Основные формы несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство.

Монополия и олигополия.

Характерные черты рынка олигополии:

- фирм до 10;

- продукция стандартизирована и дифференцирована;

- контроль над ценами значителен, особенно при сговоре;

- вход в отрасль блокирован (эффект масштаба, наличие патентов и лицензий, контроль над редкими источниками сырья, огромные расходы на рекламу, поведенческие барьеры);

- типично неценовая конкуренция;

- всеобщая взаимозависимость(всегда учитывается поведение рынка).

Модели: тайный сговор-картель, ценовой лидер, ломанный спрос (реагирование на снижение цены ответным снижением), модель Бертрана Дуополя (сознательное соперничество) и тд.

Фирма, которая работает на рынке несовершенной конкуренции называется субъектом и обладает рыночной властью (устанавливает объем выпуска и цену на продукцию). Единственным ограничителем – эластичность спроса на продукцию (чем меньше заменителей, тем меньше эластичность и больше монопольная власть. И наоборот).

Ценовая дискриминация – состоит в том, что фирма продает одинаковые товары разным категориям покупателей и по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.

Условия:

- фирма обладает высокой степенью рыночной власти, обеспечивая ей контроль над производством и ценами,

- существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, где спрос имеет разную степень эластичности,

- покупатель, приобретая продукцию дешевле, не имеет права ее перепродать.

Ценовая дискриминация проводится с целью присвоения монополистом излишка потребителя, максимизирую за счет этого свою прибыль. Бывает 3-х видов:

1)1-ой степени фирма продает каждую единицу товара каждому покупателю по мах цене, которую согласен заплатить потребитель.

2)2-ой степени установление различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции и от времени покупок

3)3-ей степени монополист продает товар разным группам покупателей по разным ценам в зависимости от эластичности их спроса. На дорогом рынке спрос неэластичен, прибыль ­ за счет ­цены. На дешевом рынке спрос эластичен, прибыль ­ за счет ­Qпродаж.

Большинство экономистов считает, что монополия снижает эк. эффективность по 3 направлениям:

1)РСM,QC>QM;

2)монополист не стремится к снижению ТС;

3)барьеры для вступления в отрасль требуют от монополиста больших сил и средств7

гипотеза Шумпетера:

нововведения и изменения технологий проводятся крупными фирмами, которые обеспечивают выгоду себе и обществу, а не мелкие и средние фирмы.

Антимонопольное законодательство— законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал закон Шермана (1890г.) Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. в 1914г. были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности. На ФТК был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов. В 1-й половине 80-х гг. американское правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана. Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 – высококонцентрированным.

В целом ряде отраслей избежать естественных монополий невозможно (газоснабжение, электроснабжение и т.д.). Поэтому государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование. Поскольку государство стремится умерить «аппетит» естественных монополий, оно устанавливает равную для всех цену на уровне средних издержек Такая цена называется «ценой, обеспечивающей справедливую прибыль».

5. Рынок труда. Ценообразование на рынке труда.

Основной ресурс – труд.

Там где в отношении между наемным работником и предпринимателем вмешиваются профсоюзы и государство, там возникает рынок труда несовершенной конкуренции. Если же нет вмешательства – рынок совершенной.

Факторы, определяющие спрос на труд со стороны отдельной фирмы:

- от спроса на продукцию, производтимую при помощи данного вида труда;

- от предложения других эк. ресурсов и их цели;

- от производительности труда=прямая зависимость;

- от величины зарплаты.

MRPL=MRCL=WL, где MRCL=WL может быть только на рынке совершенной конкуренции

Основные формы несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство. - student2.ru Основные формы несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство. - student2.ru

Чем больше труда нанимаем, тем меньше отдача (закон убывающей производительности)

В SR общая численность рабочих и их квалификация неизменна. Основной фактор – величина зарплаты. Однако когда мы говорим о предложении труда, могут возникнуть 2-а явления, связанных с эффектом замещения (замена свободного времени работника рабочим временем) и эффектом дохода (изменение дохода работника при изменении предложения труда).

Основные формы несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство. - student2.ru

W1 до W2 эффект замещения > эффект дохода

W2 до W3 эффект замещения = эффект дохода

W3 до W4 эффект замещения < эффект дохода

Равновесие на рынке труда:

Основные формы несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство. - student2.ru

зарплата – цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника. Зависит от величины номинальной з/п, от уровня цен в экономике, от налогов. Бывает реальная (то количество товаров и услуг, которые мы можем купить за номинальную зарплату) и номинальная ( зарплата в денежной форме).

Формы з/п:

Повременная (з/п, которая зависит от продолжительности проработанного времени/почасовая ставка); сдельная (з/п, которая зависит от количества выработанной продукции/выполненных операций/расценка за шт.)

системы з/п:

сдельно-премиальная и повременно-премиальная; система участия рабочих в прибылях; аналит. оценка работы (операция оценивается в баллах).

Трудовой ресурс, предложение которого ограничено:

Основные формы несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство. - student2.ru

основная цель профсоюза – повышение з/п. Тактик 2: повышение спроса на труд (а) или ограничение предложения (б).

(а):

Основные формы несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство. - student2.ru факторы, ­спрос на труд:

- ­ спроса путем рекламы, политического лобби,­ тарифов и таможенных пошлин, работа кружков качества.

- Рост производительности труда (путем влияния изменения цен на ресурсозаменитель)

(б):

Основные формы несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство. - student2.ru профсоюз поддерживает законодательство, которое ограничивает миграцию, ¯ применение детского труда, обязательный уход на пенсию,¯ недели, запрещает сверхурочные работы.

Создание замкнутого цехового профсоюза: объединяет работников одной специальности, политика сокращения членства в профсоюзе засчет высоких вступительных взносов.

Профсоюз может добиваться вкл. данной специальности в список лицензируемой профессии.

Открытый профсоюз: метод борьбы за свои права – стачка, демонстрация, голодовка, забастовка.

Профсоюз – монополист на рынке труда:

Основные формы несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство. - student2.ru

в точке М – чистая монополия (равновесие на рынке труда при наличии профсоюза)

в точке Е – совершенная конкуренция

We>Wm

Lm<Le

Наши рекомендации