Организация нормирования труда, виды норм.
Орг-я оплаты труда – это выплата вознаграждения за труд. Здесь действуют определенные принципы:
1) Оплата по количеству и качеству
2) Всестороннее нормирование труда
3) Принцип неуклонно повышающейся оплаты труда
4) Принцип опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы
5) Принцип дифференциации оплаты труда различных групп и категорий работников
6) Единство государственной и экономической политики предприятия в области зарплаты.
При организации труда следует учитывать мероприятия связанные с нормированием труда.
Виды норм:
1) Норма времени – отрезок раб.времени в течение которого раб-к должен выполнить работу (в днях или часах)
2) Норма выработки – задание работнику-сдельщику на производство работы
3) Норма обслуживания – кол-во машин, механизмов, агрегатов, который должен обслужить один рабочий (или несколько) в ед.времени/в смену.
Организация оплаты труда
Принципы оплаты труда:
1) Учет минимального размера заработной платы, установленного гос-ом;
2) Соответствие оплаты труда рыночной стоимости раб.силы
3) Обеспечение индексации оплаты труда в соответствии с темпами роста инфляции
4) Своевременность выплаты заработной платы
5) Самостоятельность предприятий в вопросах организации и оплаты труда
6) Стимулирование производительности труда и рационального использования ресурсов
7) Поощрение высокого качества продукции, труда и услуг
8) Дифференциация оплаты труда в зависимости от экономического состояния предприятия
Формы оплаты:
1) Сдельная
1.1. Прямая сдельная система – труд оплачивается по расценкам за ед.произведенной продукции (индивидуальную сдельная расценка=тарифная ставка*норма времени или часовая тарифной ставки/норму выработки)
1.2. Сдельно-премиальная система – премии за выполнение и перевыполнение плана
1.3. Сдельно-прогрессивная – выплаты за выполнение норм производства продукции по прямым сдельным расценкам , а за каждую ед.сверх норм – по прогрессивно увеличивающимся расценкам.
1.4. Косвенная сдельная – для рабочих на обслуживающих и вспомогательных работах
1.5. Аккордная – за весь объем произведенной продукции с периодической выдачей исполнителям аванса
1.6. Аккордно-премиальная – аккордная+премия за выполнение работ
2) Премиальная
2.1. простая повременная – размер оплаты труда растет пропорционально увеличению затрат рабочего времени
2.2. повременно-премиальная – наряду с повременной устанавливается премия отличившимся
24. Мотивация- это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностейГлавные рычаги мотивации - стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека).
Отношение к труду определяется системой ценностей человека, условиями труда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами.
Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать:
- занятость всех работников трудом;
- предоставление равных возможностей для профессионального и служебного роста;
- согласованность уровня оплаты с результатами труда;
- создание условий безопасности труда;
- поддержание в коллективе благоприятного психологического климата и др.
Методы мотивации можно классифицировать на:
1) экономические (прямые) - повременная и сдельная оплата труда; премии за качественные и количественные показатели труда; участие в доходах предприятия; оплата обучения и др.;
2) экономические (непрямые) - предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии;
3) неденежные - повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.
Основными формами мотивации работников предприятия являются:
1. Заработная плата, как объективная оценка вклада работника в результаты деятельности предприятия.
2. Система внутрифирменных льгот работникам: эффективное премирование, доплаты за стаж, страхование здоровья работников за счет предприятия, предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно, льготное питание в рабочей столовой, продажа продукции своим работникам по себестоимости или со скидкой; увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные успехи в работе; более ранний выход на пенсию, предоставление права выхода на работу в более удобное для работников время и т.д.
3. Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника.
4. Устранение статусных, административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе.
5. Моральное поощрение работников.
6. Повышение квалификации и продвижение работников по службе.