Основные характеристики трех типов несовершенной конкуренции

Характерная черта   Чистая монополия   Олигополия   Монополистическая конкуренция  
Число фирм   Одна   Несколько   Много  
Тип продукта   Уникальный, близких заме­нителей нет   Стандартизи­рованный   Дифференци­рованный  
Контроль над ценами   Полный   Ограниченный взаимозави­симостью   Небольшой  
Условия вступления в отрасль   Блокировано   Трудно   Сравнительно легко  
Типичные отрасли   Местные предприятия коммунального хозяйства   Металлургия, автомобиле- и станкостроение, нефтедобыча   Розничная торговля, швейная, обувная про­мышленность  

рынок, на котором представлен один продавец (монополист) и один покупатель (монопсонист) называется двусторонней монополией.

При олигополистической структуре рынка наблюдается известная стабильность цен. Такая стабильность цен не свойственна рынку со­вершенной и несовершенной (монополистической) конкурен­ции, когда каждая фирма имеет свой рынок соответственно свое­му дифференцированному продукту, т.е. рынок чистой монополии, где действует единственный продавец одного продукта.

Модели олигополистического ценообразования.

Модель "изгибающейся кривой спроса" — олигополист реагирует на изменение цен конкурентами в сторону их понижения, чтобы не потерять своих потребителей, однако не предпринимает никаких действий при их повышении.

Модель-картель — объединения производителей, действующих совместно и согласовывающих свои действия по поводу объемов производства и продажи, цен, рынков сбыта с целью максимизации прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внеш­ней конкуренции. Фирмы назначают цены, равные средним издержкам.

Модель, основанная на теории игр — использование математического моделирования в целях выдвижения предложений, которые каждая фирма может сделать относительно другой. После соизмерения возможных последствий различных решений каждая фирма поймет, что рациональным будет предложить худшее.

Модель лидерства в ценах — если лидирующая фирма устанавливает новую цену на товар, то в последующем другие фирмы следуют ее примеру. Лидирующая фирма при изменении цены учитывает:

• изменение в отрасли издержек и спроса;

• воздействие средств массовой информации на конкурентов для изменения цены;

• возможность выбора цены, которая не максимизирует при­быль отрасли с целью помешать вступлению в отрасль новых фирм и сохранить действующую олигополистическую струк­туру.

Модель по принципу "издержки плюс" - метод назначения цены в виде суммы издержек плюс прибыль как процент сверх издержек.

.Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства

В качестве монополиста обычно выступает крупное объединение, которое имеет возможность:

• применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производил» продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

• выделять больше средств для, финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

• противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:

• увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

• «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;

ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

рынок несовершенной |конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, (Убыток, возникающий в силу монополизации рынков и силу нерационального распределения ресурсоввСША достигает 2% валового национального продукта страны).

Защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства. Экономические меры антимонопольной борьбы:

• поощрение создания товаров — заменителей;

• поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);

• привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

• финансирование мероприятийпо расширению выпускадефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; |

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство, включающие положения:

• запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен;

• не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;

• предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление).

Виды слияния фирм

горизонтальное — объединение фирм однотипной продук­ции или оказывающих одинаковые услуги (две нефтедобываю­щие компании);

• вертикальное — объединение фирм в цепочке производи­тель — потребитель (нефтедобывающая и нефтеперерабатываю­щая компании);

• конгломеративное — объединение фирм разнотипных товаров или различных видов услуг (нефтедобывающая компания и

мебельная фабрика),

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в 1890 г. Он признавал незаконными и уголовно наказуемыми монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Западноевропейское законодательство более либерально.

Сложной проблемой является определение факта монополизации. Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33%, на долю трех — 50%, на долю пяти — 66,6% оборота, вводит ограничения и пресечения монополис­тской деятельности и недобросовестной конкуренции.

ТЕМА 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Вопросы:

Особенности рынка ресурсов

Рынок труда и заработная плата

Денежный капитал и процент

Рынок ценных бумаг

Рынок природных ресурсов

Для производства товара фирма приобретает необходимые производственные ресурсы: рабочую силу, оборудование, сырье и т.д. Цены на ресурсы составляют издержки фирмы. Рынки, на которых продаются и покупаются ресурсы, называются рынками ресурсов, или факторов производства.

Наши рекомендации