Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения. Графическая трактовка

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Факторы:

1. Наличие товаров заменителей.2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).3. Уровень технологий.4. Объём и доступность ресурсов.5. Налоги и дотации.6. Природные условия7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)8. Размеры рынка 9.изменение цен на факторы производства;10.технический прогресс;11.сезонные изменения;

Кривая Предложения отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет "восходящее" и "вогнутое" очертание

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

7.Рыночное равновесие. Модели рыночного равновесия. Равновесие по Вальрасу и Маршаллу. Излишек (выгода) покупателя и продавца. Чистые потери общества. Графическая трактовка.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными . Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Если в модели фактор времени не учитывается, то данную модель называют статической. Если же фактор времени является одной из переменных, то модель называется динамической. Как правило, в статических моделях рассматривают мгновенный, краткосрочный, долгосрочный периоды деятельности экономических субъектов.

Мгновенный период характеризуется следующими факторами:

· количество произведенных ресурсов (факторов производства) не меняется, т.е. все факторы являются постоянными.

· продавец лишен возможности приспосабливать величину предложения к объему спроса и равновесная цена определяется только кривой спроса

· как следствие, кривая предложения, является либо строго вертикальной линией (для товаров, не подлежащих хранению), либо имеет возрастающий отрезок (для скоропортящихся товаров).

Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения. Графическая трактовка - student2.ru

· В краткосрочном периоде:

· часть факторов производства является постоянной, а часть переменной.
Продавец может приспосабливать величину предложения в соответствии с рыночным спросом, но только в пределах производственных мощностей предприятия.

· кривая предложения состоит из двух участков, где Q* — максимально возможный объем производства при данных мощностях.

· рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения на возрастающем отрезке кривой предложения, и только спросом — на вертикальном отрезке кривой SS.

Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения. Графическая трактовка - student2.ru

· Для долгосрочного периода характерно то, что:

· все факторы производства являются переменными, что предполагает возможность изменения масштабов производства.

· в зависимости от динамики издержек (затрат) производственная кривая предложения может иметь вид:
горизонтальной линии — издержки являются постоянной величиной, и рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены.
возрастающей линии — издержки увеличиваются, например. из-за роста цен на ресурсы, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесной цены.
убывающей линии — издержки сокращаются, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесных цен.

Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения. Графическая трактовка - student2.ru

Равновесие при нулевой цене

Случай свободных ресурсов.

Равновесие при нулевом объеме выпуска

Производство товара экономически нецелесообразно.

Не единственность равновесия

Например: рынок труда, когда кривая предложения имеет убывающий отрезок.

Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения. Графическая трактовка - student2.ru Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения. Графическая трактовка - student2.ru Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения. Графическая трактовка - student2.ru

Неопределенность равновесия

Наличие у линий спроса и предложения общего сегмента — либо горизонтального, либо вертикального.

Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения. Графическая трактовка - student2.ru

Равновесие по Маршаллу:

1. влияние превышения цены спроса над ценой предложения – продавцы увеличивают объем предлагаемых товаров;

2. влияние превышения цены предложения на ценой спроса – продавцы уменьшают объем предлагаемых товаров.

Равновесие по Вальрасу:

1.превышение объема предложения над объемом спроса – происходит давление предложения на цену – цена снижается;

2.превышение объема спроса над объемом предложения – давление спроса на цену – цена повышается.

ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ(излишек покупателя, дополнительная выгода) – разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке.

ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – дополнительные доходы, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает цену, по которой они готовы продавать это благо на рынке.

Чистые потери общества– суммарные потери потребителей, производителей и государства. Как правило, применение каких-либо мер государственного регулирования приносит потери одним участникам рынка (например, производителям) и, вместе с тем, выгоды другим участникам (например, государству). Сальдо этих выгод и потерь дает величину чистой выгоды, или чистых потерь общества.

Наши рекомендации