Понятие эластичности. Коэффициент эластичности. Виды эластичности. Эффект Гиффена. Эластичность предложения по цене. Факторы эластичности предложения. Графики.
Эласти́чность — мера чувствительности одной переменной к изменению другой показывающая, на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.
Коэффициент эластичности — показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит.
Эластичность спроса по цене( =0объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости), меньше 1 когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).,=1 изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса.,больше 1 объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену)., =бесконечность объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня.), дуговая, точечная, перекрестная.
1) Для эластичности по цене и по доходу:
спрос неэластичный и с изменением этих факторов спрос изменяется в меньшей степени.
Е=1 – единичная эластичность. Изменения факторов и спроса одинаковы.
E>1 – эластичный спрос. Он изменяется в большей степени, чем доходы покупателей.
2) Для перекрестной эластичности:
0<EPID<1 – товары 1 и 2 независимы друг от друга.
Е=1 –товары взаимодополняемые;
Е>1 – товары взаимозаменяемые.
Эффект Гиффена - Парадоксальный рост спроса на какой-либо конкретный товар при повышении цены на этот товар. Парадокс действует в конкретной экономической обстановке, а именно в условиях резкого обнищания значительной массы населения, когда при росте цены на один продукт первой необходимости, например хлеб, люди отказываются от покупки мяса или фруктов, которые еще дороже, и таким образом спрос на хлеб возрастает, несмотря на его подорожание. При снижении цены на хлеб проявляется спрос на другие продукты, а спрос на хлеб снижается. В приведенных примерах парадокс (эффект) Джиффена не противоречит законам спроса и предложения, поскольку не соблюден принцип "при прочих равных условиях", то есть изменяется не только цена хлеба, но и другие цены. Товары, потребление которых растет при повышении цен, именуют товарами Джиффена.
Различают следующие формы эластичности предложения:
· эластичное предложение - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es > 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода;
· неэластичное предложение - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es < 1). Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду;
· абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ~). Эта форма эластичности предложения свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;
· абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.
Эластичность предложения по цене: а) эластичное предложение; б) неэластичное предложение
Следует заметить, что для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна, ибо повышение цены на сырье приводит к увеличению издержек фирмы, что при прочих равных условиях вызывает сокращение выпуска продукции.
Эластичность предложения зависит от многих факторов:
возможности длительного хранения и стоимости хранения.
специфики производственного процесса.
фактора времени.
цены других благ, в том числе ресурсов.
степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных.