Основные характеристики трех типов несовершенной конкуренции
Характерная черта | Чистая монополия | Олигополия | Монополистическая конкуренция |
Число фирм | Одна | Несколько | Много |
Тип продукта | Уникальный, близких заменителей нет | Стандартизированный | Дифференцированный |
Контроль над ценами | Полный | Ограниченный взаимозависимостью | Небольшой |
Условия вступления в отрасль | Блокировано | Трудно | Сравнительно легко |
Типичные отрасли | Местные предприятия коммунального хозяйства | Металлургия, автомобиле- и станкостроение, нефтедобыча | Розничная торговля, швейная, обувная промышленность |
рынок, на котором представлен один продавец (монополист) и один покупатель (монопсонист) называется двусторонней монополией.
При олигополистической структуре рынка наблюдается известная стабильность цен. Такая стабильность цен не свойственна рынку совершенной и несовершенной (монополистической) конкуренции, когда каждая фирма имеет свой рынок соответственно своему дифференцированному продукту, т.е. рынок чистой монополии, где действует единственный продавец одного продукта.
Модели олигополистического ценообразования.
Модель "изгибающейся кривой спроса" — олигополист реагирует на изменение цен конкурентами в сторону их понижения, чтобы не потерять своих потребителей, однако не предпринимает никаких действий при их повышении.
Модель-картель — объединения производителей, действующих совместно и согласовывающих свои действия по поводу объемов производства и продажи, цен, рынков сбыта с целью максимизации прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции. Фирмы назначают цены, равные средним издержкам.
Модель, основанная на теории игр — использование математического моделирования в целях выдвижения предложений, которые каждая фирма может сделать относительно другой. После соизмерения возможных последствий различных решений каждая фирма поймет, что рациональным будет предложить худшее.
Модель лидерства в ценах — если лидирующая фирма устанавливает новую цену на товар, то в последующем другие фирмы следуют ее примеру. Лидирующая фирма при изменении цены учитывает:
• изменение в отрасли издержек и спроса;
• воздействие средств массовой информации на конкурентов для изменения цены;
• возможность выбора цены, которая не максимизирует прибыль отрасли с целью помешать вступлению в отрасль новых фирм и сохранить действующую олигополистическую структуру.
Модель по принципу "издержки плюс" - метод назначения цены в виде суммы издержек плюс прибыль как процент сверх издержек.
.Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства
В качестве монополиста обычно выступает крупное объединение, которое имеет возможность:
• применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производил» продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
• выделять больше средств для, финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
• противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.
Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:
• увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
• «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;
ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
рынок несовершенной |конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, (Убыток, возникающий в силу монополизации рынков и силу нерационального распределения ресурсоввСША достигает 2% валового национального продукта страны).
Защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства. Экономические меры антимонопольной борьбы:
• поощрение создания товаров — заменителей;
• поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);
• привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
• финансирование мероприятийпо расширению выпускадефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; |
Административные меры, направленные на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство, включающие положения:
• запрещающие тайный сговор, направленный на поддержание монопольных цен;
• не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;
• предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление).
Виды слияния фирм
горизонтальное — объединение фирм однотипной продукции или оказывающих одинаковые услуги (две нефтедобывающие компании);
• вертикальное — объединение фирм в цепочке производитель — потребитель (нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая компании);
• конгломеративное — объединение фирм разнотипных товаров или различных видов услуг (нефтедобывающая компания и
мебельная фабрика),
Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в 1890 г. Он признавал незаконными и уголовно наказуемыми монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Западноевропейское законодательство более либерально.
Сложной проблемой является определение факта монополизации. Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33%, на долю трех — 50%, на долю пяти — 66,6% оборота, вводит ограничения и пресечения монополистской деятельности и недобросовестной конкуренции.
ТЕМА 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
Вопросы:
Особенности рынка ресурсов
Рынок труда и заработная плата
Денежный капитал и процент
Рынок ценных бумаг
Рынок природных ресурсов
Для производства товара фирма приобретает необходимые производственные ресурсы: рабочую силу, оборудование, сырье и т.д. Цены на ресурсы составляют издержки фирмы. Рынки, на которых продаются и покупаются ресурсы, называются рынками ресурсов, или факторов производства.