Принципы и свойства логистики распределения

Распределительная логистика строится на общих логистических принципах:

· координациивсех процессов товародвижения, начиная от заключительных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя;

· интеграциивсех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с целеполагания и заканчивая контролем;

· адаптациикоммерческого, канальногои физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей;

· системностикак управления распределением и обеспечения его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;

· комплексности,т. е решения всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;

· оптимальностикак соотношения частей системы, так и режима ее функционирования;

· рациональностикак организационной структуры, так и организации управления.

Кроме того, распределительная логистика обладает свойствами эмерджентности, синергизма и конгруэнтности. Под эмерджентностью понимается способность порождать системный эффект от оптимальной координации деятельности всех элементов коммерческого, канального и физического распределения. Эффект синергизмапотенциально заложен в логистике распределения, обладающей системообразующими функциями. Полнота реализации этих функций позволяет получить свойства системы, которыми не обладают ее элементы в отдельности. Конгруэнтность проявляется в соразмерности (соответствии) элементов системы между собой и с целями системы.

Основные задачи координации и оптимизации функционирования системы распределения могут быть сведены к координации работы логистических посредников; созданию интегрированных с производителем готовой продукции каналов и сетей распределения, позволяющих минимизировать логистические издержки при обеспечении требуемого качества логистического сервиса; оптимизации планирования, контроля и регулирования уровня запасов готовой продукции в распределительной сети; оптимизации организационной структуры, поиску оптимального числа звеньев логистической системы в системе распределения; оптимизации параметров физического распределения материальных потоков в логистических каналах.

Основными факторами макроэкономической среды, воздействующими на систему распределения, являются технологический уровень, законодательство, экономические условия и уровень инфляции, конкуренция, торговые и финансовые факторы и др. Факторы микроэкономической среды группируются в зависимости от взаимоотношений между логистическими партнерами в системе сбыта, структуры каналов распределения и эффективности реакции на потребительский спрос.

2.6.4. Организация управления системой распределения
на предприятии

Успешное управление распределительной логистической системой рассматривается как совокупность органов управления предприятием, обеспечивающих организацию сбытовой деятельности. Традиционные структуры организации управления сбытом обычно строятся по товарному, функциональному или региональному принципу. Отсутствие специальных логистических структур управления распределением повлекло за собой потери при несогласованности материальных, финансовых, трудовых и информационных потоков в сбыте, а также потери от рассогласования потоков заготовительной, производственной и распределительной логистики. Таким образом, встала необходимость формирования логистических распределительных структур управления, которые могут развиваться в двух направлениях, таких как:

· общие логистические структуры на малых и средних предприятиях;

· специализированные логистические структуры на крупных предприятиях и в финансово-промышленных группах.

На крупных предприятиях, стратегически нацеленных на новые рынки с новым продуктом, организуются так называемые департаментные структуры, в которых служба маркетинга трансформируется в самостоятельное структурное подразделение и вводится должность вице-президента по маркетингу, тем самым подчеркивая инновационную политику предприятия. В случае, если продукция предприятия диверсифицирована или распределение организовано на нескольких рынках (региональный принцип), то подразделения сбыта могут быть организованы по дивизионному принципу.Это предполагает самостоятельную организацию распределения по каждому каналу, что позволяет усилия подразделений сбыта концентрировать на каждом товаре, потребителе или географическом регионе, но при этом возрастают издержки сбыта. При низкой рентабельности товара, вызванной как рыночной конъюнктурой, так и значительными издержками предприятий, распределение может быть организовано по матричной структуреуправления, отличительной особенностью которой является то, что главными линейными руководителями становятся не руководители подразделений, а менеджеры, отвечающие за конкретные линии сбыта.

2.6.5. Логическое моделирование процесса сбыта
готовой продукции

Эффективное применение моделей позволяет достичь наилучших результатов при проведении логистических исследований, так как они способствуют созданию условий для активизации мышления в поисках способа решения. Логистическая модель процесса распределения можно представить как сетевую модель (рис. 2.20) [1]. Представленная модель объединяет три основных потока – материальный, информационный и финансовый (денежный). В качестве ее первичного элемента выделяют логистическую операцию, представляющую собой обособленную совокупность действий, направленных на удовлетворение платежеспособного спроса потребителей. Операции классифицируют по нескольким признакам, например полнота обслуживания клиентов (полные и неполные), форма организации (внешние и внутренние), способ выполнения (технические, материальные, финансовые и информационные), результат (поставка товара, оказание услуг и т. д.).

Принципы и свойства логистики распределения - student2.ru

Рис. 2.20. Сетевая логистическая модель процесса сбыта:

1 – изучение покупательского спроса; 2 – формирование портфеля заказов;3 – установление хозяйственной связи с потребителями; 4 – финансирование сбытовых исследований; 5 – ассортиментная загрузка производственных мощностей предприятия; 6 – заключение договоров поставки (продажи); 7 – установление цен на товары; 8 – создание запасов готовой продукции; 9 – выборканалов распределения; 10 – стимулирование сбытовиков и перепродавцов; 11 – организация доставки (поставки) продукции (услуг) потребителям (покупателям); 12– контроль за выполнением договорных обязательств; 13 – расчеты с покупателями и «посредниками»; 14 – оказание услуг потребителям; 15 – оценка выполнения, планов сбыта; 16 – финансирование сбытовых операций; 17 –удовлетворение, платежеспособного спроса потребителей и извлечение прибыли.

Наши рекомендации