
Большой экономический эффект был получен при усовершенствовании технологии термической обработки одного из трудоёмких изделий. Ранее только на нагрев в камерных нефтепечах затрачивалось не менее 5 часов, загрузка представляла исключительно трудоёмкий процесс. Инженеры М. И. Борисов и Г. И. Масленников сконструировали и изготовили электроагрегат, в котором изделие под закалку нагревалось токами высокой частоты. Нагрев производился в течение всего 11-12 минут, то есть время нагрева изделия под закалку сокращалось в 25 раз. Значительно повышалась производительность труда. Количество квалифицированных рабочих уменьшилось на 15 человек. Расход мазута сократился в 3 раза.
В 1943 году автозаводцы внедрили 7250 рационализаторских предложений, в 1944 году - 17100. Экономический эффект от рационализаторских предложений составил соответственно 17,7 и 31,7 миллионов рублей.
"Всё для фронта! Всё для победы!" - под этим лозунгом развивалось и ширилось социалистическое соревнование, в котором участвовало более 90% автозаводцев. Под этим лозунгом наращивались темпы производства 1900 двухсотников и трёхсотников, 1000 многостаночников, 1250 совмещающих профессии. Под этим же лозунгом действовали 915 фронтовых бригад. Защитники родины высоко оценили их самоотверженную работу. В апреле 1945 года на имя руководителя фронтовой бригады А. Ф. Удода пришло письмо Маршала Советского Союза Г. К. Жукова. "Горячо поздравляю Вас и весь состав Вашей фронтовой бригады с замечательными достижениями, которых Вы добились своим самоотверженным трудом, - писал Маршал автозаводцам. - воины-фронтовики высоко ценят продукцию, созданную вашими руками. Враг уже не раз чувствовал на своей спине сокрушительную мощь наших ударов. И каждый наш боец так же знает, что оружие, которое ему дала в руки наша Родина, никогда не подведёт в бою и принесёт нашему народу полную победу над врагом. Сейчас, когда победа уже близка и Красная Армия сражается под стенами Берлина, требуется ещё немало усилий фронта и тыла, чтобы окончательно добить и разгромить врага.
Уверен, что ваш прекрасный опыт станет примером для других и поможет всему коллективу завода добиться новых, ещё больших успехов в героическом труде для дела победы".
Победа ковалась не только в цехах завода, но и в конструкторских бюро. Выдающимися конструкторами, новаторами в области танкостроения и разработки других машин военного назначения показали себя А. А. Липгарт, В. А. Дедков, В. А. Грачёв, Н. А. Астров, А. М. Кригер, Ю. Н. Сорочкин, Л. В. Косткин, В. К. Рубцов, Н. И. Ефимов, технолог Н. Ф. Денисюк. За выдающиеся работы в области танкостроения и оборонной техники они были удостоены в годы войны Государственной премии.
В начале 1945 года творческими усилиями главного конструктора А. А. Липгарта, начальников бюро А. М. Кригера и Ю. Н. Сорочкина, ведущего конструктора А. Д. Просвирнина, конструкторов В. Н. Борисова, С. А. Зислина, Д. М. Гороховского, Л. В. Косткина, Н. Г. Мозохина и других были созданы новые грузовые автомобили ГАЗ-53 с 6-цилиндровым двигателем взамен устаревшей модели ГАЗ-АА, ГАЗ-63 с двумя ведущими мостами, легковой автомобиль М-20 ("Победа") с новым 4-цилиндровым двигателем. Опытные образцы этих автомобилей были представлены правительственной комиссии и утверждены для производства.
Долгожданная Победа!
Сводки Совинформбюро приносили радостные вести. Советские воины штурмовали логово врага - Берлин. И вот она, долгожданная победа! Ночью в 2 часа 10 минут раздался спокойный и торжественный голос диктора, возвестившего о победоносном окончании Великой Отечественной войны. Весть молниеносно разнеслась по цехам автозавода. Все, кто работал в ночной смене, ликующе, со слезами радости обнимали друг друга, поздравляли: "Победа! Победа!" Директор завода И. К. Лоскутов поздравлял коллектив с великой победой. День 9 мая объявлялся полным нерабочим днём для всех цехов и отделов.
Вывод
Родина высоко оценила героический труд автозаводцев в завершающий период войны. 16 сентября 1945 года коллектив Горьковского автозавода был награждён третьим орденом Отечественной войны I степени. Тысячи танков, самоходных установок и автомашин дал фронту автозавод в годы Великой Отечественной войны. За успехи во всесоюзном социалистическом соревновании славному коллективу 33 раза присуждалось переходящее красное знамя ГКО. Перед священным знаменем автозаводцы торжественно клялись отдать все силы, а если потребуется - и жизнь во имя победы. Красное знамя ГКО как символ мужества и трудового героизма автозаводцев передано им на вечное хранение.
День победы – это особый, самый дорогой праздник для каждого россиянина, для ветеранов фронта и трудового тыла.
Мы никогда не забудем подвиг солдат великой Отечественной, ныне здравствующих ветеранов и их товарищей, погибших на фронтах или не доживших до нынешнего Дня Победы! И верим, что историю Великой Отечественной войны не переписать никому. Даже тем, кто сносит священные могилы и памятники солдатам – освободителям.
Источники
1. Ресурсы глобальной сети – Интернет
2. Школьная энциклопедия «История России 20 век», 2003 год
3. "Мысль"- Москва, 1981.
4. "Мир искусства".- Москва, 1991.
5. Словарь-справочник "Горьковчане в Великой Отечественной войне".- Волго-Вятское книжное издательство, 1990.
6. "Труд и подвиг историю пишут".- Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1981.
7. "Горьковский автомобильный".- Москва: Профиздат, 1964.
Тезисы
Актуальность данной темы на современном историческом этапе состоит в осмыслении героических событий Великой Отечественной войны, уточнении многих деталей боевых и трудовых подвигов наших земляков. История современных войн не знала другого примера, когда одна из воюющих сторон, понёсшая огромный урон, могла бы уже в годы войны разрешать задачи восстановления и развития хозяйства. Самоотверженный труд горьковчан, преданность Родине были продемонстрированы в годы лихолетья. Этот период времени был проверкой жизнестойкости, выносливости и терпимости нашего народа, поэтому интерес к данному периоду не случаен.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования содержащихся в ней фактов, примеров, свидетельств тех далёких событий, обобщений и выводов для понимания норм и ценностей прошлого, феномена духа русского народа в деле воспитания будущих поколений.
Работа «Горьковский автомобильный завод в годы Великой Отечественной войны» посвящена трудовым подвигам автозаводцев, в ней рассказывается о начале войны, о перестройке производства на выпуск военной техники, о передовиках и конструкторах, воздушных налетах на завод немецкой авиации и вкладе горьковчан в Победу над врагом.
Тысячи танков, самоходных установок и автомашин дал фронту автозавод в годы Великой Отечественной войны. Родина высоко оценила героический труд автозаводцев. 16 сентября 1945 года коллектив Горьковского автозавода был награждён третьим орденом Отечественной войны I степени.
МБОУ Роженцовская средняя школа